Сравнение предметных совокупностей

ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРЕДМЕТОВ,

ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, рав­ное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элемен­тов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

СРАВНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИДКОСТЕЙ, СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в оди­наковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, рав­но, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в од­ной емкости до и после изменения объема.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ПЛОСКОСТИ

Положение предметов в пространстве, на плоскости от­носительно учащегося, по отношению друг к другу: впере­ди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, ле­вый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, пра­вая, левая половина, верхний правый, левый, нижний пра­вый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недав­но, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

ЧИСЛА 1—5

Счет предметов в пределах 5. Количественные, порядко­вые числительные, цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотношение коли­чества, числительного, цифры. Получение чисел пересчи­тыванием предметов.

Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой.

Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Срав­нение чисел путем установления взаимно однозначного со­ответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых.

Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий («+» и «—»).

Простые задачи на нахождение суммы, остатка, решае­мые на основе выполнения практических действий.

Структура задачи: условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;

положение предметов в пространстве и на плоскости от­носительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;

части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегод­ня, завтра;

количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;

названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;

оценивать и сравнивать количество предметов в совокуп­ностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие;

увеличивать и уменьшать количество предметов в сово­купности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;

определять положение предметов в пространстве отно­сительно себя, а также помещать предметы в указанное по­ложение;

устанавливать и называть порядок следования пред­метов;

узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;

определять форму знакомых предметов;

писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество пред­метов с соответствующим числительным, цифрой;

пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количе­ство из двух-трех предметов без пересчитывания; произво­дить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;

решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать реше­ние задачи в виде примера, числовые данные задачи назы­вать и записывать с наименованиями;

выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предме­тами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(2 ч в неделю)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Радовать­ся красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яр­кому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередова­нию форм и красок. Знакомить с особенностями материалов (бумага, картон) и инструментов (карандаш, фломастер).

Учить детей правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломас­тер). Сопровождать взглядом движения руки с карандашом; следить за тем, чтобы при рисовании карандаш оставлял на бумаге четкие, заметные линии, и в то же время не слиш­ком нажимать на карандаш, не мять бумагу.

Учить детей понимать, что рисунок — это отображение свойств реального предмета. В течение всего года активно поощрять и развивать самостоятельные предметные изобра­жения. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу (после показа) предметы разной формы (округ­лой, прямоугольной, треугольной), цвета (красного, жел­того, зеленого, синего, коричневого, черного), величины (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий), а также передавать простран­ственные отношения между ними (посередине, внизу, ввер­ху, справа, слева, рядом). Учить ориентироваться в простран­стве листа бумаги (середина, верх, низ, углы, правая и ле­вая стороны).

Целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изде­лия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценоч­ные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, не­верно, такой, не такой).

Корригировать недостатки мелкой моторики рук, исполь­зуя разнообразные гимнастические упражнения, упражне­ния с предметами и игровые графические упражнения. Раз­вивать аналитико-синтетическую деятельность и деятель­ность сравнения, обогащать и совершенствовать представ­ления.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Первая четверть

Рисование по подражанию действиям учителя: «Нарису­ем зеленую травку и цветы», «Ярко светит солнышко», «На­бежала синяя тучка», «Пошел сильный дождь».

Рассматривание дымковских лепных поделок (конь, ба­ран, барыня). Нарисуем узор для дымковской игрушки (точ­ки и круги разной величины). Рисование по шаблону и рос­пись дымковского коня.

Рисование по шаблону и роспись (по показу) дымков­ской игрушки.

Узор для платья куклы (разноцветные круги — большие и маленькие; полоски, точки; платье — готовая выкройка).

Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски).

Полосатый шарфик для куклы (вертикальные цветные полоски).

Рассматривание филимоновской игрушки «Медведь смот­рит в зеркало», иллюстраций Е. Рачева к сказкам «Коло­бок», «Маша и медведь».

Цветные палочки к праздничным флажкам. Раскрасим флажки в разные цвета (полотнища флажков нарисованы учителем).

Цветные ручки (длинные и короткие) к деревянным ло­паткам.

Раскрасим лопатки в разные цвета (основные части ло­паток нарисованы учителем).

Зеленый и синий заборчики (прямые вертикальные и горизонтальные линии).

Разноцветные лесенки — большие и маленькие (прямые вертикальные и горизонтальные линии).

Цветные клубочки — большие и маленькие (круговые движения, слитные замкнутые линии).

Разноцветные мячики (большие и маленькие) катятся по дорожке.

Фрукты (предметы округлой формы, разной величины и окраски).

