Тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений

Выживание и успех в современных экономических условиях во многом определяются умением руководителя оперативно влиять на деятельность своей организации путем принятия верных и быстрых управленческих решений. В процессе практической финансово-хозяйственной деятельности организаций можно выделить следующие основные направления принятия управленческих решений:

− анализ безубыточности производства;

− принятие решения о целесообразности выполнения дополнительных заказов;

− определение структуры производства;

− решение о прекращении производства какого-либо продукта;

− принятие решения по ценообразованию;

− принятие решений по инвестиционным проектам.

Рассмотрим некоторые из них:

1.Анализ безубыточности производства основан на зависимости между доходами от продаж, затратами и прибылью. Для проведения анализа готовят исходные данные, т.е. определяют период исследования и имеющиеся производственные мощности. На основе полученной информации находят критическую точку и строят экономическую модель. Расчет значения показателя в критической точке может быть сделан и арифметически, и графическим способом и с помощью маржинального подхода.

Арифметический метод основан на использовании формулы:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.1)

Выражая выручку и затраты через объем реализации, а прибыль приравняв к нулю, получаем формулу для исчисления критической точки:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.2)

При маржинальном подходе используется показатель маржинальной прибыли. Расчет производится по следующим этапам:

1) Рассчитывается сумма маржинальной прибыли (МП), приходящаяся на единицу продукции:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.3)

где:МПед. – маржинальная прибыль на единицу

2) Находится норма маржинальной прибыли (НМП).

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.4)

3) Полученный процент НМП может быть использован для расчета показателей деятельности предприятия:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.5)

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.6)

4) Рассчитывается критический объем продаж (Vкрит.)

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.7)

и объем продаж для достижения планируемой суммы прибыли (Vплан.):

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.8)

5) Рассчитывается маржинальный запас рентабельности (МЗР)– величина, показывающая превышение объема производства над объемом производства, необходимым для достижения точки безубыточности.

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.9)

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.10)

(показывает на сколько процентов должна уменьшиться выручка, прежде чем предприятие начнет нести убытки).

Графический метод (рис.10.1) основан на таком построении, когда одна линия характеризует поведение совокупных затрат (переменные + постоянные):

Y1 =Совокупные постоянные затраты + Переменные затраты× Объем реализации,

другая – поведение выручки от реализации:

Y2 = Цена реализации × Объем реализации.

Точка пересечения этих линий и будет определять точку безубыточности

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru

Рисунок 10.1. Определение точки безубыточности графическим методом

Для любой организации важно правильно определить точку безубыточности, так как эта точка ориентирует организацию на объем реализации, необходимый для получения прибыли. Проведение анализа безубыточности позволяет принять решения, связанные с пересмотром цен, изменением ассортимента.

2) В бухгалтерском управленческом учете также формируется информация, используемая при принятии решений перспективного характера:

− о капиталовложениях;

− о целесообразности освоения новых видов продукции.

Инвестиционная деятельность характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитал, направленных на расширение экономического потенциала предприятия.

В зависимости от сферы, в которую направляются инвестиции, они делятся на производственные и финансовые. Производственные инвестиции – это вложения в конкретную сферу и вид деятельности, приносящие приращение реального капитала, т.е. увеличение средств производства, материально-вещественных ценностей и запасов.

Финансовые инвестиции представляют собой вложения в ценные бумаги и финансовые ресурсы.

Вложения, имеющие четкую адресную направленность, называют вложениями в проект. Основные фазы инвестиционного цикла называют жизненным циклом проекта. Различают следующие основные фазы жизни проекта:

− Прединвестиционная. На этом этапе проводятся исследования и разработки в обоснование проекта, готовится проектная документация, намечаются источники инвестирования.

− Инвестиционная. Самая затратная фаза, поглощающая основной объем инвестиций. В течение этой фазы возводятся здания и сооружения, приобретается и монтируется оборудование, создается производственная инфраструктура, начинается опытный и затем серийный выпуск продукции, продажа продукции.

− Эксплутационная. Инвестиции значительно уменьшаются, но еще необходимы для поддержания производства. Доход от продажи продукции намного превышает инвестиционные затраты, вследствие чего в некоторый момент времени общая сумма дохода становится равной стоимости капитала, вложенного в проект, что свидетельствует о достижении точки окупаемости проекта.

