Оценка линейного коэффициента корреляции
Значение линейного коэффициента связи | Характер связи | Интерпретация связи |
r = 0 | Отсутствует | - |
0 < r < 1 | Прямая | С увеличением X увеличивается У |
-1< r < 0 | Обратная | С увеличением X уменьшается У, и наоборот |
r = 1 | Функциональная | Каждому значению факторного признака строго соответствует одно значение результативного признака |
Значимость линейного коэффициента корреляции проверяется на основе t-критерия Стьюдента:
Если расчетное значение t > tk (табличное), то гипотеза Н0 : rxy = 0 отвергается, что свидетельствует о значимости линейного коэффициента корреляции, а следовательно, и о статистической существенности зависимости между х и у.
Множественный коэффициент корреляциивычисляется при наличии линейной связи между результативными и несколькими факторными признаками, а также между каждой парой факторных признаков.
Множественный коэффициент корреляции вычисляется по формуле
где d2 - дисперсия теоретических значений результативного признака, рассчитанная по уравнению множественной регрессии;
s2ост - остаточная дисперсия;
s2 - общая дисперсия результативного признака.
В случае оценки тесноты связи между результативным (У) и двумя факторными признаками (х1 и х2) множественный коэффициент корреляции можно определить по формуле
где r - парные коэффициенты корреляции между признаками.
Проверка значимости коэффициента множественной корреляции осуществляется на основе F-критерия Фишера:
Гипотеза Н0 о незначимости коэффициента множественной корреляции (Н0: R = 0) отвергается, если Fр > Fkр (a; v1 = 2; v2 = n - 3).
Множественный коэффициент корреляции изменяется в пределах от 0 до 1 и по определению положителен: 0 > R < 1.
Частные коэффициенты корреляциихарактеризуют степень тесноты связи между двумя признаками x1 и х2 при фиксированном значении других факторных признаков, т. е. когда влияние х3 исключается (в этом случае оценивается связь между x1 и х2 в «чистом виде»).
В случае зависимости у от двух факторных признаков х1 и х2 коэффициент частной корреляции принимает вид:
где r - парные коэффициенты корреляции между указанными в индексе переменными.
В первом случае исключено влияние факторного признака х2, во втором - x1.
III. ЗАДАНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Задание 1
Вариант 1
Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?
Вариант 2
Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру: а) поголовья скота по категориям хозяйств; б) использования денежных доходов населения; в) производственных инвестиций по отраслям экономики.
Вариант 3
Используя статистические сборники выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.
Вариант 4
Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.
Вариант 5
К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки; а) тарифный разряд рабочего; б) балл успеваемости; в) форма собственности; г) вид школы (начальная, неполная средняя и т. д.); д) национальность; е) состояние в браке.
Вариант 6
Какими признаками - прерывными или непрерывными - являются: а) численность населения страны; б) количество браков и разводов; в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении; г) капитальные вложения в стоимостном выражении;
Вариант 7
Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
Вариант 8
Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие, больницы города.
Вариант 9
Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.
Вариант 10
Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
Вариант 11
Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
Вариант 12
Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления: а) население; б) потребительский рынок;
Вариант 13
Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления: а) промышленность; б) транспорт и связь.
Вариант 14
Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию посещаемости студентами занятий.
Вариант 15
Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?
Задание 2
Вариант 1
Сформулируйте определение объекта наблюдения при переписи почтовых отделений связи.
Вариант 2
Сформулируйте определение объекта наблюдения при переписи торговых предприятий.
Вариант 3
Сформулируйте определение объекта наблюдения при переписи научных учреждений.
Вариант 4
Сформулируйте определение объекта наблюдения при переписи коммерческих банков.
Вариант 5
Сформулируйте определение объекта наблюдения при переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения.
Вариант 6
Сформулируйте определение объекта наблюдения при переписи школ.
Вариант 7
Сформулируйте определение объекта наблюдения при обследовании организаций о составе затрат на рабочую силу
Вариант 8
Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения - фермерских хозяйств.
Вариант 9
Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения - жилого дома.
Вариант 10
Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения - вуза.
Вариант 11
Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения - библиотеки.
Вариант 12
Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения - театра.
Вариант 13
Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения - совместного предприятия.
Вариант 14
Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения – газетного ларька.
Вариант 15
Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения – абитуриент вуза.
Задание 3
Имеются данные по 30 предприятиям одной из основных отраслей промышленности за год (Приложение 1.)
1. Проведите группировку предприятий одновременно по двум признакам (признаки и данные предприятий выберите в соответствии с Приложением 2
При построении группировки по первичному признаку число групп определите по формуле Стерджесса. Число групп по вторичному признаку примите равным 2: одна группа со значениями меньше среднего из минимального и максимального значений признака, а другая со значениями больше этой величины. Например, если максимальная численность работников на рассматриваемых предприятиях 500, а минимальная - 300, то следует образовать две группы: одну с предприятиями, численность работающих на которых меньше 400 человек, а другую – с численностью больше 400 человек.
Результаты следует привести в таблице вида:
Предприятия по размеру прибыли (валовым выпуском), млн.руб. | Количество предприятий | В том числе с численностью персонала (стоимостью основных производственных фондов) | |
менее…. чел.(руб.) | более…. чел.(руб.) | ||
2. Определите среднюю заработную плату рабочих завода, попавших в выборочную совокупность. За выборочную совокупность следует принять те предприятия, которые соответствуют заданию.
3. Определите моду и медиану ряда распределения. Рассчитайте показатель асимметрии. Дайте характеристику ряда распределения.
4. Вычислите для первичного признака общую дисперсию, дисперсию в каждой группе (образованных по вторичному признаку), среднюю дисперсию из внутригрупповых, межгрупповую дисперсию. Определите долю межгрупповой вариации в общей колеблемости признака. Определите тесноту связи между первичным и вторичным признаками.
5. Определите с вероятностью, указанной в Приложении 2, в целом по всем предприятиям среднюю прибыль (валовую выручку – в зависимости от варианта задания) и долю предприятий, имеющих значения среднегодовой стоимости ОПФ и численности персонала больше среднего значения.
Задание 4.
По данным статистических ежегодников или периодической печати отберите ряд динамики с числом уровней от 7 до 10 и проанализируйте его с помощью следующих показателей:
1. Цепные и базисные абсолютные отклонения.
2. Цепные и базисные темпы роста и прироста.
3. Цепные и базисные абсолютные значения одного процента прироста.
4. Среднее абсолютной отклонение, средний темп роста и прироста, среднее значение одного процента прироста.
5. Среднее значение уровня ряда. При расчете данного показателя, следует определить каким является ряд динамики: моментным или интервальным.