Овощи (предметы округлой формы, разной величины и окраски).

Вторая четверть

Разноцветные воздушные шарики на ниточках. Раскра­сим шарики в желтый, зеленый и красный цвета (раскраска круговыми движениями).

Разноцветные предметы округлой формы. Погремушки (шарики с ручкой в виде вытянутой петли).

Моя любимая филимоновская игрушка. Роспись шабло­на филимоновской игрушки (по выбору). Рассматривание иллюстраций в книге И. Богуславской «Русская глиняная игрушка».

Узор для тарелки (круг — готовая форма).

Много цветных колечек — цепочка.

Гирлянда — длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы).

Цветные ленты — узкие и широкие.

Разноцветные бусы на елку.

Новогодние флажки на ниточке. Снежинки. Елочки — большие и маленькие. Узор в полосе из елочек и снежинок. Елочные игрушки (по подражанию с использованием шаб­лонов).

Третья четверть

Узор для кукольной посуды — расписное блюдо (круг — готовая форма).

Салфеточка (узор в квадрате; квадрат — готовая форма).

Украшение для фартука (узор в полосе из чередующихся по цвету элементов; фартук — готовая выкройка).

Узор для платья (вертикальные и горизонтальные прямые).

Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и горизонтальные прямые, круги, точки).

Красивый платочек (узор из вертикальных и горизонталь­ных прямых).

Украшение платочка (по мотивам дымковских росписей).

Разноцветные платочки сушатся на веревочке. Кубики разной величины (на одной прямой). Кубики и шарики (на одной прямой). Красивый цветок в подарок маме и бабушке. Цветы к 8 Марта.

Рассматривание иллюстраций к книге В. Сутеева «Весе­лые картинки».

Башенка из кубиков. Пирамидка из кубиков. Пирамидка из шариков. Высокий заборчик и ворота. Высокий новый дом. Дом большой и дом маленький. Любой предмет прямоуголь­ной формы (по желанию). Два автобуса: синий и красный. Поезд (несколько вагонов).

Четвертая четверть

Ярко светит солнышко (сочетание округлой формы с прямыми линиями).

Круглые пряники (печенье) с узором.

Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Узор в круге (круг — готовая форма; размещение эле­ментов узора по краю круга; чередование фигур по величи­не — большие и маленькие).

Скворечник (с прямой крышей). Скворечник (с треуголь­ной крышей). Детская лопатка и совок. Праздничные флаж­ки прямоугольной и треугольной формы. Красивая тележка. Тележка с игрушками (шариками и кубиками). Ваза (про­стой формы) с ветками. Букет нарциссов в вазе (в стакане). Весенний ковер (симметричное расположение декоративных элементов в геометрической форме).

Основные знания и умения учащихся

Учащиеся должны уметь:

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;

выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предло­женной для рисования геометрической форме;

уметь рисовать указанные в программе предметы (по под­ражанию действиям учителя, по образцу и словесной инст­рукции), передавая их основные свойства.

Учащиеся должны знать:

названия всех изображаемых предметов;

как выражать простые оценочные суждения о своих ри­сунках и рисунках своих товарищей.

МУЗЫКА И ПЕНИЕ

(2 ч в неделю)

ПЕНИЕ

Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении — с расправленными плечами, не напря­гая корпуса и мышц шеи.

Щадящий режим по отношению к детскому голосу. До­ступность песенного материала: простые, ясные по смыслу слова, знакомые образы, события и явления; простой рит­мический рисунок мелодии без больших скачков; доступ­ный певческий диапазон (ми1 — ля1); короткие музыкаль­ные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Формирование устойчивого навыка естественного, не­напряженного звучания. Недопущение форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи.

Выработка округлого красивого звучания гласных звуков при четкой артикуляции положения рта и губ.

Развитие умения бесшумного, глубокого, одновремен­ного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.

Пение коротких попевок на одном дыхании.

Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения.

Развитие понимания дирижерских жестов: внимание, вдох, начало пения и окончание.

Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное, плавное в пределах умеренно тихо и умеренно громко.

Укрепление средней части диапазона (ми1 — ля1) с по­степенным его расширением.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Развитие эмоциональной отзывчивости на праздничную, маршевую, колыбельную песни.

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекват­но реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях. Развитие элементарных пред­ставлений о многообразии внутреннего содержания прослу­шиваемых сочинений.

Ознакомление с характером музыки: спокойная, весе­лая, грустная.

Ознакомление с динамическими особенностями музы­ки: громкая, тихая.

Ознакомление с пением соло и хором.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звуча­нием: фортепиано, барабан, скрипка.

Наши рекомендации