При оценке эффективности инвестиций следует различать понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность». Эффект результат, достигаемый за счет инвестирования, вложения капитала. Эффективность – соотношение между достигаемым эффектом и величиной инвестиций, обусловивших получение эффекта.

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.11)

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.12)

Эффективность вложений должна превышать единицу, тогда они окупаются.

Наибольшую трудность при оценке эффективности инвестиций представляет учет инфляций и временных лагов. Для учета временных сдвигов применяют дисконтирование, приведение эффекта и затрат к определенному базисному периоду.

Дисконтирование – это процесс нахождения сегодняшней стоимости тех денег, получение которых ожидается в будущем.

Можно воспользоваться формулой:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.13)

где: Кt– будущая стоимость капитала к концу года t, руб.;

К – дисконтированная стоимость капитала, руб.;

n –норма прибыли на вложенный капитал (процентная ставка), которая определяется отношением дохода к капитальным вложениям, %;

t– число оборотов капитала, лет (раз).

Данный алгоритм называется расчетом сложных процентов.

Из формулы (10.13) следует формула расчета приведенной (дисконтированной) стоимости:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.14)

где: К – дисконтированная стоимость капитал, руб.;

Кt – будущая стоимость капитала к концу года t, руб.;

n – норма прибыли на вложенный капитал (процентная ставка), которая определяется отношением дохода к капитальным вложениям, %;

t – число оборотов капитала, лет (раз).

Внутренний коэффициент окупаемости. Это ставка процента, полученного от инвестиций в течение всего инвестиционного периода. Его называют также ставкой дисконта. Исходя из формулы (10.14) этот показатель можно определить следующим образом:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10/15)

Период окупаемости - это то время, по истечении которого полученный предприятием чистый доход от продаж продукции полностью покроет первоначально вложенный капитал.

Если размер ожидаемой чистой прибыли равномерно распределяется по всем годам инвестиционного проекта, то период окупаемости рассчитывается по формуле:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru (10.16)

где:Tок– период окупаемости, годы, месяцы;

КВ- капитальные вложения, финансируемые в инвестиционный проект, руб.;

Д – ежегодная прибыль от продаж продукции, являющаяся следствием внедрения инвестиционного проекта, руб.

Чем выше ожидаемый размер годового дохода, тем короче срок окупаемости капиталовложений, ниже их степень риска и тем привлекательнее инвестиционный проект.

Контрольные вопросы:

1. Что такое управленческое решение?

2. Кто принимает главные решения в организации?

3. Кто занимается сбором и обработкой информации для руководителя?

4. Назовите основную цель проведения анализа безубыточности производства.

5. На какой зависимости основано определение точки безубыточности?

6. Как построить график, чтобы определить точку безубыточности?

7. Что такое релевантные расходы? Почему их необходимо определять?

8. Поясните высказывание «чем выше доля переменных затрат в цене реализации продукта, тем выше точка безубыточности».

9. Почему бухгалтерская калькуляция себестоимости не подходит для принятия решений о принятии дополнительного заказа на производство?

10. Поясните высказывание: «самой нижней границей цены можно считать переменную себестоимость».

11. Может ли оказывать влияние на цену продукции степень использования производственных мощностей?

12. Назовите лимитирующие факторы, которые могут бать на производственных предприятиях.

13. В чем заключается сущность инвестиционной деятельности?

14. С какой целью проводится анализ эффективности инвестиций?

15. Как рассчитывается период окупаемости капиталовложений?

16. Что такое дисконтирование?

Методические рекомендации по изучению темы и решению типовых задач

При изучении темы необходимо уделить особое внимание категориям «маржинальная прибыль», «норма маржинальной прибыли», «лимитирующий фактор», «инвестиционная деятельность», «дисконтирование». Изучить научную литературу и рассмотреть варианты использования анализа точки безубыточности при принятии управленческих решений.

Задача 1. Инвестор имеет 200 тыс.руб. Предлагается положить в банк на депозит под 150%. Тогда через год инвестор получит

200 + (150%×200)/100=500 тыс. руб.

Капитал сделал один оборот. Таким образом, при ставке 150% через год 200 тыс. руб. превратятся в 500 тыс.руб. И наоборот, 200 тыс.руб. – это сегодняшняя стоимость тех 500 тыс.руб., которые инвестор получит через год.

