Понятие внутренней и внешней среды организации, их разновидности, особенности взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.
Анализ внутренней и внешней среды организации осуществляется с использованием системного подхода. Система – набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в порядке, позволяющем воспроизвести целое. Каждая составляющая организации выполняет свои определенные функции. Для успешного функционирования организации между всеми ее подразделениями и отделами должна осуществляться интеграция. Она осуществляется путем координации уровней иерархии управления, прямого наблюдения, правил и процедур. Организации,в свою очередь сами являются подсистемами в рамках более крупных систем.
После установления миссии и целей организации следует этап стратегического планирования. Для этого необходим анализ состояния внешней среды.
Анализ внешней среды – процесс, посредством которого контролируются внешние по отношению к организации факторы в целях определения возможностей и угроз для фирмы.
Факторы внешней средыможно выделить следующие.
Политическая система:закладывает конституционные основы, формирует формы собственности, регламентирует особенности законодательства, влияющие на развитие фирмы. Важную роль играет политическая стабильность.
Экономическая система:общий уровень жизни(уровень безработицы, ВВП, ставка рефинансирования, темпы инфляции, налоговая политика) также влияет на функционирование предприятия. От этого зависит уровень потреблениявыпускаемой продукции, ценовая политикана рынке и общая конъюнктура рынка.Нельзя исключать важную роль поставщиков.Показатели инвестиционного климата регулируют приток и отток капитала.
Социальная система:социальные нормы, воззрения, этические нормы.
Технологическая система.Организация не должна быть статична. Развитие науки и технологий не позволяют работать на одном уровне. Предприятие должно отвечать веяниям времени, оперативно отслеживая изменения внешней среды.
Ресурсная система.В зависимости от рода деятельности предприятия важную роль играет ресурсная база(наличие природных ресурсов, рабочая сила, инфраструктура, территориальное расположение).
Организация должна создаваться применительно к людям, поэтому при распределении полномочий необходимо учитывать интересы и предпочтения индивидуумов. Поведение членов организации рассматривается как внутренняя среда.
1. Анализ квалификации работников организации. Уровень образования, профессиональных навыков, система обучения внутри организации и ротация кадров.
2. Выбор и разработка организационной культуры компании (форма одежды, стиль общения, традиции).
3. Формы и правила организации заработной платы (материальное стимулирование персонала, политика вознаграждения).
4. Определение маркетинговой политики – определение собственной ценовой политики, торговая марка, реклама, продвижение товара на рынке.
5. Разработка организационной структуры – правила распорядка рабочего времени, ведение внутренней отчетности.
6. Финансовый анализ. Организация бухгалтерской, налоговой отчетности. Управленческий учет. Контроль над движением денежных средств.
39. Анализ и диагностика внутренней и внешней среды организации и их взаимозависимостей в методиках школы Ансоффа, PEST-анализа, пятифакторная модели Партера, SWOT-анализе и др.
Пятифакторная модель Портера. Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. На рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:
- рыночная власть покупателей
- рыночная власть поставщиков
- угроза вторжения новых участников
- опасность появления товаров – заменителей
- уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция (в центре).
Назначение модели: организация должна осуществить поиск такой сферы деятельности, в которой она защищена от действия конкурентных сил, или создать уникальную бизнес-модель и получать прибыль выше, чем в среднем по отрасли. Важно: анализ делается на данный момент, расстановка 5 сил достаточно динамична и не предполагает прогнозирования и будущих сценариев.
PEST-анализ.Является удобным и простым способом, который применяют различные компании, чтобы проанализировать макросреду или внешнюю среду. PEST-анализ – это инструмент по стратегическому долгосрочному планированию. PEST-анализ внешней среды предприятия составляют с перспективой на три-пять лет, ежегодно обновляя данные.
PEST-анализ – метод исследования макроэкономической среды. В названии зашифрованы изучаемые компоненты:
Political – политический,
Economic – экономический,
Social – социальный,
Technological – технологический факторы.
Политика. Политическая система, стабильность ситуации в стране влияет на деловую активность предприятия. Правовые акты устанавливают нормы взаимоотношений в бизнес-среде. Экономика. С помощью этой составляющей анализа изучаются темпы инфляции, величина процентной ставки, курсы валют, уровень безработицы и заработной платы и т.п. Социальный компонент (потребительские предпочтения и возможности). Сюда входят традиции и ценности общества, этические нормы, вкусы, стиль жизни и т.п. Технологический компонент. Эти факторы изучаются с целью поиска новых тенденций в технологическом развитии, которые помогут модернизировать оборудование, создать новый продукт, усовершенствовать процесс производства.
SWOT-анализ.Разработка SWOT-анализа принадлежит профессору Кеннету Эндрюсу. Название:
S – сила – Strenght;
W - слабость - Weakness,
O - возможность - Opportunities;
T - проблема - Troubles.
Данному разделу анализа иногда дают наименование ситуационного. С помощью SWOT-анализа выявляются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы извне; устанавливается взаимосвязь между элементами. Целью SWOT-анализа называют уровень развития, до которого вы хотели бы дойти в процессе реализации плана.
С помощью SWOT-анализа выявляются и систематизируются сильные и слабые стороны предприятия, потенциал и угрозы. На основании результатов сравнения делается вывод: «куда предприятию двигаться дальше».
К преимуществам SWOT-анализа можно отнести:
ü Возможность выявлять и структурировать сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы.
ü Эффективное использование и легкость проведения.
ü Выявление связей при анализе между возможностями компании и реальными проблемами.
SWOT-анализ имеет и недочеты: Отсутствие в SWOT-анализе временной динамики. Отсутствие в анализе количественных и оценивающих показателей, вследствие чего SWOT-анализ, несмотря на свою простоту, несет в себе мало информации. Можно сказать, что SWOT-анализ мало информативен. Наличие субъективных показателей в самом SWOT-анализе.