Развитие мелкой моторики руки
(подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.
Для умственно отсталого дошкольника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):
- на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой;
- на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;
- сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;
- противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;
- сжимание пальцев в кулачок и разжимание;
- «крючки»;
- «щелчки»;
- специальные упражнения для держания карандаша;
- правильное держание карандаша или ручки.
Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей последовательности:
1.Обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.);
2. Раскрашивание;
3. Рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
4. Обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);
5. Рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;
6. Рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка);
7. Рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);
8. Обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
9. Составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;
10. Рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);
11. Соединение палочек в разных сочетаниях;
12. Орнамент из палочек, их сочетаний;
13. Орнамент из геометрических фигур.
Подготовка к написанию букв (элементы букв):
-наклонные палочки короткие и длинные;
-палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
- овал (о);
- полуовалы;
- петелька вверху и внизу;
- элемент буквы (е);
- палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.
Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, я).
Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы.
В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного класса
Учащиеся должны знать:
названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
названия дней: вчера, сегодня, завтра;
названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
свой адрес, проезд к дому и к школе;
наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.
Учащиеся должны уметь:
отвечать на вопрос простой фразой;
составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
связно высказываться, по несложной сюжетной картинке;
правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
МАТЕМАТИКА
(3 ч в неделю)
СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (щире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.