Можно воспользоваться формулой:

тема 10. роль управленческого учета в принятии обоснованных управленческих решений - student2.ru

Подставив значения, получим Кt= 200 (1+1,5)1=500

Подставив числовые значения в формулу :

500/(1+1,5)1 = 200 тыс.руб.

Этот расчет дает ответ на вопрос: какой суммойК должен располагать инвестор, чтобы по истечении tлет при процентнойставке nполучить желаемый капитал Кt.?

Задача 2. Инвестор имеет 200 тыс.руб. и хочет получить через два года 2 млн. руб. Какова должна быть для этого минимальная величина процентной ставки?

N=(2000000/200000)1/2 – 1= 2,162, или 216,2%.

Следовательно, инвестор должен найти банк, предлагающий вкладчику 216,2% годовых. Для проверки полученного результата воспользуемся формулой.

Kt= 200(1+2.162)2=2000 тыс.руб.

Задача 3. Предприятие производит и реализует в месяц 5 000 ед. продукции по цене 2,5 тыс.руб. Переменные затраты на единицу продукции – 1,4 тыс.руб. , постоянные затраты предприятия – 2000 тыс.руб. По мнению отдела маркетинга предприятия, увеличение ежемесячных затрат на рекламу на 2% от существующего объема реализации позволит увеличить объем производства на 30%. Следует обосновать целесообразность увеличения затрат на рекламу.

Решение:

Рассчитаем норму маржинальной прибыли по фактическим данным:

- определим сумму выручки от реализации и величину переменных затрат на реализованную продукцию:

Выручка = Объем × Цена = 5000ед. × 2,5 тыс. руб. = 12500 тыс. руб.

Переменные затраты = Объем × Переменные затраты на единицу = 5000ед. × 1,4 тыс. руб. = 7000 тыс. руб.

- определим сумму и норму маржинальной прибыли:

МП = Выручка – Переменные затраты = 12500 тыс.руб. – 7000 тыс.руб. = 5500 тыс.руб.;

НМП = МП /Выручка = 5500 тыс. руб.: 12500 тыс. руб. = 0,44, или 44%;

- определим прибыль от продаж:

Прибыль от продаж = МП – Постоянные затраты = 5500 тыс.руб. - 2000 тыс.руб. = 3500 тыс.руб.

Рассчитаем возможную норму маржинальной прибыли при принятии решения об увеличении затрат на рекламу:

- дополнительные затраты на рекламу: Затраты на рекламу= Выручка × 0,02 = 12500 тыс. руб. × 0,02 = 250 тыс. руб.

- постоянные затраты по прогнозу должны увеличиться на 250 тыс. руб. Так как затраты на маркетинг относятся к постоянным затратам, их размер по прогнозу составит:

Постоянные за затраты = 2000 тыс. руб. + 250 тыс.руб. = 2250 тыс.руб.

Определим прогнозируемый объем продаж и выручку:

Объем прогнозируемый (V)= 5000ед. × 1,3= 6500 ед.;

Выручка прогнозируемая = Vпрогнозируемый × Цена = 6500 ед. × 2,5 тыс.руб. = 16250 тыс.руб.

Определим переменные затраты по прогнозу:

Переменные затраты по прогнозу = Vпрогнозируемый × Переменные затраты на ед. = 6500 ед.× 1,4 тыс. руб. = 9100 тыс. руб.

Определим прогнозируемую маржинальную прибыль:

МП прогнозируемая = Выручка прогнозируемая – Переменные затраты прогнозируемые = 16250 тыс.руб. - 9100 тыс.руб. = 7150 тыс.руб.

- Определим изменение маржинальной прибыли при принятии решения:

∆ МП = 7150 тыс. руб. – 5500 тыс.руб.=1650 тыс.руб.

Таким образом, увеличение затрат на рекламу с целью увеличения объема продаж приведет к увеличению маржинальной прибыли на 1650 тыс.руб.

Определим прогнозируемую норму маржинальной прибыли:

НМП прогнозируемая = МП прогнозируемая - Постоянные затраты прогнозируемые = 7150 тыс.руб. – 2250 тыс.руб.=4900 тыс.руб.

Таким образом, прибыль от реализации при принятии данного решения увеличится на 1400 тыс.руб. (4900 тыс.руб. – 3500 тыс.руб.), или на 40% (1400 тыс.руб. : 3500 тыс.руб. × 100%).

