Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, посередине, вверху – внизу и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Использование чертёжных инструментов (линейка) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.

Геометрические величины.Геометрические величины ( длиннее – короче, шире-уже, выше-ниже) и их измерение ( на глаз, наложением, измерением данной меркой).

Временные понятия (пропедевтическии).Временные отношения (сейчас, потом, было, будет, вчера, сегодня, завтра), дни недели, месяцы.

Работа с информацией. Умение пользоваться опорными схемами, таблицами, диаграммами. Интерпретация данных таблицы и схемы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно), (…больше, чем…, …меньше, чем …, равно).

В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.

Класс

Числа и величины.Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20. Десятичные единицы счёта (десяток, единица). Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.Единицы измерения величин: времени (сутки (утро, день, вечер, ночь), неделя, месяц, год (12 месяцев, 4 времени года)). Соотношения между единицами измерения однородных величин.

Арифметические действия.Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия (уравнение). Уравнение (нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого). Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Переместительное свойство сложения. Числовые выражения вида 10+(2+3), 10-(4-2). Нахождения значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях.

Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. Планирование хода решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, между, посередине, вокруг, вверху – внизу, ближе – дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Использование чертёжных инструментов (линейка) для выполнения построений.Геометрические формы в окружающем мире.

Геометрические величины.Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», и др.).

Класс

Числа и величины.Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.Измерение величин. Единицы измерения величин: единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и единицы времени. Времени (сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Деньги.

Арифметические действия.Сложение, вычитание (только устные случаи). Сложение и вычитание с переходом в пределах 100. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Уравнение (нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого). Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Элементы алгебраической пропедевтики. Буквенные выражения.

Работа с текстовыми задачами.Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». Задачи на разностное сравнение. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Измерение и сравнение сторон геометрических фигур, черчение квадрата и прямоугольника, треугольника.Свойства сторон прямоугольника и квадрата. Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.Геометрические формы в окружающем мире.

Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией.Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», и др.).

Класс

Числа от 1 до 100 (продолжение). Числа и величины.Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и единицы времени, единицы площади. Времени (сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Деньги.

Арифметические действия. Табличное умножение и деление.Действия умножение и деление. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Решение уравнений вида 58–х=27, х–36=23, х+38=70 на основе знаний взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Решение уравнений вида х*3=21, х:4=9, 27:х=9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).

Обозначение геометрических фигур буквами. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношение между ними. Сложение, вычитание (письменные случаи). Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Уравнение (нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя).

Элементы алгебраической пропедевтики. Буквенные выражения и формулы площади и периметра.

Работа с текстовыми задачами.Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Задачи на разностное сравнение. Задачи с единицами измерений. Задачи на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, решаемые умножением (рисунок). Задачи на деление по содержанию и на равные части (рисунок).

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Измерение и сравнение сторон геометрических фигур, черчение квадрата и прямоугольника, треугольника.

Свойства сторон прямоугольника и квадрата..

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире.

Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Единицы площади (квадратный сантиметр).

Работа с информацией.Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», и др.).

Класс

Числа от 1 до 1000 (продолжение). Числа и величины.Разряды и классы: класс единиц, разряды: единицы, десятки, сотни.Чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1000.Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

увеличение (уменьшение) числа в 10 раз.

ВеличиныЕдиницы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношение между ними.Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.Единицы времени: минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними.

Арифметические действия. Сложение вычитание.

Сложение и вычитание все случаи (устное и письменное сложение и вычитание) на новом числовом отрезке. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание с числом 0. Взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания. Способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений. Сложение и вычитание значений величин (действия с именованными числами).

Умножение и деление.Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Умножение и деление на однозначное число. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное (столбиком и углом) – в остальных случаях. Умножение и деление на 10, 100. Случаи умножения с числами 1 и 0. Деление числа 0 и невозможность деления на 0. Взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами результатами действий.Умножение и деление значений величин на однозначное число.Связь между величинами (масса одного предмета, количество предметов, общая масса всех предметов; цена количество, стоимость и др.).Вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующие применения всех изученных правил о порядке выполнения действий.

