ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК (с. 30—31)

Ц е л и:

• повторить прием вычитания по частям;

• рассмотреть разные способы вычислений в случаях вида 11-2, 12-3, 13-4, 14-5;

• воспитывать усердие и аккуратность в работе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. УСТНЫЙ СЧЕТ

5+ 5 + ... = 14 7 + 3 + ... = 12

6+ 4+... = 15 8 + 2 + ... = 13

— Какое число пропущено?

• Решить задачи, назвать только ответы

а) Все ли здесь цыплятки-детки —
Надо сосчитать наседке.

Шесть — на грядках, пять — во ржи.

Два — залезли в камыши.

Сколько их всего, скажи. (13) . ....

б) В бидоне молока на 16 л больше, чем в банке. В банке 3 л молока.
Сколько литров молока в бидоне? (19)

в) Кате исполнилось 9 лет. Сколько лет ей будет через 5 лет? (14)

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК (с. 30—31) - student2.ru ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК (с. 30—31) - student2.ru * Сколько треугольников в каждой фигуре?
а) б)

III. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИЯ. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Двенадцать ворон на крыше сидели,

Пять от них улетели.

Отвечайте, не теряясь,

Сколько их теперь осталось? (12-5 = 7)

—Как решить эту задачу?

—Как решить этот пример?

—Сегодня на уроке мы научимся применять прием вычитания по частям.

IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

12-5

12-2-3 = 7

— Вычитаемое (число 5) представляем в виде суммы удобных
гаемых, из уменьшаемого вычитаем такое число, чтобы получилось 10.
Вычитаем оставшееся число.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОЮГО МАТЕРИАЛА

* Работа по учебнику

№ 1. Нахождение разности чисел с опорой на изученный прием. № 2.1 — 19 ящ.

II — ? на 4 ящ. меньше Решение: 19-4= 15 (ящ.)

—Почему задача решается вычитанием?

—Что необходимо изменить в условии, чтобы задача решалась сло­жением?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 3. Числа: 5, 5, 7, 7, 9, 9. №4.

— Как найти сумму?

— Как находится неизвестное слагаемое?
№ 5 — устно.

№ 6. Решение: 9 + 4 = 13 (см)

№7.

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого'
(Дети вспоминают правило и применяют его при выполнении задания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА № 9 — устно.

VI. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО

• Девять птичек сели в одну кормушку, Семь — в другую, сытно их брюшкам! Вот и спрошу я, ребята, у вас. Сколько птичек мы кормим сейчас?

• Разгадывание кроссворда

Для этого необходимо в определенной последовательности записат ответы следующих примеров:

  3      
/ 2 ш     с
  с     с  
           
т         I
ь ь ь ь I. ь

1)9-4

2)11-4

3)10-4

4)13-5

5)20-10

6) 12-3

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

—Какую учебную задачу мы решали?

—Оцените свою работу по схеме:

плохо усвоил и мне необходимо...

Я----- разобрался, но предстоит еще заучить хорошо...

все понял и с легкостью справлюсь с заданиями...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр. 31, №8.

Урок 15.

Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через разряд

(с. 32—33)

Цел и:

• повторить связь между действиями сложения и вычитания, познакомит с новым приемом вычитания числа 9;

• развивать умение решать задачи изученного вида;

• прививать усердие и аккуратность в работе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
П. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

— Решить примеры:

10 + 5+3 9-7 + 2

12-2-2 8-5+3

11-3 + 1 12-10+7

10-8+4 20-10-4

7-4-3 14-3-4

III, ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

* Повторение изученного

11-8

— Как можно решить этот пример? Используя знание состава числа 11. Так как 11 =8 + 3. значит 11 — 8 = 3. (Прием, основанный на связи
между действиями сложения и вычитания.)

—Каким еще способом можно найти разность этих чисел?

—Сегодня мы познакомимся еще с одним способом вычитания чи­сел. Значит, какова цель нашего урока? Чему вы должны научиться?

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

* Объяснение учителя

11-8=11-1-7=10-7 = 3 11-8 = 3

/\ или /\

17 8 3

Число 8 можно вычитать по частям.

