Роль и значение информации при принятии управленческих решений.
Информация – (осведомление, разъяснение, сведения о чем-либо) – это перечень сведений, сообщений характеризующих что-либо. В социально-экономических дисциплинах, понятие информации связывают с отражением в сознании человека окружающего его мира. Вся управленческая деятельность базируется на информации. Сам процесс принятия управленческого решения представляет собой получение, восприятие, преобразование и передачу определенной информации, т.е коммуникацию. Информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для руководителя принимающего решения. Основным свойством информации является способность быть средством отражения событий и процессов. Одним из свойств информации является многократность ее использования, что связано со спецификой ее потребления в процессе которого она не исчезает. Основная задача руководителя любого ранга – владеть необходимой информацией в нужное время. Рано поступившая информация может затеряться, а поздно пришедшая уже не имеет потребительской стоимости. Значение информации для процесса управления двоякое. С одной стороны, чем больше объем информации, тем труднее выбор из-за трудности обработки; с другой – с увеличением объема информации повышается возможность совершенствовать управление. Информация имеет значимость лишь тогда, когда имеются источник (информатор) и получатель (информант).
Задача руководителя заключается в следующем:
- отделить ценную информацию от второстепенной;
- выделить из информации наиболее важную часть, позволяющую анализировать текущее состояние системы и принять правильное решение. Руководители обязаны постоянно изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые должны основываться на достоверной текущей и прогнозируемой ин-ции, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решение.
Сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или
более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейсяпредметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация несостоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль. Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов.Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:1.Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию ипередающее ее; 2. Сообщение - непосредственно информация;3.Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);4. Получатель (адресат) - лицо, которому предназначенаинформация и которое интерпретирует её.Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:1. Зарождение идеи или отбор информации;2. Выбор канала передачи информации;3. Передача сообщения;4. Интерпретация сообщения.Например, генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании. В данном случае генеральный директор - отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении качества торговли - сообщения; совещание — это канал информации; получатели — менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания дают обратную связь генеральному директору.При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента.Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.Основные виды коммуникаций.
Виды коммуникации организации:
1) Коммуникации между организацией и ее средой(Средства коммун.организации с элементами внешнего окружен)
С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и др. программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа орг-циии на местном, общенациональном и международном уровне. Осуждения, собрания, переговоры, отчеты циркулирующие внутри орг-ции, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой.
2) Коммуникации внутри организацииМежуровневые ком-циии - перемещение инф-ции в рамках вертикальной ком-ции. Может происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом решении) и восходящим (отчеты, предложения, объяснительная записка). Ком-ции между различными отделами или горизонтальные. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними необходим для координации задач и действий. Коммуникации «руководитель-подчиненный». Связанный с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задачи; оповещением подчиненного о грядущем изменении. Ком-циии между руководителем и рабочей группой. Позволяет руководителю повысить эффективность действий группы. Неформальные ком-ции. Канал неформальных коммуникаций – это канал распространения слухов, так как по каналам слухов информация передается немного быстрее, чем по каналам формального сообщения, иногда руководители пользуются слухами для запланированной утечки и распространения определенной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».
Основные виды коммуникаций.
Виды коммуникации организации:
1) Коммуникации между организацией и ее средой(Средства коммун.организации с элементами внешнего окружен)
С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и др. программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа орг-циии на местном, общенациональном и международном уровне. Осуждения, собрания, переговоры, отчеты циркулирующие внутри орг-ции, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой.
2) Коммуникации внутри организацииМежуровневые ком-циии - перемещение инф-ции в рамках вертикальной ком-ции. Может происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом решении) и восходящим (отчеты, предложения, объяснительная записка). Ком-ции между различными отделами или горизонтальные. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними необходим для координации задач и действий. Коммуникации «руководитель-подчиненный». Связанный с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задачи; оповещением подчиненного о грядущем изменении. Ком-циии между руководителем и рабочей группой. Позволяет руководителю повысить эффективность действий группы. Неформальные ком-ции. Канал неформальных коммуникаций – это канал распространения слухов, так как по каналам слухов информация передается немного быстрее, чем по каналам формального сообщения, иногда руководители пользуются слухами для запланированной утечки и распространения определенной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».