Методы опроса – сбор первичной информации.
Вопросник предназначен для сбора первичных данных и он должен быть:
o обоснован, относительно целей его использования, т.е. обеспечивает фиксация искомой информации.
o Дает достоверную информацию, т.е. адекватно показывает проблему, изучаемого объекта
o Дает устойчивые данные, т.е. данные воспроизведения при повторение опроса некоторое время спустя.
Обоснованность получают степенью соответствия между полученными в момент опроса сведениями и теми, которые планировалось получить.
Устойчивость измерения инструмента – вопросника - это степень воспроизводимости результатов измерения при повторном использование вопросника.
Основные фазы опроса.
Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности выделяют фазы:
1. Адаптация
2. достижение поставленной цели
3. снятие напряжения
Любой опрос письменный или устный должен начинаться с адаптации, где преследуются две цели:
1. создания у респондента желания отвечать на вопросы (для этого луче предварительно на доске объявление вывесить об этом информационную заметку)
2. подготовка респондента к исследованию.
Адаптация начинается с знакомства, т.е. надо представиться, если предполагается анкетный опрос, объяснить как заполнять, проблемные вопросы необходимо задавать в конце анкетирования. В вопросы лучше строить так – Как вы считаете? Как вы думаете? и т.п. В начале анкеты сделать вставку «Просим Вас ответить на анкету цель, которой ………………………. Эти данные будут использоваться для совершенствования работы труда».
Цель исследования не всегда связана с потребностью опрашиваемых. В зависимости от цели исследования формулируются формы обращения, которые обычно соответствуют определенной системе мотивации опрашиваемого.
Мотивы:
- Стремление принести пользу
- Престижные соображения
Анонимный опрос (без указания ФМИ и должности).
Сбор основной информации. В основе функционально-психологический опрос, который может снять напряжение.
Типы и виды вопросов.
Разнообразие зависит от
o от цели, задаваемого вопроса
o наличия или отсутствия возможных ответов
o содержания вопросов
В зависимости от цели, вопросы подразделяются на
³ содержательные или результативные
³ функциональные
Для функциональных вопросов – функция оптимизация, упорядочение. Сюда относятся такие вопросы как контрольные, функционально-психологические, контрольные (проверка достоверности данных).
Вопросы
В зависимости наличия или отсутствия возможных ответов
Закрытые | Открытые |
Предполагают ответы такие как да или нет; Альтернативные с несколькими ответами на выбор; Меню всегда содержат несколько ответов Полузакрытые вопросы (в варианте ответов присутствует «не могу сказать точно» | Не предполагают возможных ответов и ответы записываются полностью. Обработка таких анкет боле сложная. |
Методы опроса.
Интервью – метод научного исследования, при котором используется непосредственное общение интервьюера и респондента в соответствие с намеченной схемой. С точки регламентированности: открытые и направленные.
Открытые - заранее определена цель и тема разговора, но вопросы не готовятся заранее, а формулируются в процессе опроса.
Направленные – предполагают постановкувопроса в соответствие с намеченным заранее вопросами, но вопросы интервьюером могут задаваться в любой последовательности.
При организации интервьюирования двумя людьми, надо заранее обговорить «роли»,т.е. кто, что и говорит. Либо один говорит другой записывает.
Требования к вопросам
o не задавать несколько вопросов сразу
o короткие вопросы
o выражаться простыми словами
Анкетирование.
Вид письменного опроса, проводимого с целью получения информации по интересующей проблеме.
Анкетирование
Заочное | Открытые |
Ч тех случаях, когда требуется чтобы опрашиваемые не контактировали с другими, когда нет взаимодействия – собрать их вместе. Дает возможность получить более продуманные ответы на вопросы. Недостаток заключается в том, что требуется значительные затраты времени на заполнение анкеты., что ведет к потере информации. | В присутствии организатора опроса целесообразно, если по ходу заполнения требуется комментарий (разъяснение). Позволяет сократить время проведения опроса. Недостаток: при присутствии к-л ответы могут отличается, когда ответчик опрашиваемый дает их в в опросе один на один. В связи с отсутствием времени ответы на вопросы – формальные. |
Формы анкетных вопросов.
1. закрытые
2. открытые
3. с набором ответов
Требования к анкете.
Этапы
Определение целей анкетирования и круга задач информации для решения которой она должна быть получена. Если объект исследования не получен или четко несформулированны проблемы исследования, тогда проводится свободное анкетирование. После подготовки вопросы следует проверить. | Проведении самого анкетирования. | Обработка данных. |
Для составления анкеты необходимо:
Вопросы не должны отходить от проблемы исследования; подчинение вопросов в логическом порядке; соблюдать последовательность вопросов, («Сколько времени вы тратите на подготовку работы?» и следующий вопрос не должен быть «Когда вы свободны от трудовых функций?»).
Заполнение на анкету не должно занимать более 30 минут.
В сложных вопросах с большим набором ответов, следует иметь в виду, что чем проще один из предлагаемых вариантов ответов, тем он наиболее выбираемый.
Анкеты группируются по определенным признакам, критериям (как правило они гитовы заранее).
Построение матрицы функций:
Методы наблюдения.
За трудовым процессом наблюдение бывает:
Непрерывное
Выборочное
Методы наблюдения.
Непрерывное | Выборочное |
1.фотографирование рабочего времени. 1.1 индивидуальные (групповые). 1.2. самофотографирование. 2. хронометраж. | 1. периодическое. 2. моментное наблюдение. |