Структура программы социологического исследования
Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные предпосылки исследования социального объекта.
В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три основные функции: методологическую, методическую и организационную. Рассмотрим характеристику каждой из них.
Методологическая функция состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему; сформировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте и др.
Методическая функция состоит в том, что программа позволяет разобрать общий логический план исследования, использовать методы сбора и анализа информации.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.
В социологической литературе общепринятым считается, что структура программы социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методико-процедурного.
Первый, методологический раздел программы, состоит из следующих элементов:
1. Формулировка проблемы, определение цели и задач исследования.
Непосредственным поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы. Такого рода противоречия составляют сущность проблемы.
Примером постановки проблемы в сфере физической культуры может быть следующее: «Противоречие между уровнем социальных требований и состоянием физического воспитания студенческой молодежи». Или: «Противоречие между уровнем ценностных ориентаций и реальной физкультурно-спортивной активностью школьников».
Решение той или иной проблемы всегда направлено на достижение конкретной цели и задач. Цель конкретно-социологического исследования - это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Задача социологического исследования - это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.
Например, в исследовании белорусских социологов целью исследования явилось - выявить степень физкультурно-спортивной активности студентов Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) выявить отношение студентов к учебному процессу по физическому воспитанию;
2) выявить интересы студентов в выборе форм и средств занятий;
3) выявить факторы, определяющие степень физкультурно-спортивной активности студентов.
2. Определение объекта и предмета исследования.
Общая характеристика объекта и предмета социологического исследования было дано выше. Здесь приведем лишь примеры, что может быть объектом и предметом социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. Объект исследования - студенты Гродненской области. Предмет исследования - динамика физкультурно-спортивной активности студентов.
3. Логический анализ основных понятий.
Для практического осуществления программы социологического исследования необходимо проведение процедуры логического анализа основных понятий. Это связано, в первую очередь, с тем, что каждый инструментарий социологического исследования - это комплекс гармонично сочетающихся вопросов, своеобразная логико-семантичская модель какого-либо социального явления.
В связи с этим необходимо грамотная разработка инструментария исследования, который отражал бы именно то социальное явление, на которое направлено исследование. Одним словом, прежде чем приступить к разработке инструментария социологического исследования, следует серьезно подумать над такими вопросами: о чем спросить? Почему именно об этом, а не о другом? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты исследуемой проблемы?
Получить правильные ответы на данные вопросы позволяет логический анализ предмета исследования. От методологической и методической точности его выполнения в решающей степени зависит соответствие исследовательской модели социальному явлению, его реальному содержанию и структуре.
Логический анализ предмета в социальных исследованиях имеет отличие от естественных наук. Если в последних предмет анализа чаще всего расчленяется на составляющие элементы, изучающие при помощи определенных процедур и, на основании их синтеза получают целостную картину объекта. Понятно, что этого нельзя сделать с социальными явлениями. Поэтому в социологии прибегают к «косвенному» методу расчленения предмета анализа, где расчленяется не само явление, а понятие, его отображающее.
Логический анализ включает в себя две довольно сложные процедуры, которые в прикладной социологии называют интерпретацией и операционализацией.
Интерпретация - истолкование, уточнение смысла каких-либо понятий. Ошибочная интерпретация может нарушить логику всего исследования. Например, в социологических исследованиях часто возникает необходимость в уточнении таких понятий, как «занятия физической культурой» и «занятия спортом». Необходимость в этом возникает постольку, поскольку в первом случае это занятия с оздоровительной направленностью, не имеющие целью достижение высоких спортивных результатов, во втором - обратная направленность - достижение нормированных и максимальных спортивных результатов.
Все выявленные на стадии интерпретации конкретизирующие понятия требуют своего объяснения. Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые характеризуют уже составляющие основного понятия. Эта процедура называется операционализацией.
Операционализация основного понятия заключается в расчленении выделенных понятий на их элементы. Получаемое при этом еще более простые понятия принято называть операциональными понятиями.
