Вопрос № 8 Существующие модели формирования организационной структуры управления, их выбор, типы структур
Под организационной структурой понимается состав и взаимосвязи между различными подразделениями фирмы, которые определяются, исходя из единых целевых ориентиров и функциональных задач, и базируются на сочетании специализации и кооперации.
I. По способу взаимодействия с внешней средой теория менеджмента выделяет следующие типы организации:
1. Организации механистического типа – характерные черты: жесткая иерархия власти, где каждый низший уровень управления находится под контролем вышестоящего; централизм принятия управленческих решений; при принятии управленческих решений и контроле за деятельностью работников руководители следуют специально разработанным формальным процедурам; каждый работник организации имеет узкую специализацию, четко определенные права и обязанности.
Организации механического типа, эффективно действуют в условиях, когда используется рутинная технология; имеется несложное, стабильное окружение. Плюсы: цели и задачи организации достаточно просты и известны всем работникам; выполняемая работа в организации делится на отдельные специализированные операции, что позволяет ее достоверно проверить и измерить; наличие специально разработанных формальных правил и процедур делает предсказуемое поведение работников, что естественно облегчает труд управления. Минусы: бюрократизация управления из-за большого количества формальных правил и процедур; возможность существования некомпетентных работников; невозможность адекватной реакции при существующих организации в условиях сложной динамики.
2. Организации органистического типа – характерные черты: децентрализация управления; гибкость структуры управления; отсутствие четкой иерархии управления; умеренное использование формальных правил и процедур; применение демографического подхода при принятии управленческих решений; при подборе и расстановке кадров работники имеют широкую специализацию в работе.
Организации органического типа эффективно действуют в условиях сложной динамичной внешней среде. Плюсы: высокая производительность труда при осуществлении не рутинных технологий; возможность разработки новых видов продукций, технологий; широкая специализация кадров повышает самостоятельность в принятии управленческих решений на местах. Минусы: сложность решаемых задач и небольшое умеренное использование формальных правил и процедур, ведет к повышенной непредсказуемости работника.
II. Типы организаций по обособлению внутренних структур подразделений.
1. Линейный тип – в таких организациях обособленные подразделения основаны на простых принципах деления (по численности, по занимаемой территории, по времени выполнения работ), когда у подразделения нет ярко выраженной специализации в работе. Организации линейного типа существуют в мелком семейном бизнесе, применяются при создании низовых звеньев в крупных организациях (бригада). Суть – руководитель непосредственно находится над подчиненными, связан на прямую. «+»: простота управления и невысокие затраты на управление. «-»: невозможность организации крупного производства.
2. Функциональный тип – деятельность осуществляется по выполняемым видам работ, процессом производства, функциям управления. Большинство предприятий используют этот тип (руководители, замы), каждый цех выполняет свой этап производства. «+»: имеют возможность наиболее эффективно выполнять те или иные виды работ, позволяют осуществлять количественный рост организации при сохранении качественных характеристик выполняемых работ. «-»: возможность проявления функционализма в деятельности подразделений вследствие их специализаций и в этой связи возникновение замкнутости консерватизма,что приводит к размыванию общей цели; может возникнуть эффект «бутылочного горла», когда решение проблем низовых звеньев может подняться до главного руководителя; Организации функционального типа широко распространены в среднем и крупном бизнесе.
3. Линейно-штабной тип – отличается от линейного типа тем, что при руководителе создается штаб из специальных служащих (бухгалтерия, экономист, юрист), который занимается подготовкой управленческих решений для руководителя и лишен права управления исполнителями.
4. Рыночный (дивизиональный) тип – когда в основе обособления подразделений лежат следующие направления: вид выпускаемой продукции, рынок сбыта продукции, потребители продукции. Применяется тогда, когда существуют трудности со сбытом продукции, когда необходимо разделить стратегические управления от оперативного. «+»: устранение функционализма в работе подразделений и происходит сдвиг в работе подразделений в сторону конечного результата. «-»: возможность противопоставления целей отдельных подразделений общим целям организации. Организации рыночного типа широко распространены в сфере услуг.
5. Матричный тип – возникновение связано с целью максимизации преимуществ и минимизации недостатков функционального и рыночного подходов. Совмещают в себе функциональные и рыночные подходы. Отличительная черта – у одного работника существует два руководителя функциональный и непосредственный руководитель работ. «+»: сочетание горизонтальных и вертикальных связей способствует повышению эффективности управления, у исполнителей развивается механизм самостоятельного принятия решений на местах. «-»: при отсутствии должного баланса власти двойное подчинение работника может стать источником конфликта в организации, увеличение расходов на управление.
III. Типы организаций по взаимодействию с человеком делятся на:
1. Организации корпоративного типа – характерные черты: объединение людей осуществляется по профессиональным признакам, главным средством управления является поддержание дефицита тех или иных ресурсов и монополия на информацию и ресурсы (АНХК, крупные предприятия). Интересы организации стоят выше интересов ее участников. Объединение осуществляется через их разделение в процессе труда. Связи между людьми осуществляются в процессе их деятельности, т.е. формально. «+»: простота управления. «-»: игнорирование человека как личность, что снижает его мотивацию. Этот тип в крупном и среднем бизнесе.
2. Организации индивидуалистического типа – характерные черты: представляет собой добровольное объединение людей, интересы организации определяются интересами ее участников, в управлении организацией используются демократические подходы, связи между людьми осуществляются неформальным образом. «+»: учитываются интересы участников, что повышает их мотивацию и эффективность деятельности организации. «-»: сложность управления в том, что необходимо учитывать интересы каждого члена организации.