Развитие мелкой моторики руки

(подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики руки является важным мо­ментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на за­нятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с пал­кой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим ак­том, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в под­готовительный период необходимо проводить систему спе­циальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.

Для умственно отсталого дошкольника эти занятия яв­ляются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой мо­торики, как и у детей с нормальным интеллектуальным раз­витием, но и нарушение моторики, которое требует специ­альной коррекции.

Следует помнить, что длинные мышцы руки развивают­ся раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражне­ния в такой последовательности, чтобы вначале были боль­ше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания да­ются на больших листах бумаги и более крупные). Постепен­но размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.

Перед каждым занятием проводятся специальные упраж­нения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попе­ременно):

- на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой;

- на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;

- сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;

- противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;

- сжимание пальцев в кулачок и разжимание;

- «крючки»;

- «щелчки»;

- специальные упражнения для держания карандаша;

- правильное держание карандаша или ручки.

Упражнения для подготовки руки к письму осуществля­ются в следующей последовательности:

1.Обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.);

2. Раскрашивание;

3. Рисование знакомых предметов и их раскрашивание;

4. Обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);

5. Рисование геометрических фигур, а на их основе знако­мых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;

6. Рисование геометрических фигур по клеткам (по ориен­тировочным точкам, по тонким линиям — обводка);

7. Рисование геометрических фигур по линейке (по ориен­тировочным точкам и линиям);

8. Обведение клеток по образцу, по точкам, самостоя­тельно;

9. Составление из обведенных клеток орнаментов, раскра­шивание их одним цветом, разным цветом;

10. Рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, на­клонные по ориентирам);

11. Соединение палочек в разных сочетаниях;

12. Орнамент из палочек, их сочетаний;

13. Орнамент из геометрических фигур.

Подготовка к написанию букв (элементы букв):

-наклонные палочки короткие и длинные;

-палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);

- овал (о);

- полуовалы;

- петелька вверху и внизу;

- элемент буквы (е);

- палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.

Предполагается написание каждого элемента в отдель­ности, соединения из одного и того же элемента, соедине­ния из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, я).

Написание элементов может сопровождаться рисовани­ем предметов, в изображения которых входят данные эле­менты.

В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, мож­но сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного класса

Учащиеся должны знать:

названия предметов их ближайшего окружения и узна­вать их среди других предметов и на картинках;

названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);

названия дней: вчера, сегодня, завтра;

названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, бли­жайших родственников;

свой адрес, проезд к дому и к школе;

наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверо­стишия.

Учащиеся должны уметь:

отвечать на вопрос простой фразой;

составлять предложение по несложной ситуативной кар­тинке;

связно высказываться, по несложной сюжетной кар­тинке;

правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;

выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, вла­деть орнаментальным рисованием в тетради, писать элемен­ты букв, соблюдая строчки.

МАТЕМАТИКА

(3 ч в неделю)

СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каж­дый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух пред­метов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низ­кий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, коро­че (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тонь­ше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глу­бине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ши­рины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (щире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длин­ный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, лег­кий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинако­вого, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Наши рекомендации