В данной ситуации увеличение затрат на рекламу является целесообразным, так как приведет к улучшению финансового состояния предприятия.

Задачи для самостоятельного решения:

1. В таблице 10.1 приведены данные ЗАО «Искра» о затратах на выпуск одного контрольно-измерительного прибора. Условно-постоянные расходы рассчитывают исходя из 10 000 контрольно-измерительных приборов в месяц.

Задание. Определите точку безубыточности, учитывая то, что цена на выпускаемые приборы 250 руб. Рассчитайте, какую прибыль или убыток получит ЗАО «Искра», если будет выпускать 500 контрольно-измерительных приборов в месяц.

Таблица 10.1

Данные ЗАО «Искра» о затратах на выпуск одного контрольно-измерительного прибора

Затраты Сумма, руб.
Материальные затраты
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих
Затраты на ремонт основных средств 0,8
Амортизация основных производственных фондов
Затраты на оплату труда вспомогательных рабочих 1,5
Арендная плата за помещение 2,3
Административные расходы 3,2
Затраты на оплату услуг банка 0,2
Коммунальные платежи 1,4

2. ЗАО «Орфей» выпускает изделия двух видов: А и В. Информация о показателях деятельности ЗАО «Орфей» представлены в таблице 10.2

Таблица 10.2

Информация о показателях деятельности ЗАО «Орфей»

Показатель Изделия Итого  
А В
Переменные расходы на единицу продукции, руб.  
Объем продаж, шт.
Цена 1 шт., руб.  
Постоянные расходы, руб.    

Задание. Определите критическую точку объема реализации изделий этих двух видов, учитывая то, что на реализацию одной единицы изделия А приходится реализация двух единиц изделия В.

3. ООО «Комета» запланировало на следующий отчетный месяц реализацию 200000 единиц продукции. Постоянные затраты планируются в размере 400000 руб., а переменные затраты составят 60% от цены реализации. Организация планирует получить прибыль в размере не менее 100000 руб.

Задание. Установить цену реализации единицы продукции, необходимую для получения запланированной величины прибыли.

4. ООО «Индустрия» осуществила вложение денежных средств в сумме 5 млн. руб. в банк сроком на 2 года с полугодовым начислением процентов под 20% годовых.

Задание. Оценить будущую сумму вложений организации.

5. Директор ООО «Горизонт» обещал рабочим организации увеличить в следующем году заработную плату на 10%. Других изменений в величине затрат не ожидается. В таблице 10.3 представлены данные за текущий год:

Таблица10.3

Данные за текущий год ООО «Горизонт»

Показатель Сумма, руб.
Цена продажи за единицу
Переменные затраты на единицу, в том числе
Материальные
На оплату труда
Общепроизводственные
Годовой объем реализации, шт.
Постоянные затраты в год

Задание. Используя методику анализа безубыточности, подготовить следующую информацию для директора организации:

− на сколько необходимо увеличить цену продажи одной единицы продукции, чтобы покрыть 10%-ное повышение заработной платы.

− сколько изделий следует продать, чтобы получить объем прибыли как в текущем году, при условии, что цена сохранится на уровне 800 руб., а зарплата увеличится на 10%.

6. Проект требует инвестирования в размере 8 000000 руб. и предполагает получение ежегодной прибыли в сумме 1 600000 руб. в течение 15 лет.

Задание. Следует ли инвестировать средства в данный проект, если коэффициент дисконтирования равен 15%?

7.Определить сумму дисконта по простому проценту за год, если: конечная сумма вклада – 300 тыс. руб.; дисконтная ставка – 10% в квартал.

8. Определить будущую сумму вклада и сумму сложного процента за весь период инвестирования, если:

− первоначальная стоимость вклада – 300 тыс. руб.;

− процентная ставка, используемая при расчете суммы сложного процента, установлена в размере 10% в квартал;

− общий период инвестирования – на один год.

Контрольный тест:

1. Процесс принятия управленческих решений включает…

а) анализ возможных вариантов решения проблемы и выбор наилучшего из них;

б) выбор нескольких наилучших вариантов решения проблемы;

в) выбор варианта, обеспечивающего наибольший результат от продажи продукции;

г) выбор варианта, обеспечивающего максимально возможный выпуск продукции.

