Методы опроса – сбор первичной информации.

Вопросник предназначен для сбора первичных данных и он должен быть:

o обоснован, относительно целей его использования, т.е. обеспечивает фиксация искомой информации.

o Дает достоверную информацию, т.е. адекватно показывает проблему, изучаемого объекта

o Дает устойчивые данные, т.е. данные воспроизведения при повторение опроса некоторое время спустя.

Обоснованность получают степенью соответствия между полученными в момент опроса сведениями и теми, которые планировалось получить.

Устойчивость измерения инструмента – вопросника - это степень воспроизводимости результатов измерения при повторном использование вопросника.

Основные фазы опроса.

Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности выделяют фазы:

1. Адаптация

2. достижение поставленной цели

3. снятие напряжения

Любой опрос письменный или устный должен начинаться с адаптации, где преследуются две цели:

1. создания у респондента желания отвечать на вопросы (для этого луче предварительно на доске объявление вывесить об этом информационную заметку)

2. подготовка респондента к исследованию.

Адаптация начинается с знакомства, т.е. надо представиться, если предполагается анкетный опрос, объяснить как заполнять, проблемные вопросы необходимо задавать в конце анкетирования. В вопросы лучше строить так – Как вы считаете? Как вы думаете? и т.п. В начале анкеты сделать вставку «Просим Вас ответить на анкету цель, которой ………………………. Эти данные будут использоваться для совершенствования работы труда».

Цель исследования не всегда связана с потребностью опрашиваемых. В зависимости от цели исследования формулируются формы обращения, которые обычно соответствуют определенной системе мотивации опрашиваемого.

Мотивы:

- Стремление принести пользу

- Престижные соображения

Анонимный опрос (без указания ФМИ и должности).

Сбор основной информации. В основе функционально-психологический опрос, который может снять напряжение.

Типы и виды вопросов.

Разнообразие зависит от

o от цели, задаваемого вопроса

o наличия или отсутствия возможных ответов

o содержания вопросов

В зависимости от цели, вопросы подразделяются на

³ содержательные или результативные

³ функциональные

Для функциональных вопросов – функция оптимизация, упорядочение. Сюда относятся такие вопросы как контрольные, функционально-психологические, контрольные (проверка достоверности данных).

Вопросы

В зависимости наличия или отсутствия возможных ответов

Закрытые Открытые
Предполагают ответы такие как да или нет; Альтернативные с несколькими ответами на выбор; Меню всегда содержат несколько ответов Полузакрытые вопросы (в варианте ответов присутствует «не могу сказать точно» Не предполагают возможных ответов и ответы записываются полностью. Обработка таких анкет боле сложная.

Методы опроса.

Интервью – метод научного исследования, при котором используется непосредственное общение интервьюера и респондента в соответствие с намеченной схемой. С точки регламентированности: открытые и направленные.

Открытые - заранее определена цель и тема разговора, но вопросы не готовятся заранее, а формулируются в процессе опроса.

Направленные – предполагают постановкувопроса в соответствие с намеченным заранее вопросами, но вопросы интервьюером могут задаваться в любой последовательности.

При организации интервьюирования двумя людьми, надо заранее обговорить «роли»,т.е. кто, что и говорит. Либо один говорит другой записывает.

Требования к вопросам

o не задавать несколько вопросов сразу

o короткие вопросы

o выражаться простыми словами

Анкетирование.

Вид письменного опроса, проводимого с целью получения информации по интересующей проблеме.

Анкетирование

Заочное Открытые
Ч тех случаях, когда требуется чтобы опрашиваемые не контактировали с другими, когда нет взаимодействия – собрать их вместе. Дает возможность получить более продуманные ответы на вопросы. Недостаток заключается в том, что требуется значительные затраты времени на заполнение анкеты., что ведет к потере информации. В присутствии организатора опроса целесообразно, если по ходу заполнения требуется комментарий (разъяснение).     Позволяет сократить время проведения опроса.   Недостаток: при присутствии к-л ответы могут отличается, когда ответчик опрашиваемый дает их в в опросе один на один. В связи с отсутствием времени ответы на вопросы – формальные.


Формы анкетных вопросов.

1. закрытые

2. открытые

3. с набором ответов

Требования к анкете.

Этапы

Определение целей анкетирования и круга задач информации для решения которой она должна быть получена. Если объект исследования не получен или четко несформулированны проблемы исследования, тогда проводится свободное анкетирование. После подготовки вопросы следует проверить. Проведении самого анкетирования. Обработка данных.

Для составления анкеты необходимо:

Вопросы не должны отходить от проблемы исследования; подчинение вопросов в логическом порядке; соблюдать последовательность вопросов, («Сколько времени вы тратите на подготовку работы?» и следующий вопрос не должен быть «Когда вы свободны от трудовых функций?»).

Заполнение на анкету не должно занимать более 30 минут.

В сложных вопросах с большим набором ответов, следует иметь в виду, что чем проще один из предлагаемых вариантов ответов, тем он наиболее выбираемый.

Анкеты группируются по определенным признакам, критериям (как правило они гитовы заранее).

Построение матрицы функций:

Методы наблюдения.

За трудовым процессом наблюдение бывает:

Непрерывное

Выборочное

Методы наблюдения.

Непрерывное Выборочное
1.фотографирование рабочего времени. 1.1 индивидуальные (групповые). 1.2. самофотографирование. 2. хронометраж. 1. периодическое. 2. моментное наблюдение.  

Наши рекомендации