Понятие управленческого решения и классификация управленческих решений.

Определяющим моментом систематизации управленческих решений являются условия, в которых принимается решение, в связи с этим все решения делятся на:– решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах каждой из альтернатив;

– решения, принимаемые в обстановке риска (неопределенности), здесь менеджер может определить вероятность успеха для каждой альтернативы. В зависимости от сферы деятельности выделяют:

– экономические решения, отвечающие на вопросы: что производить, в каких количествах, какой уровень производственных затрат будет оптимальным, какие выгоды принесет производство инвестору и обществув целом;

– организационные отвечают на вопросы: где географически разместить производство, какие для этого потребуются помещения, какова будет потребность в персонале;

– технические решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений и их совершенствования;

– коммуникативные предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды. По сроку действия последствий решения бывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Исходя из влияния на перспективы развития выделяют: оперативные, тактические и стратегические управленческие решения.

По частоте принятия выделяются одноразовые (случайные) и повторяющиеся.

По широте охвата – общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные управленческие решения.

По функциональному назначению выделяют организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие.

По форме подготовки выделяют единоличные, групповые и коллективные решения. При принятии индивидуальных решений большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления.

При групповом и коллективном подходе управленческие решения принимаются совместно с сотрудниками и делегируются по уровням управления.

По уровню сложности: простые и сложные решения.

По жесткости регламентации:– контурные, которые лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;

– структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, а инициатива может проявляться лишь при решении второстепенных вопросов;

– алгоритмические предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают инициативу.

По направленности управленческих решений на объекты они подразделяются на внешние и внутренние решения. Однако управленческое решение не может изменить факторы внешней среды. Внешнее управленческое решение призвано корректировать связи организации с окружающим миром в интересах осуществления миссии или достижения целей организации.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Управленческое решение – это сознательный выбор из имеющихся вариантов и альтернатив направления действий, сокращающего разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Это вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Принятие управленческих решений в организации характеризуется как:

– сознательная и целесообразная деятельность, осуществляемая человеком;

– поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

– процесс взаимодействия членов организации;

– выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

– часть общего процесса управления;

– неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

– важное для выполнения всех других функций управления.

При принятии любого решения присутствуют три момента: интуиция, суждения и рациональность.

Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные. В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено, выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения – это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Как правило, интуиция обостряется вместе с приобретением опыта. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, но они основаны не только на интуиции, а и на знаниях и накопленном опыте.

Рациональные решения основаны на изучении экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации; на применении научных походов при анализе, прогнозировании и экономическом обосновании управленческих решений.

Так как решения принимаются людьми, то их характер отражает особенности личности менеджера. В связи с этим различают уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Авторы импульсивных решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии как следует их проверить, оценить, уточнить.

Инертные решения являются результатом осторожного поиска. В них контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому они не оригинальны.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез.

Содержание процесса принятия решений

Процесс принятия решений составляет один из центральных пунктов управленческой деятельности. Рациональное решение проблем возможно, когда руководители следуют общепринятым методам работы. К ним относят научный метод, состоящий в том, что путем наблюдения, сбора и анализа информации формулируется гипотеза о самой проблеме и подходах к ее решению. Научный метод дает системную ориентацию, т. е. выявляет взаимосвязи данной проблемы с внешним окружением и внутренними переменными самой организации, что позволяет выявить причины возникновения проблемы и выяснить ее основу, а также он пользуется математическим моделированием.

На практике применяется множество научных подходов к разработке и принятию управленческих решений:

– комплексный подход предусматривает одновременную разработку технических, экологических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления в их взаимосвязи;

– интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между подсистемами, между стадиями жизненного цикла объекта управления, между уровнями управления, между субъектами управления по горизонтали;

– стандартизационный подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы норм, правил и характеристик с целью управления;

– маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач;

– функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнять для удовлетворения потребителей;

– структурный подход – это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов в их совокупности с целью установления рационального соотношения и повышения обоснованности принятия решений;

– ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время;

– нормативный подход заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

66. Этапы подготовки, формирования и реализации решения

Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов.

2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Проблемы бывают:

-стандартные. Для их решения необходим инструкции и руководства;

-жестко структурированные. Решение - применение экономико-математические модели;

-слабо структурированные. Решение - произвести системный анализ;

-неструктурированные (новые). Решение - экспертные оценки и мнения.

Методы выявления причин возникновения проблем:

-выявление факторов, появление которых совпадает с моментом возникновения проблемы;

-выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникала;

1.диаграмма "Рыбья кость" (причинно-следственная диаграмма), ее создатель - Исикава.

Необходимо проранжировать выявленные причины в порядке важности.

Здесь можно воспользоваться правилом Парето: устранение 20% причин может решить проблему на 80%.

3. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо:

1)сформировать систему показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования;

2)сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:

-является ли альтернатива допустимой;

-является ли альтернатива удовлетворительной,

-является ли альтернатива оптимальной;

-какая из двух сравниваемых альтернатив лучше;

3.осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. "Плохой администратор предлагает правильное решение, а хороший - выполнимое".

4.Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения.

5.Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи.

Наши рекомендации