Корпоративное управление (строительство) ОАО «РЖД»
Корпоративное строительство ОАО «РЖД» в свете общегосударственной стратегии на снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции российских производителей и повышение конкурентоспособности отечественной экономики направлено на достижение следующих основных целей:
· формирование и развитие оптимальной организационной структуры ОАО «РЖД», обеспечивающей рост масштабов оказания услуг железнодорожного транспорта общего пользования и повышение экономической эффективности Компании;
· повышение качества услуг, предоставляемых пользователям, снижение производственных издержек на основе развития конкуренции и демонополизации потенциально конкурентных секторов рынка услуг железнодорожного транспорта;
· усиление конкурентных позиций ОАО «РЖД» на отечественном и международном рынках транспортных услуг и технологий;
· создание организационно-правовых условий, способствующих извлечению дополнительной прибыли, росту капитализации ОАО «РЖД» и увеличению его инвестиционного дохода;
· ликвидация убыточности отдельных видов деятельности ОАО «РЖД»;
· сокращение низкодоходных непрофильных активов Компании;
· обеспечение финансовой прозрачности деятельности ОАО «РЖД» и формирование организационно-правовых условий для привлечения дополнительных частных инвестиций.
Реализация целей в сфере корпоративного строительства ОАО «РЖД» предполагает поэтапное преобразование ОАО «РЖД» к 2010 году в транспортную компанию, предоставляющую многофункциональные виды услуг.
С одной стороны ОАО «РЖД» позиционируется в долгосрочной перспективе как эффективный владелец инфраструктуры, предоставляющий на недискриминационной основе услуги всем перевозчикам.
Другим основным видом бизнеса, осуществляемым ОАО «РЖД» в указанный период, будет оказание услуг по перевозке.
Переход к данному целевому состоянию будет происходить посредством последовательного институционального и организационного обособления потенциально конкурентных видов деятельности в области специализированных перевозок грузов и пассажиров, в сфере дополнительных, сопутствующих перевозочной деятельности услуг, таких как ремонт подвижного состава и производство запасных частей, ремонт путевой техники, строительные и проектно-изыскательские работы, торговля и общественное питание, экспедиторские, специализированные и иные услуги.
Приоритетным (базовым) способом обособления вышеуказанных видов деятельности ОАО «РЖД» в условиях структурной реформы на железнодорожном транспорте является способ создания дочерних или зависимых обществ ОАО «РЖД» (ДЗО) путем учреждения. В этом случае достижение целей развития конкурентного рынка, демонополизации, а также привлечения инвестиций может быть при необходимости дополнительно закреплено в решении об учреждении того или иного ДЗО четким указанием порядка и сроков осуществления продажи пакетов их акций (схема 2).
Деятельность ОАО «РЖД», ее ДЗО и управление ими будет осуществляться с учетом выработанных международной практикой принципов корпоративного управления, отраженных в Кодексе корпоративного поведения, одобренного Правительством Российской Федерации.
Производственно-технологическое и финансово-экономическое взаимодействие между Компанией и ее ДЗО, осуществляющими отдельные виды деятельности, будет строиться с учетом совместных программ, планов действий и технических (технологических) регламентов, а также эффективной ценовой политики и единой политики конкурсного отбора подрядчиков и поставщиков товаров, работ и услуг.
По мере постепенной продажи пакетов акций ДЗО ОАО «РЖД», формирования развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок и сопутствующих транспортных и иных услуг (схема3) ОАО «РЖД» будет передавать на конкурсной основе виды деятельности необходимые для обеспечения ее основных производственных и других бизнес-процессов на аутсорсинг.
Оценка целесообразности организационно-структурных преобразований ОАО «РЖД» по видам деятельности и создания ДЗО в процессе корпоративного строительства осуществляется на основе системы критериев.
К базовым (обязательным) критериям создания ДЗО относятся:
· отсутствие установленного статьей 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ограничения в обороте имущества, необходимого для осуществления хозяйственной деятельности создаваемого ДЗО;
· наличие правовой основы для создания ДЗО на базе имущества филиалов ОАО «РЖД» по отдельным видам предпринимательской деятельности;
· наличие условий наделения ДЗО земельными участками в соответствии с законодательством;
· наличие конкурентной среды или условий для ее создания по отдельным видам предпринимательской деятельности, предполагаемым к осуществлению ДЗО (наличие на общероссийском рынке или рынке региона конкурентов или прогноз возникновения потенциальных конкурентов);
· наличие обособленного производственно-технологического имущественного комплекса ОАО «РЖД», характеризующегося производством конечного рыночного вида продукции (товаров/работ/услуг), на базе которого предполагается создание ДЗО;
· наличие условий, обеспечивающих финансово-экономическую состоятельность создаваемого ДЗО (конкурентоспособность продукции, рентабельность производства, стабильность финансовых и экономических показателей, необходимый уровень менеджмента).
К критериям приоритетности создания ДЗО относятся:
· возможность получения максимально быстрого положительного экономического результата для ОАО «РЖД» (снижение издержек ОАО «РЖД», рост капитализации);
· отсутствие существенного роста эксплуатационных расходов ОАО «РЖД» при создании ДЗО в среднесрочной перспективе;
· наличие предложений инвесторов, как инвестиционный и как демонополизирующий фактор;
· высокая доля «сторонних» потребителей продукции (товаров/работ/услуг), производимой ДЗО;
· наличие объективных условий для более быстрого роста бизнеса и роста капитализации создаваемого ДЗО по сравнению с сохранением данного бизнеса в структуре «материнской» Компании;
· наличие интереса ОАО «РЖД» в привлечении инвестиций путем продажи акций ДЗО, осуществляющих непрофильную деятельность;
· отсутствие необходимости инвестиций ОАО «РЖД» в развитие ДЗО;
· необходимость вывода непрофильных низкорентабельных активов, не относящихся к основным видам деятельности и требующих существенных затрат на обеспечение рентабельной работы;
· отсутствие риска потери имущества для ОАО «РЖД»;
· наличие условий для повышения мотивации труда работников создаваемого ДЗО.