ТЕМА: ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК С РАЗНОСТЬЮ 8 (с. 38—39)
Цел и:
* научить учащихся применять прием вычитания по частям в выражениях вида 11-3, 12-4, 13-5 ит. д.;
* развивать навык устных вычислений;
* воспитывать настойчивость в преодолении трудностей.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всем старательны.
//. УСТНЫЙ СЧЕТ
1) Назовите числа в порядке уменьшения:
18, 10, 20, 16, 11, 15, 8, 5, 0.
2) Дополни до 10: Уменьши на 4:
8 7 6 9 5 10 14 8 9 4
3) 6 – это 4 и ?
7 – это 2 и ?
8 – это 4 и ?
9 – это 3 и ?
4) 19 см * 2 дм 1дм 3см * 30 см
40 см * 4 дм 1дм5см * 50 см
5) Ребусы:
** + 1 =***
39 + □=40
□- 1 = 79
□- 1 = 90
* Математический диктант
—Записать число, которое на 9 больше 2.
—Уменьшить 12 на 3.
—Записать самое большое однозначное число,
—Чему равна сумма чисел 8 и 9?
—Чему равна разность чисел 16 и 7?
—На сколько 14 меньше 16?
—Какое число получится, если к 5 прибавить 3 и увеличить на 10?
—Какое число получится, если 9 уменьшить на 6 и прибавить 8?
III. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
* Объяснение материала детьми под руководством учителя по иллюстрации учебника
* Составление таблицы вычитания
12-4=8 14-6 = 8 16-8-8
13-5 = 8 15-7 = 8 17-9 = 8
—Как изменяется уменьшаемое? А вычитаемое? (Увеличивается на 1.)
—Что происходит с разностью? (Остается неизменной и равной 8.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
* Работа по учебнику
№ 2. 13-5 = 8 (ст.) — в чайнике.
№ 3 — устно. № 5.
О, 5, 9. 10. 13, 16
20, 15, 11, 10, 7, 4
№6. 2 + 2 + 2 = 6 (кг) — масса собаки. №7. 10-6= 14 (кг)
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
а) Возраст девочки выражается наименьшим двузначным числом,
которое записывается различными цифрами. Сколько лет девочке? (10)
— Кого называют ювелиром?
Ювелир — мастер по изготовлению изделий из драгоценных металлов и камней.
б) Ювелир изготовил 18 колец из золота и серебра. Сколько колец
было из золота, если серебряных 9? (18 - 9 = 9)
в) Кузнец подковал 2 лошадей. Сколько подков потребовалось?
(4 + 4 = 8)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ
—Как можно вычитать числа? (По частям.)
—Что для этого надо сделать? (Представить вычитаемое в виде суммы удобных слагаемых и из уменьшаемого вычитать числа.)
· Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №8.
Урок 19. ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 8
(с. 40—41)
Ц е л и:
• учить применять известный прием вычитания, основанный на связи действий сложения и вычитания при вычитании числа 8;
• развивать умение решать задачи известных видов:
• формировать у детей активную жизненную позицию.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. . УСТНЫЙ СЧЕТ.
1. Игра «Молчанка»
Дети показывают ответ с помощью карточек, на которых записаны цифры от 1 до 20.
2. Сравните
5+4*3+6 4+6*5+5
12-2*9 + 3 7-2*10-1
3.Назовите «соседей» чисел: 9, 13, 14, 17, 19
4.Решите задачи
• Диме надо вырезать 10 кружков. 8 кружков он уже вырезал. Сколько кружков осталось вырезать Диме?
• Мама купила 3 кг картофеля и 2 кг лука. Сколько килограммов овощей купила мама?
• В зоопарке 7 слонов, 2 из них — слонята. Сколько взрослых слонов?