Работа с текстовыми задачами (на новом числовом отрезке)Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Задачи на разностное сравнение. Задачи на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, решаемые умножением (рисунок). Задачи на деление по содержанию и на равные части (рисунок). Задачи на кратное сравнение. Задачи с единицами измерений. Задачи на соотношения (цена-количество-стоимость; масса одного предмета-количество предметов-общая масса предметов и др.)

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Птранственные отношения. Геометрические фигуры.Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, угол. Углы прямые, тупые, острые.Сравнение и черчение углов.Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.Геометрические формы в окружающем мире.

Решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части.

Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Единицы площади(квадратный сантиметр, квадратный метр). Соотношение между единицами площади. Измерение площади разбиением на квадратные сантиметры и вычислением. Тупые, прямые и острые углы. Распознавание углов с помощью угольника.

Работа с информацией.Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», и др.).

Класс

(обобщение и повторение всего материала изученного на начальной ступени обучения)

Числа от 1 до 10.000 . Числа и величины.Новая счетная единица – тысяча.Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч.Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз.

Величины.Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношение между ними.Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительность.

Арифметические действия. Сложение вычитание.Сложение и вычитание все случаи (устное и письменное сложение и вычитание) на новом числовом отрезке. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.Сложение и вычитание с числом 0. Взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания. Способы проверки сложения и вычитания.Решение уравнений.Сложение и вычитание значений величин (действия с именованными числами).

Умножение и деление.Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Умножение и деление на однозначное число. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное (столбиком и углом) – в остальных случаях. Умножение и деление на 10, 100. Случаи умножения с числами 1 и 0. Деление числа 0 и невозможность деления на 0. Взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами результатами действий.Умножение и деление значений величин на однозначное число.Связь между величинами (масса одного предмета, количество предметов, общая масса всех предметов; цена количество, стоимость и др.).Вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующие применения всех изученных правил о порядке выполнения действий.

Работа с текстовыми задачами (на новом числовом отрезке)Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Задачи на разностное сравнение. Задачи на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, решаемые умножением (рисунок). Задачи на деление по содержанию и на равные части (рисунок). Задачи на кратное сравнение. Задачи с единицами измерений. Задачи на соотношения (цена-количество-стоимость; масса одного предмета-количество предметов-общая масса предметов и др.)Составные задачи. Запись решения задачи разными способами (действиями и выражением).

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, угол. Окружность. Радиус, диаметр окружности.Использование циркуля при измерении и построении окружности.Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.Геометрические формы в окружающем мире. Решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части.

Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный метр). Соотношение между единицами площади. Измерение площади разбиением на квадратные сантиметры и вычислением. Тупые, прямые и острые углы. Распознавание углов с помощью угольника. Окружность. Радиус и диаметр окружности.

Работа с информацией.Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», и др.).

На протяжении всего курса математики на начальной ступени обучения предлагается следующая система учёта знаний: математические диктанты; самостоятельные работы; диагностические работы; контрольные работы.

Окружающий мир.

Учебный предмет «Ознакомление с окружающим миром»/ «Окружающий мир»в системе обучения и воспитания глухих детей имеет ярко выраженную социально-адаптационную направленность. Основная цель предмета – формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем ребенка. Содержание предмета «Ознакомление с окружающим миром» для глухих обучающихся предполагает работу в трех направлениях.

Первое направление предусматривает знакомство детей с их ближайшим окружением, формирование отношений и взаимоотношений в семье, школе, воспитание безопасного поведения в окружающей среде; закладывает основу взаимоотношений с людьми (доверие, уважение, доброжелательность, взаимопомощь).

Второе направление предполагает воспитание бережного отношения к природе, которое осуществляется в процессе знакомства учащихся с элементарными знаниями о ней, овладения несложными способами наблюдения за изменениями в природе и погоде, ухода за растениями, животными. На этой основе формируется любовь к природе, родному краю, Родине.

Третье направление – организация коммуникативного процесс, в котором принимают участие школьники на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, включающий в себя: организацию коммуникативной деятельности (в игре, труде, на прогулке, экскурсии и т.п.); элементарные знания о культуре общения; культуру общения и элементарное владение ею; совместную деятельность глухих, слабослышащих и слышащих (познавательную, психологическую, коммуникативную).

Содержание работы на каждом году обучения представлено по следующим разделам: познай себя; я и общество; город, в котором я живу; родная страна; родная природа.

