Правописание разделительных Ъ и Ь.

Правописание разделительных Ъ и Ь.

Ъ

После приставок на согласную перед буквами е/ё/ю/я.

Ь

В корне или после корня.

Разделение: согласный звук и гласный звук не сливаются в слог. Между ними возникает звук [j’]. [сj’эл], [п’j’у] (съел, пью).

Орфограммы в корне.

Ряд орфограмм корня Гласные и согласные в слабой позиции. Слабая позиция для гласных — безударная (к[Λ]за). Слабая позиция для согласных: глухие перед звонкими (вокзал [гз]), звонкие перед глухими (резкий [ск]), звонкие на конце слова (мороз[с]). Гласные после шипящих и «ц». Шипяшие: ж, ш, ч, щ.
Между какими буквами выбираем Между «а» и «о». Между «и», «е», «я». а-о и-е-я о-ё и-ы а-я у-ю
Почему возникает сложность при написании Звуки в потоке речи в слабой позиции изменяются: гласные подвергаются редукции, звонкие согласные могут стать глухими, а глухие — звонкими и т.п. В результате в слабой позиции разные буквы иногда обозначают одни и те же звуки. Например, в слове котёл буква «о» обозначает звук [Λ] (короткий а). В слове капуста буква «а» тоже обозначает звук [Λ]. В слове морс, буква «с» обозначает звук [с], в слове мороз буква «з» также обозначает звук [с]. Таким образом, разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Причина — изменение звуков в потоке речи. Буквы «ж», «ш», «ц» обозначают только твёрдые звуки, а буквы «ч», «щ» обозначают только мягкие звуки. Поэтому следующие за ними гласные не могут указывать на мягкость или твёрдость этих звуков. Получается, что даже в сильной позициинаписание «цы» по звучанию равно «ци», «жо» по звучанию = «жё», «чо» = «чё» и т. д. Ещё раз. Сочетания букв «цы» и «ци» имеют одинаковую транскрипцию: [цы]. На слух мы не можем определить, какую букву писать. Нужно знать правила орфографии.
Какие правила применяем. 1) Правила правописания корней с чередованием. Если мы не знаем, какую букву писать на месте безударного гласного в корне, то в первую очередь мы должны ответить на вопрос: «А не чередование ли это?» Мы должны знать все корни с чередованием и правила правописания этих корней. Если это не чередование, смотрим пункт 2. 2) Проверяемые согласные и проверяемые безударные гласные в корне. Нужно уметь находить корень слова и подбирать проверочное слово (или форму). Коза — козы, мороз — морозы, в лесу — лес, лиса — лисий… Если букву нельзя проверить, смотрим пункт 3. 3) Непроверямые гласные и согласные. Запоминать, смотреть в словаре. Вокзал. 1) Жи-ши, ча-ща, чу-щу. 2) Правописание О-Ё полсе шипящих. 3) Правописание И-Ы после Ц. 4) Запомнить несколько заимствованных слов с редким сочетанием букв: парашют, жюри, Цюрих и др.

Итак, мы выделяем два ряда правил орфографии в корне. Одни правила связаны со слабой позицией звуков, а другие — с отсутствием у шипящих и «Ц» пары по мягкости-твёрдости. На одну и ту же букву могут применяться одновременно два правила.

Два правила на одну букву. Примеры.

Часы: 1) Безударная гласная - а-и-е? Подбираем проверочное слово — час.
2) Гласная после шипящего - а-я? Вспоминаем правило ча-ща.

Зажигать: 1) Безударная гласная - и-е? Здесь корень с чередованием и/е/ё. Вспоминаем правило. Если после корня с чередованием и/е стоит буква «а», то в корне пишем «и». В данном слове после корня стоит «а», значит выбираем «и».

2) Гласная после шипящего - и-ы? Вспоминаем правило жи-ши.

Корни с чередованием.

1). Лаг-лож. Перед «г» пишем «а», перед «ж» пишем «о».

Прилагать-приложить

Искл. : полог.

2) Раст-ращ-рос.

Перед «ст» и «щ» пишем «а», перед «с» пишем «о».

Расту — выращенный -вырос

Искл.: росток, отрасль, ростовщик, Ростов.