2. Альтернативные затраты – это…

а) затраты, характеризующие альтернативные варианты решения;

б) затраты, возникшие вследствие организации альтернативного производства новых видов продукции;

в) затраты, обусловленные отказом от одного варианта решения в пользу другого в силу ограниченности ресурсов организации.

3. В какой форме отчетности отражается информация об альтернативных затратах?

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о финансовых результатах;

в) пояснительная записка;

г) альтернативные затраты не отражаются в отчетности.

4.Если руководителю предлагают принять дополнительный заказ на производство продукции, при условии что предварительно установленная цена оказалась ниже суммарных затрат на единицу продукции, ему следует…

а) немедленно отказаться от выполнения заказа;

б) принять заказ;

в) провести сравнительный анализ альтернатив, и после этого принять решение;

г) принять заказ с условием повышения его продажной цены.

5. В анализе какого решения используется нахождение маржинальной прибыли на единицу ограниченного ресурса?

а) определение ассортимента выпускаемой продукции;

б) прекращение деятельности неэффективных подразделений;

в) определение возможности расширения производства;

г) верны все три варианта.

6. Как определяется норма маржинальной прибыли организации?

а) отношением маржинального дохода к выручке от продаж;

б) отношением среднего маржинального дохода к цене за единицу продукции;

в) отношением маржинального дохода на единицу продукции к объему выпуска продукции;

г) отношением среднего маржинального дохода к выручке от продаж.

7. Если безубыточный объем продаж равен 420 000 руб., объем произведенной продукции составляет 600 единиц, совокупные затраты – 120 000 руб., предполагаемая выручка – 540 000 руб., то цена при безубыточном объеме продаж составит…

а) 500 рублей;

б) 900 рублей;

в) 700 рублей;

г) 200 рублей.

8. Если организацией планируется маржинальный доход в размере 125 000 руб., объем реализации – 500 единиц, средние переменные затраты – 500 руб., то цена реализации составит…

А) 250 рублей; Б) 750 рублей; В) 166 рублей; Г) нет верного ответа.

9. Эффективность инвестиционной деятельности организации отражает…

а) результат от вложенного капитала;

б) соотношения между достигнутым результатом за счет инвестирования и величиной инвестиций, обусловивших получение этого результата;

в) сумму процентов, полученных от вложения капитала.

10. Чему будет равна будущая стоимость вклада, если организация инвестирует в предложенный проект 500 000 рублей, сроком на 3 года, с условием начисления простых процентов по ставке 10% годовых?

а) 50 000 рублей;

б) 150 000 рублей;

в) 650 000 рублей;

г) 700 000 рублей.

11. Использование какого из нижеперечисленных методов представляет наилучшую базу для проведения анализа взаимосвязи «затраты - объем- прибыль»?

а) стандарт-кост;

б) директ-кост;

в) нормативный метод учета затрат;

г) метод учета фактических затрат.

12. Если по результатам отчетного периода величина переменных затрат составила 7000тыс. руб., прибыль составила 12000 тыс. руб., совокупные постоянные затраты - 4000 тыс. руб., выручка от реализации – 23000 тыс. руб., то величина маржинального дохода за этот период будет равна..:

а) 19000 тыс. руб.;

б) 12000 тыс. руб.;

в) 16000 тыс. руб.;

г) 8000 тыс. руб.

13. Безубыточность – это ..

а) состояние бизнеса, при котором организация получает прибыль при любых произведенных затратах, в пределах установленной сметы;

б) состояние бизнеса, при котором организация работает без убытков;

в) состояние бизнеса, при котором она является неуязвимой для конкурентов;

г) состояние бизнеса, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытков.

14. Чему равен безубыточный объем продаж, когда совокупные переменные затраты составляют 150000 руб., совокупные постоянные - 125000 руб., а маржинальный доход на единицу продукции – 500 руб.?

а) 300 ед.;

б) 250 ед.;

в) 550 ед.;

г) 50 ед.

15. Какое количество книг будет издано в марте отчетного года при условии, что переменные затраты на одно издание равны 3000 руб., цена на одну книгу – 4000 руб., планируемая прибыль - 200000 руб., расходы, связанные с управлением организацией – 700000 руб., расходы на рекламу – 100000 руб.?

а) 1000;

б) 800;

в) 200;

г) 250.


Наши рекомендации