Кадровые службы государственных органов: задачи, функции, статус.
В новом ФЗ № 79-ФЗ 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» законодатель резко увеличил перечень функций, выполняемых кадровой службой государственного органа:
– создание федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта РФ, кадрового резерва в государственном органе субъекта РФ для замещения должностей государственной службы, а также эффективного использования указанных кадровых резервов;
– развитие профессиональных качеств государственных служащих;
– оценку результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
– создание возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;
– использование современных кадровых технологий;
– применение образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
– подготовку предложений о реализации положений закона о госслужбе, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесения указанных предложений представителю нанимателя.
Основные задачи кадровой службы: постановка и ведение информационно-документационного обеспечения управленческой деятельности организации на уровне современных требований, организация единой комплексной системы делопроизводства в организации, единого порядка работы с документами, начиная с их создания (или получения) и кончая сдачей в архив (или уничтожением).
Служба управления персоналом является функциональным подразделением, т.к. непосредственно не участвует в основной деятельности, но обеспечивает нормальное функционирование организации.
Служба управления персоналом – совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
46. Трудовые ресурсы: система и методы государственного управления.
Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, методы управления и механизм их использования. Ее задачи: принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.
ТК РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон о банкротстве предприятий – отношения между трудовым коллективом и администрацией в случае санации (банкротства) предприятия.
Программы подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального или межрегионального масштаба (Программа содействия занятости населения РФ, Программа поддержки малого предпринимательства), региональные, отраслевые.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.
Центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующий работу по этим направлениям в РФ, – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и занятости населения субъектов РФ образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.
Основные задачи Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ: выработка политики в социально-трудовой сфере; координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране; разработка основных направлений социальной политики правительства; подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений; участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений; регулирование рынка труда, занятости населения и др.
Федеральная служба по труду и занятости занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации; разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом РФ «О занятости населения в РФ».