Составление задач по схемам, и их решение а) б) в) г)
* Игра «Математическая дуэль,»
Класс делится на 3 команды (по рядам). От каждой команды выходят по 1 человеку. По очередности они задают друг другу примеры изученного вида. (Команда против команды.) Каждый правильный ответ — очко. Если игроком допущена ошибка — на помощь приходит его команда, однако это уже только половина очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
///. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
IV. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
11-8=3
Решение примера основано на связи действий сложения и вычитания. Так как 8 + 3 = 11, значит 11-8 = 3 и 11-3 = 8,
* Составление таблицы вычитания числа 8
13 -8 = 5 так как 13 = 8+5
14-8 = 6 14 = 6 + 8
15-8 = 7 15 = 8 + 7
16-8 = 8 16 = 8 + 8
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
* Работа по учебнику
№ 2, 6 — устно.
№ 3. Решение примеров «цепочкой».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№4.
—Какого вида задача?
—Как решаются задачи на сравнение?
—Какое правило сравнения чисел мы знаем? 7 - 3 = 4 (кг)
№5.
О, 3, 6, 9 или 1, 4, 7
10, 13, 16, 19 11, 14, 17
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 8. Привезли — 15 кг
Продали — 8 кг
Осталось — ? кг Решение: 15-8 = 7 (кг) Ответ: 7 кг.
—Почему задача решается вычитанием?
—Каким действием находится остаток?
VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
а) Двое мальчиков играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл
каждый из них?
б) В корзине 6 яблок. Как разделить их между тремя мальчиками,
чтобы каждому досталось по 2 яблока, и чтобы 2 яблока остались
в корзине? (Одному из мальчиков дать яблоки в корзине.)
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
—Какая цель нашего урока?
—Как вы думаете, мы достигли ее? Почему-?
• Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педа
гогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №8 с.41
Урок 20
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с числами 8 и 9 с переходом через разряд
Цели урока:
► закрепление приёмов сложения однозначных чисел с числами 8 и 9 с переходом через десяток;
►повторить нумерацию однозначных чисел, их состав;
► применение изученных приёмов вычислений при решении простых задач ;
►развивать умение решать простые задачи на нахождение суммы и увеличение числа на несколько единиц;
► содействовать развитию познавательной активности;
►воспитывать произвольное внимание, интерес к познанию нового.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Всех рада видеть вас, друзья.
Урок нам начинать пора.
Сядьте ровно, не шалите
И внимательно за всем следите.
Надо думать, отвечать
И пройденный материал повторять.
Вы готовы, да?
Успеха вам желаю я.
II. Устный счёт.
* Счёт цепочкой от 0 до 20.
* От 20 до о.
· Решение задач
· За ночь одна сова ловит 8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой. Сколько мышей могут поймать три совы вместе?
· В Беларуси наиболее распространён голубь сизый. Два раза в год самка откладывает по 2 яйца. Сколько яиц в год откладывает самка голубя сизого?
· В саду поселилось 3 пары садовых овсянок, занесённых в Красную книгу, и 5 пар скворцов. Сколько птиц поселилось в саду?
· 3 серых журавля вместе весят 15 кг. Сколько весит один журавль?
3. Проверочная работа
Вариант 1
1.Записать числа, в которых: 1 дес. 5 ед., 20 ед., 1 дес. 1 ед., 1 дес.
2.Решить примеры
9 – 2 16 – 4
7 – 3 18 – 3
8 + 3 13 – 7
9 + 4 15 – 6
10 + 7 20 – 8
3. Решить задачу:
В парнике выросло 8 арбузов, а дынь на 6 больше. Сколько дынь выросло в парнике?
4.Решить неравенства
15+3 … 18 16-2 … 17
20-2 … 11+5 18+2 … 13-4
5.Вставить пропущенные знаки действий
10*5*2=13
9*3*10=16
Вариант 2.
1.Записать числа, в которых: 1 дес. 4 ед., 17 ед., 1 дес. 2 ед., 2 дес.
2.Решить примеры.
