Учетная политика организации и ее значение в принятии управленческих решений. Основные положения и порядок формирования

Учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З)).

Определение учетной политики в ст. 2 Закона Республики Бела­русь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (действовал до 01.01.2014, далее — Закон № 3321-XII) было следующим: учетная политика — это совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, ­используемых организацией.

Как видим, ранее говорилось об учетной политике как о совокупности способов и методов ведения бухгалтерского учета. С 2014 года учетная политика — это совокупность способов органи­зации и ведения бухгалтерского учета.

То есть учетная политика организации включает (п. 4 ст. 9 Закона № 57-З):

— применяемые организацией виды учетной оценки;

— план счетов бухгалтерского учета организации;

— разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;

— применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

Сравнивая составляющие учетной политики согласно Закону № 57-З и действовавшему до 01.01.2014 Закону № 3321-XII, можно отметить, что до 01.01.2014 учетная политика должна была содержать регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. В Законе № 57-З такого требования нет, в то же время регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета целесообразно предусмотреть в «иных способах организации и ведения бухгалтерского учета».

Закон № 57-З обязывает предусматривать в учетной политике порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. В Законе № 3321-XII такого требования не было.

Остальные составляющие учетной политики, предусмотренные Законом № 57-З, так или иначе необходимо было предусматривать и до 2014 года.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 57-З организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и ут­верждается руководителем организации.

Следует отметить, что учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом № 57-З (п. 2 ст. 9 Закона № 57-З).

В соответствии со ст. 3 Закона № 57-З бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопо­ставимости, уместности.

Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.

Принцип обособленности означает, что активы, обязательст­ва, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.

Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.

Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).

Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Рес­публики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.

Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена.

Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содер­жащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.

Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.

Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.

Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.

Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации.

Обязательно ли прописывать нормативные правовые акты, на основании которых организация будет вести бухгалтерский учет в 2014 году?Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, пре­дусмотренных Законом № 57-З. Закон № 57-З не содержит запрета на включение в учетную политику иных составляющих, не перечисленных в ст. 9 Закона № 57-З. Например, учетной политикой могут быть утверждены применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности (если в формы бухгалтерской отчетности, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111, введены дополнительные показатели по указанию пользователей этой отчетности) и др.

Прописывать в учетной политике нормативные правовые акты, на основании которых организация будет вести бухгал­терский учет в 2014 году, можно, но не обязательно. Целесо­образность этого определяет сама организация.

Может ли организация не предусматривать в учетной политике на 2014 год применяемые регистры бухгалтерско­го учета, поскольку такого требования нет в новом Законе № 57-З? Такого права у организации нет. Однако следует учитывать, что форма бухгалтерского учета — порядок осуществ­ления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (ст. 1 Закона № 57-З).

Таким образом, учетная политика организации на 2014 год должна содержать совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся записи на счетах бухгалтерского учета.

Согласно ст. 11 Закона № 57-З учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит свое­временной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона № 57-З.

Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:

— наименование регистра;

— наименование организации;

— даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

— хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;

— оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

— должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи.

В отношении каких активов можно в учетной политике на 2014 год прописывать вопросы отнесения активов в состав основных средств и состав отдельных предметов в составе средств в обороте?

По данному вопросу следует учитывать нормы:

— Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Респуб­лики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26);

— Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133).

Согласно п. 4 Инструкции № 26 организацией в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

— активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

— организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

— активы предназначены для использования в течение ­периода продолжительностью более 12 месяцев;

— организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

— первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

При этом п. 3 Инструкции № 26 предусмотрено, что Инструкция № 26 не применяется в отношении запасов.

Методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета, определяет Инструкция № 133.

Согласно п. 3 и 4 Инструкции № 133 среди прочего к запасам относятся инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления.

При этом Инструкция № 133 не применяется в отношении инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, оснастки и приспособлений, которые в соответствии с учетной политикой организации относятся к основным средствам.

Таким образом, исходя из норм Инструкции № 26 инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления могут быть отнесены к основным средствам, а исходя из норм Инструкции № 133 данные активы могут быть отнесены к запасам.

Вопросы учета таких активов необходимо закрепить в учетной политике.

Например, в учетной политике организации можно оговорить стоимостный критерий для отнесения таких активов к основным средствам либо к запасам. При этом законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно величины данного критерия. Он может быть равен 30 базовым величинам, иметь другое значение (20 базовых величин, 40 базовых величин, быть равен определенной сумме и др.). Также организация может предусмотреть в учетной политике перечень соответствующих активов, относящихся к основным средствам или запасам.

Такие основные средства, как здания, сооружения, передаточ­ные устройства, оборудование, транспортные средства, не могут быть отнесены к запасам (отдельным предметам в составе средств в обороте), даже если оговорить это в учетной политике, поскольку соответствующая запись в учетной политике будет противоречить законодательству. Их следует относить к основным средствам при выполнении условий признания, предусмотренных в п. 4 Инструкции № 26.

При этом следует помнить, что при классификации основных средств необходимо руководствоваться нормативными сроками службы основных средств, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее — Нормативные сроки службы).

Согласно Нормативным срокам службы инструмент относится к группе 6, инвентарь и принадлежности относятся к группе 7.

Напомним, что согласно п. 6 Инструкции о порядке начисле­ния амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее — Инст­рукция № 37/18/6), для проведения амортизационной политики в организации создается комиссия из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации. Ука­занная комиссия осуществляет функции согласно приложению 1 к Инструкции № 37/18/6.

Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6 к функциям комиссии по проведению амортизационной политики относится выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества.

По своему усмотрению при применении данного положения учетной политики организация может учитывать разъяснения специалистов Министерства финансов Республики Беларусь, размещенные на официальном сайте ведомства (http://minfin.gov.by/treatment/faq/tag/36).

Согласно данному разъяснению «дополнительные условия признания могут быть установлены также в отношении отдельных видов оборудования и устройств, имеющих срок службы более года и используемых в деятельности организации для управленческих, хозяйственных нужд (калькуляторы, телефон­ные и факсимильные аппараты, модемы, принтеры, сканеры, счетчики и другие). Решение об отнесении указанных активов к основным средствам или запасам принимается организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой ею деятельности».

Однако во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами автор рекомендует руководствоваться нормами действующего законодательства по данному вопросу и учитывать возможные его изменения.

Наши рекомендации