Примечание для родителей Л.В.: дети путают варианты этого корня. Отсюда и ошибки. Еслиращ ещё как-то запоминают, то раст и рос постоянно путают.Проследите, чтобы, называя варианты корня, дети чётко проговаривали звуки: «Раст— ращ — рос».Слов с этим корнем очень много.

3) Смотрим на наличие «а» после корня.

Бер-бира: соберу-собираю

пер-пира: запереть-запирать

дер-дира: сдеру-сдирать

стел-стила: удеру-удирать

жег-жига: зажечь-зажигаю

чет-чита: вычесть-вычитать

блест-блиста: блестит-блистает

тер-тира: тереть -вытирать

мер-мира: умерла-умирала

Если после корня стоит буква «а», то в корне пишем «и». Если после корня нет «а», то пишем в корне «е».

Исключения: сочетание, сочетать, чета.

Примечание Л.В. : Значение корня с чередованием мер-мир связано со смертью в прямом или в переносном значении. Замер - то есть находится без движения, как бы умер. Слова смириться, измерять, и т. д. сюда не подходят! Их мы проверяем ударением: мирный, мера.

Правописание И-Ы после Ц

ЦИ ЦЫ
Два случая. 1) В корне. Цирк, цифра, цилиндр, циркуль, Конфуций… В тетради теории корни выделить. 2) В словах, которые заканчиваются на три буквы: -ЦИЯ. Конституция, акция, интуиция, декларация, абстракция… Прим. Л.В.: «ция» — это не окончания! Просто эти три буквы стоят последними, слово именно заканчивается на -ция. Окончание в этих словах будет -а. Три случая. 1) В словах-исключениях: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц!». Цыпа. Все производные от этих слов относим сюда же: цыганский, цыганщина, цыплячий и т. д. 2) В окончаниях. В любых. Овцы, зайцы, круглолицый. 3) В суффиксе -ЫН-. Этот суффикс есть у притяжательных прилагательных. Они отвечают на вопрос «Чей?» Сестрицын платок. В лисицыной норе. Прим. 1: Дети постоянно забывают именно третий пункт. Прим. 2: В фамилиях правило может нарушаться.

Правописание окончаний

В первую очередь определяем часть речи.

В глаголах В существительных В прилагательных
1) Определяем спряжение. 2) Ставим нужное окончание. (При необходимости смотрим в таблице) 1) Определяем склонение 2) определяем число и падеж 3) Ставим нужное окончание. (При необходимости смотрим в таблице) Важно! Существительные, которые в начальной форме заканчиваются на -ие, -ия, -ийне имеют в косвенных падежах окончания -е. Вместо -е у них окончание -и. Знание — о знании задание — в задании гений — о гении инструкция — в инструкции акция — по акции Задаём вопрос. В самом прилагательном будет то же окончание, что и в вопросе. Если в окончании вопроса буква «о», то в самом прилагательном вместо «о» может быть «е»: В каком? - В синем.

Спряжение — это вариант окончаний глагола в настоящем или в простом будущем времени. Таких вариантов два. Поэтому говорят, что есть первое и второе спряжение.

Правописание разделительных Ъ и Ь.

Ъ

После приставок на согласную перед буквами е/ё/ю/я.

Ь

В корне или после корня.

Разделение: согласный звук и гласный звук не сливаются в слог. Между ними возникает звук [j’]. [сj’эл], [п’j’у] (съел, пью).

Орфограммы в корне.

