Принципы формирования организационной структуры управления

Принципы формирования организационной структуры управления. Основные принципы формирования организационных единиц. Принципы построения организационной структуры. Факторы, определяющие организационную структуру. Централизованное и децентрализованное построение организации.

2.Методы проектирования организационных структур управления: аналогий, экспертно-аналитический, структуризации целей, организационного моделирования. Типы организационных моделей и их характеристика.

Принципы формирования организационной структуры управления. Основные принципы формирования организационных единиц. Принципы построения организационной структуры. Факторы, определяющие организационную структуру. Централизованное и децентрализованное построение организации.

Организационную структуру можно определить как совокупность устойчивых связей и отношений между субъектами, предметами их деятельности, необходимых для осуществления внешних и внутренних функций организации.

Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов — формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должны быть положены сначала цели, а затем — механизм их достижения.

Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:

1. Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной.

2. Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до мастера участка.

3. Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления.

4. Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.

Исследование влияния внешней среды на проектирование организации включает следующие этапы:

Первый этап — выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания).

Второй этап — выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия.

Третий этап — определение степени разнообразия элементов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь).

Четвертый этап — проектирование каждого элемента организационной структуры с учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать.

Пятый этап — формирование механизма управления с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды.

Построение организационных структур предполагает следующие действия:

1. Выделение микро-, мезо-, макроуровней структуры:

– микроуровень– это группы участников организации, самые ее мелкие структурные подразделения;

–мезоуровень– относительно автономные организационные образования, например, подразделения, филиалы и т. п.;

– макроуровень– это мультиорганизации внутри организации как целого, например, министерство, комитет и т. д.

Эти уровни определяют, «что считать организацией». В отдельных случаях это может быть даже один человек (нулевая ступень организации), в других – даже самостоятельные группы в организациях сами организациями не являются, а рассматриваются как ее блоки.

2. Уточняется полный элементный состав организации, выделяются в ней активные и поддерживающие элементы.

3. Проверяется обеспеченность устойчивых связей между элементами с определенной временной и пространственной конфигурацией.

4. Определяется спецификация связей и отношений, входящих в структуру, чтобы затем понять или задать их вид.

5. Описываются все слои организационной структуры (структурный портрет организации).

6. Формулируются показатели процедур, стандартов (эталонов), эффективности частей и всей организационной структуры.

Принципы формирования организационной структуры управления

1. Важный принцип формирования организационной структуры управления — первичность функций управления и вторичность самой структуры. Важна производственная структура (бизнес-процессы) организации, определяющая иерархию, а также разделение труда в линейном и функциональном аппаратах управления.

2.Принцип единства распорядительства предполагает концентра­цию ресурсов для достижения главных целей и исключения подчине­ния работников нескольким руководителям.

3.Принцип централизации принятия стратегических решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень полномочий и ответственности по принятию и реализации тактических решений.

4.Принцип разделения организации на производственно-хозяйствен­ные блоки, ориентированные на достижение относительно самостоя­тельных конечных результатов посредством независимого распоряди­тельства выделенными ресурсами.

5.Принцип возрастания объема координационной работы по мере специализации управленческих подразделений на функциях и видах работ, а производственных звеньев — на продуктах и видах услуг.

6.Принцип обеспечения контроля (управляемости) для линейных руководителей и связанного с ним удлинения иерархической лестни­цы по мере увеличения размеров организации.

7.Принцип соответствия задач, прав, обязанностей и ответствен­ности для каждого звена и работника.

8. Принцип гибкости (адаптивности): структура должна иметь спо­собность своевременно реагировать на изменение внутренней и внеш­ней среды.

9.Принцип экономичности: структура должна иметь столько уров­ней управления и функциональных подразделений, сколько может обеспечить эффективное функционирование организации.

Выделяют также принципы формирования организационных еди­ниц:

1. Группирование по знаниям и навыкам, а также по уровням знаний и навыков (например, хирурги относятся к одному отделению, психиат­ры — к другому, кроме того, выделяются медсестры внутри подразде­ления).

2.Группирование по рабочим процессам и функциям (технологиче­ский процесс становится определяющим фактором): например, клас­сическая структура машиностроительного предприятия включает литейный, механический, сборочный, вспомогательный и обслужива­ющий цеха и т.д.

3. Группирование по времени: различные организационные единицы могут работать в разное время.

4.Группирование по выпуску (по производимым продуктам или предо­ставляемым услугам). Например, в ресторане бар организационно и пространственно отделен от обеденного зала.

5. Группирование по клиентам (обслуживание юридических и физи­ческих лиц).

6.Группирование по месту осуществления деятельности. Например, коммерческие банки открывают представительства кредитного отде­ла в магазинах бытовой техники и др.

Очевидно существование зон неопределенности, когда требуется детальное рассмотрение содержания каждого процесса.

Наши рекомендации