Так, в процессе разработки программы описательного исследования осуществляется структурная операционализация. Это значит, что логический анализ основного понятия проводится путем его «расчленения» на составляющие элементы - ведущие характеристики предмета исследования. (В нашем примере такое «расчленение» показано на схеме 1).
В аналитическом исследовании необходимо проведение процедуры факторной операционализации, заключающейся в выделении факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на изучаемое явление.
Приведем пример факторной операционализации такого явления как «Отношение населения к спорту».
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
На этапе определения объекта и предмета исследования обязательной процедурой является его системный анализ. Его цель - построение гипотетической модели объекта как системы, раскрыв комплекс его элементов и связей.
Предварительное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве - времени, охватывающие и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие предмета исследования, внутренние и внешние связи. Комплексный анализ позволяет также объемно представить «образ исследуемого социального явления».
Так например, если предметом исследования является степень физкультурно-спортивной активности студентов, то следует изучить условия труда, быта, отдыха и учебы, состояние физкультурно-спортивных объектов и другие характеристики.
5. Формулировка, выдвижение гипотез.
Наряду с определением проблемы, выделением объекта и предмета социологического исследования обязательным процедурным моментом исследования является формулировка гипотез.
Определив проблему, социолог, в первую очередь, пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Он строит некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление.
Гипотеза в социологическом исследовании - это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.
Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом другом, чрезвычайно велика. Для чего нужна гипотеза в научном исследовании? Какова ее роль? Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода «спусковым механизмом» для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.
Гипотезы тесным образом связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают вероятные объяснения.
В современной социологической теории разработана некоторая система общих предпосылок и требований построения гипотез. Во- первых, гипотеза должна быть научно обоснована. Это значит, что она не должна содержать утверждений, которые противоречат уже доказанным положениям. Во-вторых, гипотеза должна быть адекватна исследуемой проблеме, т. е. она должна иметь смысл в рамках проблемы. В-третьих, гипотеза должна проверяться эмпирически. В противном случае она останется лишь предположением, выражающим субъективное мнение. В-четвертых, логический анализ гипотезы должен устанавливать ее внутреннюю непротиворечивость.
Кроме общих предпосылок и требований к построению социологических гипотез, существует система фаз их построения. Таких фаз три.
Первая фаза - сбор информации по исследуемой теме. Вторая - собственно формулировка гипотезы. Третья фаза - группировка гипотез, приведение их в определенную систему.
Классифицировать гипотезы можно по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательные гипотезы - это предположения о существенных свойствах объектов, о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта, о степени тесноты связей взаимодействия.
Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях.
Прогнозные гипотезы - это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции и закономерности развития данного объекта.
Приведем примеры гипотез социологических исследований в сфере физической культуры и спорта. Предполагалось, что степень физкультурно-спортивной активности студентов определяется качеством учебных занятий по физическому воспитанию.
Второй, методико-процедурный раздел программы включает в себя разработку стратегического и рабочего планов исследований.
Рассмотрим рабочий план социологического исследования, связанного с исследованием отношения студентов к саморазвитию.
Примерный рабочий план социологического исследования.
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственный за проведение | Примечания |
I. | Этап подготовительного исследования | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Разработка программы исследования. Утверждение программы. Составление проекта выборки. Разработка инструментария пилотажного исследования. Тиражирование инструментария пилотажного исследования. Проведение разведывательного исследования. Анализ результатов пробного исследования | |||
П. | Этап основного исследования. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Коррекция (при необходимости) инструментария пилотажного исследования. Тиражирование инструментария основного исследования. Разработка инструкций для групп сбора первичной информации. Формирование групп сбора информации. Согласование оргвопросов по месту проведения опроса. Проведение опроса. Выбраковка анкет. Подготовка первичной документации к обработке. Составление аналитической задачи для ЭВМ. Ввод и обработка первичных данных. | |||
Ш. | Заключительный этап. | |||
1. 2. 3. | Верификация полученных данных и их анализ. Составление отчета. Разработка практических рекомендаций. |