Изучение материала программы предусматривает проведение экскурсий, прогулок, практических работ на воздухе, в процессе которых дети учатся наблюдать за явлениями природы и предметами, сравнивать и описывать увиденное, рассказывать об отличительных признаках предметов и явлений.

На уроках по «Ознакомлению с окружающим миром» целенаправленно активизируется коммуникативная и познавательная деятельность.

Работа над связной речью включает в себя обучение детей умению излагать результаты наблюдений, описывать увиденные предметы, рассказывать об экскурсиях.

Весь речевой материал учащиеся воспринимают слухозрительно (с использованием средств электроакустческой коррекции) .

Формы и методы ознакомления детей с жизнью разнообразны: работа на пришкольном участке, экскурсии, прогулки, игры, посещение предприятий, выставок, просмотр кино- и видеофильмов, подготовка и проведение праздников, систематические и целенаправленные упражнения по использованию школьных знаний при решении практических задач (адаптационные тренинги).

Места проведения уроков разнообразны: класс, пришкольный участок, парк, улица и др.

Закрепление знаний, полученных на занятиях, осуществляется в повседневной практической деятельности. Систематизация и обобщение знаний проходят на уроках развития речи (не реже одного раза в две недели). Тема такого обобщающего урока определяется учителем. Для домашней (внеклассной) работы предполагается задание только практического характера.

Изобразительное искусство

Накопление первоначальных представлений о художественном творчестве. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.

Рисунок.Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами.

Живопись.Живописные материалы. Явления природы, предметов и объектов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Скульптура.Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами.

Художественное конструирование и дизайн.Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами.

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

Передача цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.

Форма.Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.

Объём.Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.

Физическая культура

Физическая культура – система совершенствования физических качеств человека и коррекция нарушений осанки, моторики, развитие отстающих от нормы двигательных реакций, координаций движений. Формирование двигательной памяти и умения сохранять статическое и двигательное равновесие, связанное с индивидуальными расстройствами вестибулярного аппарата и ориентировкой в пространстве. Нивелирование ограничений словесной информации о выполняемых движениях из-за отсутствия слухового контроля. А также необходим учет ССД, вызванный синдромальными расстройствами при которых необходим щадящий режим физических занятий и/ или организацию лечебной физкультуры (ЛФК). Часто наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы , проявляющаяся в их поведении (повышенная возбудимость, импульсивность, утомляемость, неустойчивая эмоциональная сфера). Обучающимся с синдромами Джарвелла, Маршала, Ушера необходим контроль врача при организации ЛФК. Эти дети не должны допускаться до состязательных соревнований.

Физическая культура как система укрепления здоровья и физического развития. Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении. Развитие двигательных качеств с учетом возможностей компенсаторных функций сохранных анализаторов. Формирование и совершенствование умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метании, плавании, сохранении равновесия, лазаньи, перелезании, передвижении на лыжах. Развития чувства темпа и ритма.

Охрана здоровья и предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями: подбор спортивной одежды, обуви и инвентаря.

Физкультурнооздоровительная деятельность.Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Лёгкая атлетика. Бег с различной скоростью, из различных исходных положений, с прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Метание: малого мяча с места на дальность и цель, метание меча через преграду высотой 2-2,5 метра.

Построение и перестроение. Общеразвивающие упражнения без предметов, с большими мячами, упражнения для формирования осанки,, лазание и перелезание, равновесие, ходьба и бег.

Лыжная подготовка.

Подвижные игры. Игры с элементами строя и общеразвивающих упражнений, с бегом и метанием, эстафеты, командные игры.

Плавание. Плавание на спине. Плавание на груди.

При проведении спортивных мероприятий необходимо учитывать особенности физического развития детей: перенесенные заболевания, травмы и т.д. (в том числе и те, которые вызвали нарушение слуха).

На первых этапах обучения физической культуре эти дети выделяются особенностями походки (у детей с нарушениями слуха, как правило, шаркающая походка), неправильной осанкой и т.д. За школьные годы, как правило, удается преодолеть эти нарушения физического развития за счет специальных упражнений, систематических занятий и осуществление валеологических режимов: двигательный режим: прогулки (утренняя, дневная, вечерняя), зарядка, физкультурные минутки после каждых двадцати минут учебных занятий, подвижные перемены, уроки музыкально-ритмических занятий и физической культуры, подвижные игры, спортивные соревнования, «Семейные веселые старты»; офтальмо-гигиенический режим: проветривание, влажная уборка помещения для занятий в семье, правильное освещение рабочего места обучающегося (по необходимости дополнительное освещение) с учетом зрительного режима и гигиены зрения.

Группы здоровья – создаются для тех школьников, которым по состоянию здоровья не рекомендуются уроки физической культуры. Занятия проводятся в кабинетах лечебной физической культуры, на свежем воздухе, в тренажерном зале, где можно предусмотреть индивидуально дозируемую физическую нагрузку и т.п.

Водные процедуры обязательны после каждого занятия физической культурой, а также во время режимных моментов в семье, как утром, так и вечером. К числу бальнеологических процедур относятся контрастный душ, ванны, гидромассаж, обливание, хождение в кедах с отваром трав и т.п.

В плане внешкольной работы рекомендуются посильные семейные занятия краеведением, туризмом и спортивным ориентированием.

Выход на природу предусматривает ряд мероприятий: осмотр и допуск каждого участника маршрута врачом, проверку экипировки каждого и снаряжения группы, в том числе продуктов питания, защиту и отработку маршрута, утверждение плана похода, привалов и мест размещения на отдых в палатках, организацию мест отдыха.

Двигательный режим.Осуществляя двигательный режим, мы способствуем гармоничному личностному развитию школьника.

В структуре произвольной психической активности выделяется произвольная двигательная активность как базовая в иерархии основных элементов развития ребенка, влекущая за собой развитие познавательной и эмоциональной сферы.

Индивидуальные психофизические особенности глухого ребенка, как правило, проявляются в младшем школьном возрасте через характерную для глухих детей «шаркающую» походку, неуклюжесть, некоторую сутоловатость и нескоординированность макромоторики. Эти особенности проявляются как отчасти следствие регуляторной несформированности, так и поведенческих особенностей детей с нарушениями слуха.

Регуляция собственных движений неслышащего школьника включает в себя вместе с собственно моторной ловкостью регуляцию силы и качества каждого отдельного движения, и скоординированность всей макромоторики в целом.

Младших глухих школьников отличает поведенческая агрессивность, происходящая из-за трудности регуляции силы и направления движения, которую их слышащие сверстники со своих первых движений, контролируют материнским голосом и реакцией других членов семьи. Для неслышащих детей необходима система специальных занятий, позволяющая регулировать моторную рефлексию и импульсивность.

Часто проявления поведенческой невоспитанности глухих и слабослышащих школьников скрывают именно несформированность у них самопроизвольной регуляции моторики.

Моторные навыки глухих школьников можно проанализировать, условно, с точки зрения сформированных «житейских», то есть бытовых умений и навыков: одеваться и раздеваться в спальне и раздевалке, делать это опрятно и красиво, в хорошем темпе, то есть достаточно быстро завязывать шнурки, шарф, надевать обувь, варежки, одежды с рукавами и т.д.

Двигательная неловкость, нескоординированность может быть следствием индивидуальных психофизических особенностей межполушарных взаимодействий и других межфункциональных мозговых взаимодействий. Особенно эти факторы проявляются у леворуких глухих учащихся, а также у детей- амбидекстров. Вместе с тем вялость, апатичность, поведенческая инфантильность может проявляться у тех детей, которые выросли в семьях, где их дошкольное детство сопровождалось гиперопекой со стороны старших членов семьи. Замедленный темп, вялость двигательных реакций в этих случаях характеризуют низкий уровень психической активности школьника с недостатком слуха. В школьный период такая поведенческая дезадаптация приводит к низкому уровню сформированности уровня готовности к школе и сниженному уровню работоспособности.

В ходе мероприятий физического воспитания дети развивают общую моторную ловкость, гармоничность движений, скоординированность движений рук и ног. Рекомендуются следующие упражнения:

• прыжки на обеих ногах, прыжков со скакалкой на двух или одной ноге;

• лазание по шведской стенке, хождение по ги

Наши рекомендации