* Закрепление материала по учебнику

№ 1. Решение примеров с комментированием.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 2. Решение:

1)13-10 = 3 (л.)

2) 13-4 = 9 (т.)

№ 3. 1 столбик — с комментированием;

2 столбик — самостоятельно.

№ 5. У Тани, Кати, Светы — куклы, У Ольги и Гали — мяч.

№ 6, 7 (устно).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

а) Катя нашла 12 грибов, а Аня 8 грибов. На сколько больше грибов
нашла Катя?

б) Как расставить 4 табуретки в комнате, чтобы у каждой стены стоя­-
ло по 2 табуретки? (Нужно поставить их по углам комнаты: в каждый
угол по табуретке.)

17. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

—Чему мы должны были научиться на уроке?

—Какие математические приемы вы запомнили?

—Для чего их необходимо знать?

· Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педа­гогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9, 8 с.33

Урок 16.

ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ С ЧИСЛОМ 8 (с. 34—35)

Цели:

• учить применять прием сложения по частям в случаях 8 + □;

• развивать умение решать простые задачи;

• прививать настойчивость при преодолении трудностей.

Ход у рок а

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

1. Составьте примеры и решите их

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК (с. 30—31) - student2.ru

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК (с. 30—31) - student2.ru

2. Вставьте пропущенные числа, чтобы неравенства были верными

15+П>18 □+14>17 6 < 15

16 2 20=17 + П 13+П>17

3. Решите задачи

• В одной клетке 8 кроликов, а во второй — на 2 кролика больше. Сколько кроликов во второй клетке?

• Маша нарисовала 6 синих и 4 красных шара. Сколько шаров нари­совала Маша?

• В бассейне плавало несколько человек. Когда 12 человек ушли из бассейна, в нем осталось еще 6 человек. Сколько человек было в бассейне?

4. Сколько треугольников на рисунке?

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК (с. 30—31) - student2.ru

Прочитать и решить примеры, используя математическую термино­логию (к числу 9 прибавить число 3; 9 увеличить на 3: первое слагае­мое 9, второе 3 их д.).

9 + 3 9 + 2 11-2 16-7

9 + 7 9 + 5 14-5 17-8

9 + 8 9 + 4 13-4 12-3

—Чем похожи выражения второго и третьего столбиков?

—Как можно найти первое слагаемое?

III. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
XV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

• Работа по учебнику

№ 1. Составление таблицы сложения 8 +  с комментированием.

№ 2. Решение: 13-4 = 9 (л.)

№ 3, 4 (устно).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы писали и решали.

Глазки наши подустали.

Мы зажмурим глазки крепко. Раз!

Открывает глазки класс.

Вверх посмотрим дружно мы

Посчитаем: Раз, два, три!

Вниз посмотрим на четыре.

Глазки к полу опустили.

Мы на пять посмотрим влево.

Будем делать все умело.

Вправо смотрим.

Это шесть.

А теперь прошу всех сесть.

Отдохнули и теперь

Будем все решать смелей!

Тихо сели

И в учебник поглядели.

№ 6. После измерения длин отрезков, перед вычислениями, необхо­димо вспомнить правило разностного сравнения чисел.

№ 7. Учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу:

  Сидело Улетели Осталось
Сороки  
Воробьи ?

Решение: 1)5+5= 10 (пт.) — улетело 2) 9 - 5 = 4 (в.)

Ответ: 10 птиц улетело, 4 воробья осталось.

V. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

— Назвать только ответы:

а) На стоянке было 8 машин красного цвета, а синих на 5 больше.
Сколько машин синего цвета на стоянке? (13)

б) Под наседку индюшку положили 7 куриных яиц и 8 утиных. Сколь­
ко всего яиц положили под наседку? (15)

— Что называют питомником?

Питомник — место разведения растений и животных.

в) В питомнике вырастили 19 саженцев яблони и 8 саженцев груши.
На сколько меньше вырастили саженцев груши, чем яблони?

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

— Какие табличные случаи сложения с числом 8 вы запомнили?

* Игра «Самый быстрый»

* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педа­гогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №8,2.

Урок 17.

Наши рекомендации