Ряд орфограмм корня Гласные и согласные в слабой позиции. Слабая позиция для гласных — безударная (к[Λ]за). Слабая позиция для согласных: глухие перед звонкими (вокзал [гз]), звонкие перед глухими (резкий [ск]), звонкие на конце слова (мороз[с]). Гласные после шипящих и «ц». Шипяшие: ж, ш, ч, щ.
Между какими буквами выбираем Между «а» и «о». Между «и», «е», «я». а-о и-е-я о-ё и-ы а-я у-ю
Почему возникает сложность при написании Звуки в потоке речи в слабой позиции изменяются: гласные подвергаются редукции, звонкие согласные могут стать глухими, а глухие — звонкими и т.п. В результате в слабой позиции разные буквы иногда обозначают одни и те же звуки. Например, в слове котёл буква «о» обозначает звук [Λ] (короткий а). В слове капуста буква «а» тоже обозначает звук [Λ]. В слове морс, буква «с» обозначает звук [с], в слове мороз буква «з» также обозначает звук [с]. Таким образом, разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Причина — изменение звуков в потоке речи. Буквы «ж», «ш», «ц» обозначают только твёрдые звуки, а буквы «ч», «щ» обозначают только мягкие звуки. Поэтому следующие за ними гласные не могут указывать на мягкость или твёрдость этих звуков. Получается, что даже в сильной позициинаписание «цы» по звучанию равно «ци», «жо» по звучанию = «жё», «чо» = «чё» и т. д. Ещё раз. Сочетания букв «цы» и «ци» имеют одинаковую транскрипцию: [цы]. На слух мы не можем определить, какую букву писать. Нужно знать правила орфографии.
Какие правила применяем. 1) Правила правописания корней с чередованием. Если мы не знаем, какую букву писать на месте безударного гласного в корне, то в первую очередь мы должны ответить на вопрос: «А не чередование ли это?» Мы должны знать все корни с чередованием и правила правописания этих корней. Если это не чередование, смотрим пункт 2. 2) Проверяемые согласные и проверяемые безударные гласные в корне. Нужно уметь находить корень слова и подбирать проверочное слово (или форму). Коза — козы, мороз — морозы, в лесу — лес, лиса — лисий… Если букву нельзя проверить, смотрим пункт 3. 3) Непроверямые гласные и согласные. Запоминать, смотреть в словаре. Вокзал. 1) Жи-ши, ча-ща, чу-щу. 2) Правописание О-Ё полсе шипящих. 3) Правописание И-Ы после Ц. 4) Запомнить несколько заимствованных слов с редким сочетанием букв: парашют, жюри, Цюрих и др.

Итак, мы выделяем два ряда правил орфографии в корне. Одни правила связаны со слабой позицией звуков, а другие — с отсутствием у шипящих и «Ц» пары по мягкости-твёрдости. На одну и ту же букву могут применяться одновременно два правила.

Два правила на одну букву. Примеры.

Часы: 1) Безударная гласная - а-и-е? Подбираем проверочное слово — час.
2) Гласная после шипящего - а-я? Вспоминаем правило ча-ща.

Зажигать: 1) Безударная гласная - и-е? Здесь корень с чередованием и/е/ё. Вспоминаем правило. Если после корня с чередованием и/е стоит буква «а», то в корне пишем «и». В данном слове после корня стоит «а», значит выбираем «и».

2) Гласная после шипящего - и-ы? Вспоминаем правило жи-ши.

Корни с чередованием.

1). Лаг-лож. Перед «г» пишем «а», перед «ж» пишем «о».

Прилагать-приложить

Искл. : полог.

2) Раст-ращ-рос.

Перед «ст» и «щ» пишем «а», перед «с» пишем «о».

Расту — выращенный -вырос

Искл.: росток, отрасль, ростовщик, Ростов.

Примечание для родителей Л.В.: дети путают варианты этого корня. Отсюда и ошибки. Еслиращ ещё как-то запоминают, то раст и рос постоянно путают.Проследите, чтобы, называя варианты корня, дети чётко проговаривали звуки: «Раст— ращ — рос».Слов с этим корнем очень много.

3) Смотрим на наличие «а» после корня.

Бер-бира: соберу-собираю

пер-пира: запереть-запирать

дер-дира: сдеру-сдирать

стел-стила: удеру-удирать

жег-жига: зажечь-зажигаю

чет-чита: вычесть-вычитать

блест-блиста: блестит-блистает

тер-тира: тереть -вытирать

мер-мира: умерла-умирала

Если после корня стоит буква «а», то в корне пишем «и». Если после корня нет «а», то пишем в корне «е».

Исключения: сочетание, сочетать, чета.

Примечание Л.В. : Значение корня с чередованием мер-мир связано со смертью в прямом или в переносном значении. Замер - то есть находится без движения, как бы умер. Слова смириться, измерять, и т. д. сюда не подходят! Их мы проверяем ударением: мирный, мера.

Наши рекомендации