8 – 3 15 – 3
9 – 5 12 – 10
7 + 4 14 – 8
9 + 6 16 – 7
10 + 8 20 – 9
3. Реши задачу.
Женя нашёл у реки 12 ракушек, а Ира на 4 меньше. Сколько ракушек нашла Ира?
4.Решить неравенства
14+3 … 18 15-4 … 11
20-6 … 12+5 17+3 … 12-4
5.Вставить пропущенные знаки действий
18*4*10=4
12*5*3=20
Физкультминутка
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка, взаимооценка. Оценивание работы учащихся учителем.
* Игра «Продолжи мысль»
Педагог начинает фразу, а ученик заканчивает:
—Сегодня на уроке я повторил...
—Я понял, что...
—Мне было легко справляться с,..
VI. Домашнее задание. №стр. 41 № 9
Урок 21.
ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ ВИДА 7 + □ И □ + 7
(с. 42—43)
Ц е л и:
• научить детей использовать прием сложения по частям для примеров вида 7 + □,
• закрепить правила нахождения неизвестных компонентов при сложении и вычитании;
• воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность в рассуждениях.
Ход урока
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. УСТНЫЙ СЧЕТ
а) Вместо точек поставить знак «+» или «-», чтобы записи был!
верными:
9...6<14 8 ... 3 > 10
7 ... 5 > 11 9 ... 4< 13
б) Назвать только правильные примеры:
6 + 7=13 8 + 4=11
17-7 = 7 5+9=15
6 + 6=13 18-10 = 8
4 + 8 = 12 10-4 = 5
в) Вставить в окошки пропущенные числа, чтобы записи были вер-
ными:
8+ 9-□ = 7 16-10+□=11
6 + 7-□=10 14- 10 +□= 12
3. Решите задачи
• Юннаты должны посадить 20 деревьев. Они уже посадили 15 деревьев. Сколько деревьев осталось посадить юннатам?
• В одном районе 9 школ, а в другом — на 2 школы больше. Сколько школ в другом районе? Сколько школ в двух районах?
Задачи в стихах:
В зоопарке слон стоял,
Обезьянок все считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
(2 + 3 + 12 = 17)
В тихой речке под мостом
Жил усатый старый сом.
У него жена-сомиха
И четырнадцать сомят.
Кто всех вместе сосчитает?
Будет сом наш очень рад.
ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
III.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учащиеся под руководством учителя с помощью приема сложениз по частям, используя в качестве наглядной иллюстрации числовой луч решают пример:
7 + 4 /\ 3 1
— Как вы думаете, изменится ли значение выражения, если Поме
нять слагаемые местами?
7 + 4=11, а 4 + 7 = ?
— Почему не изменится значение выражения? (Повторение пере-
местительного свойства сложения.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
* Работа по учебнику
№ 1. Нахождение суммы чисел, пользуясь рисунком учебника. №2. 1)15-6 = 9 (р.) 2) 14 - 6 = 8 (р.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 3. Решение примеров «цепочкой». Повторение правил нахождения неизвестных компонентов при сложении и вычитании,
№ 5. 8 + 7 - 5 = 10 9 + 4 + 7 = 20
7+5-4=8 2+2+3=7
№ 6. В красном круге — 6
В красном и синем кругах — 3
Только в синем круге — 8
В красном или синем круге — 14 №7. 15-7 = 8 (дм) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 9. Решение примеров. Работа в парах,
VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАДАЧ-! НА СМЕКАЛКУ
а) Катя и Света вырезали по 10 листьев и закончили работу одно
временно. Катя начала работу раньше. Кто из девочек работал мед
леннее? (Катя.)
б) Таня спросила Марину: «Сколько лет твоей сестре?» — «Дога
дайся сама, — ответила Марина. — Если сложишь наибольшее одно
значное число с наименьшим двузначным, то узнаешь возраст моей
сестры». Сколько лет сестре? (9 + 10 == 19)
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
—Чему мы учились сегодня на уроке?
—Какое правило использовали при решении примеров с «окошком»?
—Как найти неизвестное вычитаемое?
—Как находится уменьшаемое?
* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
№8.
Урок № 22
Тема: Сложение однозначных чисел с числом 7 (с. 44—45)
Ц е л и:
• учить применять прием перестановки слагаемых при сложении двух и трех чисел;
• развивать навык устных вычислений:
• воспитывать произвольное внимание.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. УСТНЫЙ СЧЕТ.
I. Игра «Молчанка»
2.Найдите ошибки
10-3 = 7 11-6 = 6 15-3 = 12
11-2 = 8 9 + 7=17 11-4 = 7
9 + 5 = 14 10 + 3 = 13 9 + 6=13
3. Посчитайте от 20 до 40 в прямом и обратном порядке
4. Назовите числа в порядке возрастания, убывания 1, 20, 3, 18, 16, 10, 23, 30, 20, 42, 32, 38, 29, 40.
5. Решите задачи
• После обеда осталось 10 тарелок. 7 тарелок Катя уже помыла. Сколько тарелок осталось помыть девочке?
• На ветке сидело 9 воробьев и 4 вороны. 5 птиц улетело. Сколько птиц осталось?
Задачи в стихах:
• Восемь милых малышей Захотели стать умней. Пригласили в свою школу Три совы и две коровы.
— Сколько же «учеников» в этом классе? (8 + 3 + 2 = 13)
• Рисовали мы кружки — Синих три и черных три, Ну, а красных —
Пять кружков.
У кого ответ готов? (3 + 3 + 5 = 11)
ДИКТАНТ ЗАДАЧ
Решить и записать ответы:
а) Птичка небольшая говорила, рассуждая:
— Семейка моя совсем небольшая —
Я да семь жен, да шестеро деток...
Сколько ж костюмов надо на лето? (14)
б) Семья выписывает 4 газеты и 6 журналов. На сколько больше
семья выписывает журналов, чем газет? (2)
в) У рака 10 ног, а у пчелки на 4 меньше. Сколько ногу пчелки? (6)
г) Пока хлеб был мягким, он весил 20 кг; когда зачерствел, вес его
стал на 1 кг легче. Сколько весит черствый хлеб? (19)
д) Из сада принесли 16 стаканов малины и смородины. Малины при
несли 7 стаканов. Сколько принесли смородины? (9)
е) Школьники вскопали часть грядки длиной 10 м. Им осталось вско
пать еще 5 м. Какова длина грядки? (15)
III.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
IV.ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
* Объяснение учителя
На доске записаны два выражении: 4 + 7 и 7 + 4.
—Какое из выражений легче решить?
—Как вы считаете, можно ли между этими выражениями поставить знак «=»? Почему? (Учащиеся вспоминают переместительное свойство сложения.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
* Работа по учебнику
№ 1. Вычисление выражений по образцу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 2. Сравнение выражений методом доказательства.
№ 3 — устно.
№4. У Алеся У Коли
8 7
9 15 6
10 5
11 4
12 3
13 2
14 1
№ 5. Морковок — 6
Свеклы — 6
Репы — 4 у
Стало — ? Решение:
1)6 + 6 + 4 = 6 + 4 + 6 = 10+ 6= 16 (шт.)
2)6-4 = 2 (шт.)
Ответ: 16 штук стало, на 2 овоща разница.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 6 — устно.
№ 7. Вычисление выражений удобным способом, применяя прием перестановки слагаемых при сложении трех чисел.
№8.
Было | Взял | Осталось |
Под руководством учителя учащиеся заполняют таблицу и решают задачу: 7 + 4 = 11 (к.)
— Почему задача решается сложением?
17. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
а) Витя нашел в лесу 17 сыроежек и лисичек. Он сказал, что сырое
жек у него столько же, сколько лисичек. Не ошибся ли Витя?
б) Чем похожи данные фигуры? Чем отличаются?
{Признаки сходства: они имеют по 4 угла, по 4 стороны, вмещают по 16 клеток. Признаки отличия: у 1-й все стороны равны, у 2-й — противоположные стороны равны.)
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
—Какое математическое свойство мы с вами повторили?
—Для чего необходимо применять прием перестановки слагаемых в выражении?
* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
№9.
Урок 23
Тема: Взаимосвязь действий сложения и вычитания
(с. 46—47)
Ц е л и:
• осуществить с учащимися перенос знания приема вычитания с опорой на состав числа и вычитания но частям на случаи вида 11-4, 12-5, 13-6;
• «открыт?)» прием работы с неравенствами с опорой на числовой луч;
• прививать аккуратность, чувство уверенности при выполнении заданий.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
1. Сравните
5 + 4* 16-6 20- 10 *5 + 5
12 +3 *9 + 7 9 + 8* 18-2
2. Игра «Магические квадраты»
3.Решите задачи
• Мальчик нарисовал сначала 8 кружков, а потом еще 2. 6 кружков он уже раскрасил. Сколько кружков осталось раскрасить мальчику?
• Саша для кроликов принес 9 морковок, а Таня — 7 морковок. Сколько морковок принесли дети?
• В гараже стояло 10 грузовых машин, а легковых — на 7 машин меньше. Сколько легковых машин стояло в гараже?
Задача в стихах:
• Наша елка высока, До чего ж прекрасные:
Зелена, красива. Восемь шариков зеленых,
Разукрашена она Остальные — красные.
К празднику на диво. Всех их — двадцать. Ты узнай,
Вот шары горят на ней, Сколько красных. Сосчитай!
(20-8 = 12)
III.ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
IV.РАБОТА С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
* Объяснение учителя
На доске записан пример: 11-4.
— Как его решить двумя способами?
1 способ. Необходимо вспомнить состав числа 11. Число 11 — это 4 + □ какое число? (7) Значит. 11 -4 = 7, так как 7 + 4 = 11 или 4 + 7 = 11.
2 способ. Необходимо представить число 4 в виде суммы удобных слагаемых, таких, чтобы при вычитании из 11 осталось 10. Это... (1 иЗ).
Значит. 11-4 = 11-1-3 = 7. /\ 1 3
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
* Работа по учебнику
№ 1. Нахождение разности с опорой на схемы. При выполнении упражнения учащиеся должны уяснить, что при увеличении уменьшаемого и вычитаемого на одно и то же число разность не меняется.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 2. Решение с комментированием.
№ 3. Черный — 9 см Красный — 4 см III отрезок — 7 см (оставшийся)
№ 4, Составление задач по рисункам и их устное решение.
Задача1. 10-3 = 7 (р.)
Задача 2.12-3=9 (гр.) или 12-9 = 3 (гр.)
№ 5. Числа 3, 4, 5 для 2 < □ < 6
Числа 10, 11 12. 13. 14 для 9<□<15
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 6. 20 см; 1 дм 8 см; 1 дм 5 см; 1 дм; 2 см.
№7. | Коля набрал | 6 + 4 + 5 = |
Саша | 6 + 4 + 6 = | |
Женя | 6 + 4 + 5 = |
— Значит, выиграл Саша.
№8.15-12=3 (кг)
VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. Задачи на смекалку
а) Одна сосиска варится 2 минуты. Сколько минут будут вариться
3 такие сосиски?
б) В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько детей
в семье?
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
—Что важного вы запомнили на уроке?
—Для чего вам необходимы эти знания?
* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №9.
Урок № 24.
