Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений
Управленческое решение - это мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.
В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу деятельности управляемой системы управления. Вот почему именно от качества и своевременности принятия управленческих решений в таможенных органах зависит успех и неуспех управления ими.
Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам.Определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопределенности (или риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, условия неопределенности — нестандартных решений.
Стандартными являются решения, с отклонениями которых отработана структура самого решения и процедура его принятия. Обычно они ориентированы на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок исполнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Подобные решения могут приниматься довольно быстро, без специальной подготовки (к примеру, приказы о приеме и увольнении кадров таможенного органа).
Что касается нестандартных решений, то они, как правило, являются творческими. Несомненно, что в условиях неопределенности, а значит и риска, нужда в таких решениях сильно возрастает. Это сопряжено с необходимостью постоянно приноравливаться к изменяющейся таможенной обстановке и с маневрированием ресурсами под воздействием как внутренних, так и неконтролируемых внешних факторов.
Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:
1. По важности и длительности действия решения делятся на стратегические (долгосрочные от 5 лет), оперативные (краткосрочные до 1 года), тактические (среднесрочные: от 1 года).
2. По форме подготовки — на единоличные, групповые и коллективные решения.
3. По содержанию — на решения административного, экономического и морального характера.
4. По характеру реализации — на решения директивного и рекомендательного характера.
5. По способу фиксации управленческого решения — на письменные или устные решения (распоряжения).
Возможны и иные основания для классификации управленческих решений, но все они вытекают при корректном ответе на следующие вопросы:
-в какие сроки нужно принять решение;
-кто обладает полномочиями для принятия решений;
-какие методы обработки информации используются при принятии решений;
-сколько критериев необходимо выбрать для оценки альтернатив вариантов.
26. Основные требования к управленческим решениям, факторы, влияющие на их принятие
Управленческое решение - это мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.
Управленческое решение – это поиск, переработка и анализ информации. Разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление – это план действий, приказ, письменное или устное распоряжение.
Основные требования к управленческим решениям и факторы, влияющие на их принятие (или условия достижения) представим в виде таблицы:
Наименование требований | Факторы/условия достижения |
Соответствие законодательству РФ / соответствие политическим и социально-экономическим установкам государства. | Учет политической и социально-экономической обстановки. Учет последствий принятия решения. На политический и социально-экономический подход к выработке будущих действий и их политический анализ не должны влиять никакие причины и мотивы. Непременное условие соблюдения данного требования — глубокое понимание сотрудниками проблем таможенной политики. |
Объективность | Учет в решении существующих в данный момент всех связей и отношений в борьбе с противоправными действиями противника, а также закономерностей этой борьбы. |
Оптимальность | Решение должно соответствовать данной конкретной ситуации. |
Своевременность | Оперативность в принятии решения и необходимость быстрого обслуживания подконтрольных лиц, вскрытия нарушения таможенных правил или их упреждения. Обеспечивается также профессиональными качествами, интуицией и опытом сотрудников таможенных органов. |
Целевая направленность | Формирование и доведение целей и сроков до каждого сотрудника таможенного органа. |
Решение не должно противоречить себе и предыдущим решениям | Контроль со стороны экспертов |
Выполняемость | Заключение специалистов и экспертов. |
Возможность внешнего и внутреннего использования решения | Составление отчетных документов |
Наличие полномочий для принятия решений | Должностные инструкции и положения. |
27. Технология подготовки и принятия управленческого решения в таможенных органах
Управленческое решение - это мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.
Управленческое решение – это поиск, переработка и анализ информации. Разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление – это план действий, приказ, письменное или устное распоряжение.
Технология конкретной работы руководителя таможенного органа по подготовке, принятию, а также реализации управленческого решения может различаться в зависимости от специфики последнего, уровня управления, характера задач и условии, в которых работает данный таможенный орган. Но можно обобщить данную схему и рассмотреть отдельные блоки более подробно.
При подготовке решения прежде всего необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Вовремя выявить проблему - это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь: производится их ранжирование и выбор стратегического направления их решения, после чего формулируются цели.
Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:
-получения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется применить частное, более конкретное решение на своем уровне;
-поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела;
-постановки нижестоящим уровням конкретных практических вопросов и проблем.
Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям — по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам таможенного обслуживания, по материальным ресурсам, кадрам и др. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.
Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных действий: декомпозиция проблемы, выдвижение параллельных задач, определение ключевых подзадач, соотнесение выдвинутых задач (подзадач) с силами и средствами, аналогия, использование прогноза развития ситуации, определение и учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.
Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.
К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы.
Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотнесение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны приниматься во внимание две переменные: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.
Чтобы окончательно остановиться на одном варианте, необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии.
Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.
В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.
Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.
В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др.
Таким образом, процесс принятия управленческих решений — это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся.