Корпоративное управление в России

В различных отраслях экономики России корпоративное управление развивается существенно различными темпами, от очень высокой степени до самых его начальных форм, граничащих с его отсутствием. Наиболее мощные корпорации созданы в топливодобывающих отраслях и электроэнергетике (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Сибнефть», ОАО ЛУКойл и др.). Положение с корпоративным управлением в других отраслях экономики России можно считать находящимся на недостаточном уровне.

Несмотря на различие форм корпоративных объединений, которые влияют на степень хозяйственной самостоятельности входящих в них предприятий, можно очертить основной круг задач корпоративного управления, хотя в конкретном объединении отдельные задачи не будут входить в функции корпорации[14].

Главные задачи корпоративного управления:

- установление и регулирование взаимных производственных, научно – технических и финансовых связей между предприятиями, входящими в корпорацию, а также прав и обязанностей перед органами управления корпорации;

- контроль деятельности предприятий органом управления корпорацией, который состоит в определении их стратегии, политики, выбора долгосрочных целей и программ, определения направлений хозяйственной деятельности, проведения анализа и оценки хозяйственной и финансовой деятельности; с целью контроля над предприятием создаются холдинг – компании, владеющие контрольными пакетами акций промышленных предприятий и получивших таким образом право полностью или частично контролировать их деятельность;

- управление дальнейшим развитием технологии производственных процессов, разработкой новой продукции и ее реализацией;

- холдинговые корпорации не занимаются непосредственным управлением производственной деятельностью, но имеют право осуществлять финансовое управление и контроль входящих в холдинговую корпорацию предприятий путем установления для каждого предприятия таких финансовых показателей: размера прибыли, уровней издержек производства, размеров и способов перевода дивидендов; раздел между предприятиями рынков сбыта продукции, распределение номенклатуры продукции между предприятиями холдинга;

- крупные предприятия создают организационно – экономические центры, назначают главных администраторов по основным направлениям деятельности корпорации, координирующих научно – техническое сотрудничество предприятий, обмен технологиями, патентами, товарными знаками, контроль качества и сертификацию продукции;

- в корпорациях проводится нормирование внутрифирменных показателей деятельности предприятий, вводится система внутренних цен и расчетов между связанными предприятиями разрабатывается бюджет корпорации на год и квартал, утверждаются бюджеты предприятий по основным направлениям их деятельности.

Указанные задачи на практике для большей части предприятий России являются нереализованными. Большинство предприятий России не включены в соответствующие корпорации, а общее количество существующих корпораций не соответствует реальным потребностям. Поэтому в зависимости от реального состояния дел с корпоративным управлением перед Правительством России стоит практическая задача, решение которой находится в следующих направлениях:

- для отраслей, в которых создание корпораций оказалось практически несостоявшимся, необходимо возродить органы отраслевого управления, хотя бы с ограниченными управляющими функциями, но достаточными для данного времени координирующими функциями;

- для отраслей, в которых достигнуты определенные успехи в создании корпораций, усилить в них создание необходимых корпоративных объединений;

- особое внимание необходимо уделить созданию первичных корпоративных объединений для малых и части средних предприятий.

Для адекватного требованиям рынка развития компаний в первую очередь нужно говорить о необходимости повышения уровня управленческого образования как среди собственников компаний, так и среди высшего и среднего менеджмента организаций. Сейчас можно наблюдать развитие этого процесса, выраженное в попытках принимать на должности высшего руководящего аппарата профессиональных менеджеров, привлекать к выстраиванию систем управления профессиональных консультантов по менеджменту. Однако процесс идет долго и неоднозначно. Связано это не только с нестабильностью экономической ситуации в России, но и с недостаточным уровнем образования владельцев компаний в области управления организациями, порождающим естественный страх оказаться «обманутыми профессионалами».

Следует отметить, что рассмотренные задачи на практике в России реализуются далеко не в полной мере, что обусловлено также недостаточным законодательным обеспечением.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, корпорация- основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Корпоративная форма организации предпринимательства сложилась в конце ХIХ века и была обусловлена качественными сдвигами в производительных силах общества. Она как раз явилась той формой, которая, с одной стороны, расширила базу привлечения финансовых средств, обеспечив мобилизацию капиталов, а с другой, ограничила уровень риска чрезвычайно возросшего в связи с масштабными финансовыми вложениями.

В современной рыночной экономике именно корпорации играют ключевую роль. Имея скромную долю в структуре организационных форм – не более 20-25%, корпорации дают 80-90% хозяйственного оборота. Между тем, сущностные особенности корпорации связаны отнюдь не с масштабностью их деятельности, тем более что большинство корпораций все же имеют довольно скромные размеры.

Корпорации выполняют очень важные для современного производства коммуникационные функции, координируют производственные связи входящих в них предприятий, финансовые расчеты между предприятиями, взаимные поставки продукции, управляют номенклатурой и объемом выпускаемой предприятиями продукции, координируют разработку новых видов продукции и их составных частей, управляют процессами инвестиций, добиваются повышения качества продукции, координируют поставки сырья, материалов, комплектующих, образуют необходимую кооперацию производства, внедряют рациональную специализацию предприятий.

Существуют разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным из них является акционерное общество, мобилизующее капитал путем выпуска ценных бумаг: акций и облигаций. Нельзя не сказать о холдингах, являющихся держателями акций других корпораций и выступающих, таким образом, своеобразной формой регулирования всего корпорированного сообщества. Довольно широкое распространение получили профессиональные корпорации, представляющие собой объединения по профессиональному признаку - юристов, медиков и т.п., участники которых оказывают соответствующие услуги. Профессиональные корпорации - это своеобразная форма акционерного общества закрытого типа.

Таким образом, создание механизма эффективного корпоративного управления взаимодействием между предприятиями обеспечивает максимизацию прибыли всех сфер бизнеса объединения, устойчивое функционирование предприятий, повышает их безопасность при изменении внешних условий. Этим и объясняется рост масштабов корпоративного объединения предприятий во всех развитых странах мира, появление в высокоразвитых странах транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы в различных частях мира.

ТНК использует комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом. Обычно компании такого рода прибегают в своей хозяйственной деятельности практически ко всем доступным операциям международного бизнеса.

ТНК промышленно развитых стран, а также новых индустриальных стран являются основой их экономики. В наших условиях ФПГ также могут стать наиболее эффективной формой организации хозяйственной деятельности, которая обеспечит органическое взаимодействие финансового и промышленного капитала. При условии целенаправленной их поддержки со стороны государства ФПГ должны стать объектами экспортно-ориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в экономике стран СНГ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003.

2. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 2003. 403 с.

3. Белорусов А.С. Международный менеджмент Учебник. - Юристь, 2000.

4. Владимиров И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом – 2001. № 6.

5. Внешнеэкономический толковый словарь./ Под ред. Фаминского И.П. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 512 с.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент. Практикум: Учебн. пособие для ву­зов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

7. Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления/ Шиман М.: 1999.

8. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. – 832 с.: ил.

9. Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. – М.: издательство «Дело и Сервис», 2002. – 416 с.

10. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. Изд. 2-е, исправ. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 1999. – 672с.

11. Конвергенция моделей корпоративного управления. Ж-л «Вопросы экономики», №1, 2004.

12. Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 2211 с.

13. Корпоративная философия: мифы и реальность. М.: ИНФРА - М, 2002..

14. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, российские перспек­тивы. М.: ИНФРА - М, 2004..

15. Корпоративное управление в России. Кабанова И. Журнал Top-Manager, № 25, 2003

16. Международный менеджмент. Учебник для вузов/ под ред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасовича, А.И. Майзеля. - СПб: Издательство “Питер”, 2005г.

17. «Менеджмент» О.С.Виханский, А. И. Наумов, М.:Гардарики, 2005.

18. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства//Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 6. — с. 56.

19. Наблюдение природы корпоративных отношений. Самосудов М.В. Ж-л «Менеджмент в России и за рубежом», №4, 2005.

20. «Основы менеджмента» М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури, М.: «Дело», 2004.

21. Перегудов С.П. От социальной ответственности бизнеса к корпоративно­му гражданству. — Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, рос­сийские перспективы. М.ПОЛИС, 2005, № 5, 6.

22. Робинс Стивен П., Коултер Мэри. Менеджмент, 6-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2004.

23. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник – М.: «Дашко и К», 2004 – 300 с.

24. «Стратегический менеджмент» Ф.Аналоуи, А.Карами, М.: «Юнити», 2005.

[1] Конвергенция моделей корпоративного управления. Ж-л «Вопросы экономики», №1, 2004.с

[2] «Менеджмент» О.С.Виханский, А. И. Наумов, М.:Гардарики, 2005.

[3] Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник – М.: «Дашко и К», 2004 – 300 с.

[4] Перегудов С.П. От социальной ответственности бизнеса к корпоративно­му гражданству. — Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, рос­сийские перспективы. М.ПОЛИС, 2005, № 5, 6.

[5] Наблюдение природы корпоративных отношений. Самосудов М.В. Ж-л «Менеджмент в России и за рубежом», №4, 2005.

[6] Корпоративная философия: мифы и реальность. М.: ИНФРА - М, 2002..

[7] Корпоративная философия: мифы и реальность. М.: ИНФРА - М, 2002..

[8] Конвергенция моделей корпоративного управления. Ж-л «Вопросы экономики», №1, 2004.

[9] Наблюдение природы корпоративных отношений. Самосудов М.В. Ж-л «Менеджмент в России и за рубежом», №4, 2005.

[10] Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 2003. 403 с.

[11] Внешнеэкономический толковый словарь./ Под ред. Фаминского И.П. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 512 с.

[12] Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. Изд. 2-е, исправ. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 1999. – 672с.

[13] Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 2003. 403 с.

[14] Наблюдение природы корпоративных отношений. Самосудов М.В. Ж-л «Менеджмент в России и за рубежом», №4, 2005.

Наши рекомендации