Тема: Прибавление однозначных чисел к числу 6 (с. 48—49)
Цели:
• научить изменять полученные ранее знания для решения новых примеров вида 6+6, 6 + 5;
• развивать умение решать задачи, рассуждая от вопроса к данным и от данных к вопросу;
• воспитывать произвольное внимание.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
П. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. Игра «Лабиринт»
— Пройдите через трое «ворот» и наберите в сумме 20, 15.
• Саша для кроликов принес 9 морковок, а Таня — 7 морковок. Сколько морковок принесли дети?
• В гараже стояло 10 грузовых машин, а легковых — на 7 машин меньше. Сколько легковых машин стояло в гараже?
2. Решите задачи
• В саду работало 9 девочек, их было на 6 меньше, чем мальчиков. Сколько мальчиков работало в саду?
• На аэродроме 15 вертолетов и 5 самолетов. Сколько вертолетов и самолетов вместе? На сколько меньше самолетов, чем вертолетов?
Двадцать шишек у сосны Были только до весны. Ветерок весной подул, Десять шишек он смахнул. Сколько шишек на сосне Улыбается тебе? (20-10 = 10) |
Задачи в стихах:
Десять пингвинов
Катались на льдине.
Трое на санках,
Один на коньках.
Сколько пингвинов
Осталось кататься,
Если четыре
полезли купаться? (10 + 3 + / 14. 14-4 = 10)
III.ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
IV.РАБОТА НАД НОВЫМ МЛ ТЕР НАЛОМ
• Работа по учебнику
№ 1. Объяснение сложения вида 6 + 5 по схеме в учебнике.
№2. 9 + 2=11- 11-2 = 9 11-9 = 2
9 + 3= 12 12-3 = 9 12-9 = 3 ит.д.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 3. I отр. — 9 см
II отр. — ? на 4 см короче
III отр. — ? на 3 см длиннее
Решение: 1)9-4 = 5 (см) — длина II отрезка; 2) 5 + 3 = 8 (см) — длина III отрезка. Затем производится построение отрезков.
№ 4. 1)10-6 = 4 (л) — долили в баню-; : 2) 7 - 4 = 3 (л) — осталось в бидоне. № 5. 9+3=12 (юг) — было.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 6. 12-2=10 12-4 = 8 10-2 = 8 и т. д.
№ 7, 9 — устно.
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
ЗАДАЧИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
а) Который из человечков «лишний»? Чем он отличается от остальных?
Лишний — пятый, так как в нем треугольник и квадрат поменялись местами.
б) Чем отличаются рисунки?
Солнышко на кружке слева имеет 7 лучиков, а на кружке справа — 6; ручка у кружки слева треугольной формы, а справа — четырехугольной.
КГ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
— Какие табличные случаи сложения с числом б вы запомнили?
* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №8.
Урок 25
Тема: Таблица сложения в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
(с. 50—51)
Цел и:
• научить учащихся пользоваться сводной таблицей сложения и вычитания:
• развивать умение решать задачи изученного вида;
• воспитывать аккуратность в работе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
П. УСТНЫЙ СЧЕТ
1. Арифметический диктант
(Учащиеся записывают в тетрадь лишь ответы.)
• Найдите разность чисел 14 и 10.
• Увеличьте 6 на 4.
• Уменьшите 12 на 3.
• Какое число больше 18 на 1?
• Какое число меньше 15 на 3?
• На сколько 9 больше 6?
• На сколько 11 больше 4?
• Уменьшаемое 20, вычитаемое 10. Чему равна разность?
• Первое слагаемое 9, второе слагаемое 10. Чему равна сумма чисел?
а) Решить примеры:
13 -□= 8 11-3-9
□ -4 = 16 12 + 4-5
□ + 2 = 11 18-3-6
6 + □=14 17-5-10
б) Назвать правильно решенные примеры, исправить ошибки в
остальных:
6 + 6=13 15-8 = 4 9+4=13
3 + 9 = 12 7 + 7=14 16-8 = 8
15-6 = 8 5 + 6=11 8+3=12
12-5 = 7 14-5 = 7 19-10 = 8
III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
TV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
• Объяснение учителя. Знакомство с таблицей сложения и вычи
тания чисел по учебнику
№ 1. Решение примеров на нахождение разности с опорой на таблицу-.
