Геометрические понятия и отношения
Первичные представления о форме геометрических фигур (круглые треугольные, четырехугольные). Фигуры и тела (плоские и объемные) Простые задания на распознавание (выбор нужной фигуры из нескольких различных) и сравнение (выбор фигуры из похожих фигур). Выделение признаков цвета и формы фигур. Поиск одинаковых и похожих. Сериаций с геометрическими телами и фигурами. Конструирование геометрических фигур из различных материалов. Часть и целое: конструирование геометрических фигур из отдельных частей. Ориентировка в пространстве и на плоскости: ориентировка относительно себя, своего тела и другого объекта. Взаимное расположение фигур и предметов (над, под, за, перед, выше, ниже, внутри и снаружи).
Подготовка к формированию понятия числа
Сравнение предметов по различным признакам с постепенным выделением количественных характеристик. Сравнение множеств предметов способом установления взаимно однозначного соответствия. Знакомство с отношениями: больше, меньше, равно. Выделение одного, двух, трех предметов из группы по принципу числовой фигуры. Соотнесение слов числительных с соответствующими группами предметов (один, два, три...). Знакомство с количественным и порядковым счетом (до 5).
Символ числа — цифра.
Формирование представлений о величинах
Сравнение предметов по величине: длине и массе на основе сенсорных и кинестезических ощущений (прикладывание, визуальная прикидка на руке), по площади и емкости (наложением и экспериментально: наливанием, насыпанием). Формирование представления о значимости этих признаков для объекта.
Формирование конструктивных умений
Конструирование тел и фигур из отдельных частей, из палочек и специальных наборов (мозаик). Конструирование сюжетных композиций и орнаментов из произвольных и оформленных деталей (конструктивные аппликации). Конструктивное рисование (дорисовка и штриховка по контурной рамке).
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Примерный перечень понятий и моделирующих действий, которыми овладевают дети в процессе обучения математике
Геометрические понятия
Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание, на сравнение, на сериацию, на классификацию (по размеру, по форме, по цвету). Выполнение сюжетных рисунков и орнаментов из геометрических форм, их закрашивание с использованием контурной рамки. Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (геометрические мозаики, наборы «Сложи фигуру», палочки).
Конструирование предметных и сюжетных композиций из геометрических мозаик и палочек.
Круг и овал. Треугольник и четырехугольник. Квадрат. Прямоугольник. Объемные тела (шар, куб, прямая призма типа «кирпич», конус, цилиндр). Элементы проективного обследования этих фигур в практической деятельности.
Подготовка к формированию понятия числа
Сравнение предметов по различным признакам со словесным описанием сравнения. Сравнение групп предметов. Выделение одного, двух, трех предметов из группы по заданному признаку. Понятия: много—мало, столько же, несколько, одинаково, поровну.
Сравнение множеств предметов способом установления взаимно однозначного соответствия: больше, меньше, равно; больше на, меньше на. Способ сравнения путем пересчета элементов множества. Различные способы уравнивания множеств.
Предметная модель натурального числа. Количественная характера стика множеств. Счет предметов в различном направлении и пространст венном расположении. Понимание того, что последнее числительно относится ко всей группе предметов, а не только к последнему из них. Понимание того, что общее количество предметов в группе не зависит от размера, цвета, формы, расстояния между предметами.
Счет на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и отсчиты-вание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»
Соотнесение числа с количеством предметов. Знакомство с цифрами. Соотнесение цифры, числа и количества.
Количественный и порядковый счет (до 10). Умение правильно отве тить на вопрос: «Который по счету?» Представление об упорядочении множества путем нумерации его элементов (правила счета).
Формирование динамичной модели состава чисел (в виде соотношения: целое — часть) для чисел 2, 3, 4, 5.
Подготовка к формированию представления об арифметическом действии
Связь между изменением количественной характеристики множества и предметным действием (изменением): объединение и добавление ведет к увеличению количества, выделение и изъятие части — к уменьшению количества. Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами: добавил, стало больше, стало поровну, убавил, стало меньше.
Формирование представлений о величинах и их измерении Размер предметов. Понятия: большой — маленький, больше — меньше, одинаковые по размеру; высокий — низкий, выше — ниже, равные по высоте; длинный — короткий, длиннее — короче, равные по длине — на основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами.
Способы сравнения (приложение, наложение, прикидка на руке). Понимание сходства и различия предметов по их размерам. Умение правильно использовать термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление групп предметов с заданными свойствами.
Сравнение предметов по длине и массе на основе сенсорных и кине-стезических ощущений (прикладыванием, визуально, наложением, прикидкой на руке).
При сравнении свойств, поддающихся измерению (длина, масса, емкость), использование моделей-заместителей (меток) и различных мерок.
Сравнение длин прикладыванием и с помощью естественной мерки (шаг, локоть, ладонь) и условной мерки.
Формирование пространственных представлений
Ориентировка в окружающем пространстве: впереди, позади, перед, над, под, за и т. д. Установление отношений: выше — ниже, ближе —дальше, сбоку, на, следом и умение смоделировать эти отношения между объектами, используя заместители.
Ориентировка на плоскости листа.
Работа с объемными формами. Плоский рисунок объемного тела (фронтальный вид) и композиции объемных тел. Формирование временных представлений
Времена года. Названия сезонов и порядок их следования. Сутки. Время суток (утро, день, вечер, ночь). Наглядная модель времен года. Формирование умения решать конструкторские задачи
Конструирование по образцу, по заданию, по контуру, по модели и по рисунку из различных материалов. Конструирование предметных и сюжетных рисунков, аппликаций, орнаментов. Конструирование рисунков и аппликаций с опорой на контурную рамку.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Примерный перечень понятий и моделирующих действий, которыми овладевает ребенок в процессе обучения