Оценка линейного коэффициента корреляции

Значение Характер связи Интерпретация связи
Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Отсутствует  
Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Прямая С увеличением Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru увеличивается Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru
Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Обратная С увеличением Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru уменьшается Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru , и наоборот
Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Функциональная Каждому значению факторного признака строго соответствует одно значение результативного признака

Пример. На основе выборочных данных о деловой активности однотипных коммерческих структур оценить тесноту связи между прибылью (тыс. руб.) Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru и затратами на 1 руб. произведенной продукции Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

Расчетная таблица для определения коэффициента корреляции

№п/п Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru
21 216 48 841 9 216 -125
1 070 82 390 1 144 900 5 929 -993
1 001 77 077 1 002 001 5 929 -924
53 934 367 236 7 921 -517
63 878 606 841 6 724 -697
63 909 622 521 6 561 -708
Сумма 4 466 362 404 3 792 340 42 280 -3964
Средняя 744,33 83,67 60400,67 632056,67 7046,67 -660,7

1. Используя формулу (2), получаем:

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru ;

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru ;

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

2. По формуле (4) значение коэффициента корреляции составило

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

3. По формуле (5) получаем:

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

Таким образом, результат по всем формулам одинаков и свидетельствует о сильной обратной связи между изучаемыми признаками.

В случае наличия линейной и нелинейной зависимости между двумя признаками для измерения тесноты связи применяют так называемое корреляционное отношение. Различают эмпирическое и теоретическое корреляционное отношение.

Эмпирические корреляционное отношение рассчитывается по данным группировки, когда Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru характеризует отклонения групповых средних результативного показателя от общей средней:

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru ,

где Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – корреляционное отношение;

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – общая дисперсия;

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – средняя из частных (групповых) дисперсий;

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – межгрупповая дисперсия (дисперсия групповых средних).

Все эти дисперсии являются дисперсиями результативного признака.

Теоретическое корреляционное отношение определяется по формуле:

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru ,

где Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – дисперсия выровненных значений результативного признака, т.е. рассчитанных по уравнению регрессии;

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – дисперсия эмпирических (фактических) значений результативного признака.

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru , Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

Тогда

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru

объясняется влиянием факторного признака.

Корреляционное отношение изменяется в пределах от 0 до 1 Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru , и анализ степени тесноты связи полностью соответствует линейному коэффициенту корреляции. Корреляционное отношение является более универсальным показателем тесноты связи по сравнению с линейным коэффициентом корреляции.

При наличии соотношения между вариацией качественных признаков говорят об их ассоциации, взаимосвязанности. Для оценки связи в этом случае используют ряд показателей.

Коэффициент ассоциации и контингенции. Для определения тесноты связи двух качественных признаков, каждый из которых состоит только из двух групп, применяются коэффициенты ассоциации и контингенции. При исследовании связи числовой материал располагают в виде таблиц сопряженности. Для вычисления строится таблица, которая показывает связь между двумя явлениями, каждое из которых должно быть альтернативным, т.е. состоящим из двух качественно отличных друг от друга значений признака (например, хороший, плохой).

Таблица для вычисления коэффициентов ассоциации и контингенции

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru
Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru
Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru

Коэффициенты определяются по формулам:

ассоциации

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru

контингенции

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru

Коэффициент контингенции всегда меньше коэффициента ассоциации. Связь считается подтвержденной, если Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru или Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

Пример. Исследовалась связь между успеваемостью студентов-заочников одного из вузов и работой их по специальности. Результаты обследования характеризуются следующими данными:

Зависимость успеваемости студентов-заочников от работы их по специальности (цифры условные)

Студенты-заочники Число студентов Из них
Получившие положительные оценки Получившие неудовлетворительные оценки
Работающие по специальности
Не работающие по специальности
Итого

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru ;

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

Таким образом, связь между успеваемостью студентов-заочников и работой их по специальности существенная.

Когда каждый из качественных признаков состоит более чем из двух групп, то для определения тесноты связи возможно применение коэффициента взаимной сопряженности Пирсона-Чупрова.

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента взаимной сопряженности:

У X I II Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Всего
I       Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru
II       Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru
     
Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru
Итого Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru

Эти коэффициенты вычисляются по формулам:

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru ;

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru ,

где Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – показатель взаимной сопряженности; определяется как сумма отношений квадратов частот каждой клетки таблицы к произведению итоговых частот соответствующего столбца и строки. Вычитая из этой суммы 1, получим:

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru .

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – число значений (групп) первого признака; Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru – число значений (групп) второго признака. Чем ближе величины Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru и Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru к 1, тем связь теснее.

Пример: С помощью коэффициента взаимной сопряженности исследовать связь между себестоимостью продукции и производительностью труда:

Себестоимость Производительность труда Итого
высокая средняя низкая
Низкая
Средняя
Высокая
Итого

Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru , тогда Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru , Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru , Оценка линейного коэффициента корреляции - student2.ru , т.е. связь средняя.

Наши рекомендации