• Работа по учебнику. Закрепление нового материала
№2. 8+ 4= 12 (л)
— Почему задача решается сложением?
ФИЖУЛЬТМИПУТКА
№3. 11-5=6
11-1 = 10
10-4 = 6 и т. д.
№ 4 — устно.
№5.
Аня Боря Вера Гена
10р.
4 рыбки 3 рыбки 1 рыбка 2 рыбки
(больше всех) (или 2 рыбки) (меньше всех) (или 3 рыбки)
Тогда:
девочки: 4+1=5 рыбок . Одинаковое количество рыбок
мальчики: 3 + 2 = 5 рыбок ~ поймали девочки и мальчики
№ 6. Вторник.
№7. 20; 18; 9; 12; 15; 15; 19.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 9 – по вариантам
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. РАБОТА В ПАРЕ
В канистру надо налить 11 л бензина, имея только две банки: одна вместимостью 2 л. другая — 5 л. Как это можно сделать?
1 способ: 2 + 2 + 2 + 5 = 11 (л)
2 способ: 1)5-2-2 = 1 (л)
2) 1+5+5 = 11 (л)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
—Какие цели мы ставили в начале урока?
—Что помогло нам добиться решения поставленных целей?
—У кого из вас вызывает затруднение решение примеров с переходом через десяток?
-— Для чего нужна таблица сложения и вычитания чисел, с которой вы познакомились на уроке?
* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Стр. 51 № 8
Комбинированная контрольная работа
ОДНОЗНАЧНЫЕ И ДВУЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА ДО20
Ц е я и;
• проверить умение учащихся решать простые задачи;
• проверить усвоение изученных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 20:
• формировать умение работать самостоятельно.
Материал для контрольной работы
1 вариант 2 вариант
1. Решить примеры:
9-2 16-4 8-3 15-3
7-3 18-3 9-5 12-10
8+ 3 13-7 7 + 4 14-8
9+ 4 15-6 9 + 6 16-7
10 + 7 20-8 10 + 8 20-9
2. Решить задачу:
В парнике выросло 8 арбузов. Женя нашел у реки 12 ракушек.
а дынь на 6 больше. Сколько а Ира на 4 меньше. Сколько ра-
дынь выросло в парнике? кушек нашла Ира?
3. Заполнить пропуски:
4 + 1 = 6-□ 8-6 = 9-□ 10 + 6 = 15 +□ 9-5=7-□
5-□ = 2 + 2 7 + □=16-6 4 + 4 = 9-□ □+ 3 = 12-2
4. Записать и решить пример, в котором:
число 16 — уменьшаемое. 2 — первое слагаемое 11, второе — 5. вычитаемое.
5. Вставить в окошки пропущенные числа, чтобы записи были вер
ными:
□>□+ 3□>□- 8
□< □ - 5□< □ + 2
Урок 25
Тема: Закрепление таблицы сложения(с. 42—62)
Цел и:
· закрепление таблицы сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд;
• решение составных задач изученных видов
• учить учащихся пользоваться сводной таблицей сложения и вычитания:
• воспитывать аккуратность в работе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
П. УСТНЫЙ СЧЕТ
а) Решить примеры:
13 -□= 8 11-3-9
□ -4 = 16 12 + 4-5
□ + 2 = 11 18-3-6
6 + □=14 17-5-10
б) Назвать правильно решенные примеры, исправить ошибки в
остальных:
6 + 6=13 15-8 = 4 9+4=13
3 + 9 = 12 7 + 7=14 16-8 = 8
15-6 = 8 5 + 6=11 8+3=12
12-5 = 7 14-5 = 7 19-10 = 8