Системы управления движением судов

Важнейшим звеном в системе обеспечения безопасности мореплавания в РФ являются береговые системы управления движением судов (СУДС). Они создаются, в первую очередь в районах и портах с интенсивным судоходством и повышенной экологической опасностью. Можно выделить три наиболее важных задачи, которые призваны решать СУДС:

1.Организация движения судов;

2. Навигационная помощь;
3. Информационное обеспечение.

В зависимости от протяженности зоны действия, навигационных и гидрометеорологических условий, интенсивности движения судов и оснащенности техническими средствами в соответствии с присвоенной категорией СУДС должны выполнять целиком или частично следующие функции:
1.Обнаружение судов на подходах к зоне действия, установление связи с ними, получение необходимого перечня , данных о каждом судне, регистрация этих данных;
2. Регулирование движения судов на основе радиолокационного и визуального наблюдения за плаванием и стоянкой судов в зоне действия СУДС, а также радиообмена, контроля за соблюдением установленных путей, скоростей, и дистанций между судами, навигационной и другой информации для обеспечения движения судов;
3. Выдача информации судам для предотвращения аварийных ситуаций, при нарушении правил плавания, смещения с якорных стоянок, о смещении со штатных мест средств навигационного оборудования и наличии других факторов, влияющих на безопасность плавания судов, а также координация действий в аварийных ситуациях;
4. Выдача обязательных для выполнения судами указаний, касающихся: очередности движения; маршрута и скорости движения; места стоянки;
6. Получение от соответствующих служб гидрометеорологической информации, передачу ее на суда, использование при выработке указаний о режиме движения;
7. Получение от соответствующих местных органов гидрографии, береговых организаций и лоцманов данных об изменениях в работе СНО 8. Оказание содействия аварийно-спасательным, буксировочным, дноуглубительным и другим специальным работам в зоне действия СУДС;
9. Оказание содействия в установлении связи между судами, береговыми организациями и службами;

По уровню сложности в зависимости от требуемой точности, объема выполняемых функцийСУДС подразделяются на 3 категории:

I категория — сложные автоматизированные СУДС, оборудованные специальными высокоточными техническими средствами наблюдения с компьютерной обработкой информации и связи, обслуживающие, как правило, подходы и акватории крупных портов и каналы;
II категория— СУДС, оборудованные специализированными БРЛС, близкими по характеристикам к судовым радиолокаторам с обработкой информации на уровне систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП)

III категория— упрощенные СУДС (или посты регулирования движения), оборудованные упрощенными БРЛС на базе судовых радиолокаторов.

СУДС обслуживает суда в следующей последовательности:
1) аварийные суда и суда следующие для оказания помощи;
2) корабли и суда ВМФ и погранвойск;
3) паромы и пассажирские суда, следующие по расписанию;
4) суда со скоропортящимися грузами и рыбной продукцией;
5) суда с опасными грузами;
6) линейные суда;
7) прочие суда в соответствии с временем поступления заявок.

В зоне действия СУДС имеет право: давать указания о порядке движения судов и месте стоянки; контролировать выполнение судами установленных правил плавания; требовать от судов подтверждения полученных указаний и информации, а также сведения о предполагаемых и выполняемых маневрах.
СУДС несет ответственность за переданную информацию с учетом точности используемых технических средств, а также за неправильную информацию и ошибочные указания в соответствии с действующим законодательством.
При выполнении действий на основании информации и указаний, получаемых от СУДС, решение по непосредственному управлению судном и обеспечению его безопасности остаются за капитаном судна. Капитан должен знать о последствиях, которые могут произойти из-за неверно переданных в СУДС сведений о судне или неправильного использования информации и указаний СУДС.
Внедрение СУДС, являющихся важнейшим компонентом системы управления безопасностью на подходах к портам, акваториях портов, в узкостях является эффективным мероприятием, направленным на совершенствование управления транспортным процессом, обеспечение безопасности судоходства, защиту окружающей среды, сокращение потерь эксплуатационного времени, повышение эффективности работы

Резолюции ИМО явились официальным признанием СУДС как важнейшего инструмента обеспечения безопасности судоходства. Руководство определяет СУДС как предназначенную для повышения уровня безопасности и эффективности судоходства, а также защиты окружающей среды».

Можно выделить три наиболее важныхюридических вопроса, связанных с деятельностью СУДС. Во-первых, обеспечить контроль за судами с помощью СУДС. Во-вторых, взаимоотношения между персоналом СУДС, капитаном судна и лоцманом, находящимся на борту судна. В-третьих, определение ответственности в случае возникновения аварийного морского происшествия с участием судна, находящегося под контролем СУДС.

Капитан имеет право на собственное решение, даже противоречащее указаниям оператора СУДС, если он считает, что это ведет к опасному развитию ситуации.

Требования ИМО

-В ЦУ СУДС должны быть предусмотрены, как минимум следующие помещения для: - размещения оборудования СУДС; - размещения рабочих мест операторов СУДС; - средств аварийного энергоснабжения; - ГСМ.

-Объекты СУДС должны быть защищены от несанкционированного доступа.

- В СУДС должны быть предусмотрены, как минимум следующие должности: - начальник СУДС; - операторы СУДС; - инженер - электроник; - инженер – электромеханик

-Техническими средствами СУДС являются: - средства голосовой УКВ радиосвязи; - береговые радиолокационные станции; - оборудование автоматической идентификационной системы; - средства обработки радиолокационной информации СУДС; - средства отображения информации СУДС - средства регистрации информации СУДС; - система телевизионного наблюдения; - УКВ радиопеленгаторы; - метеорологическое и гидрологическое оборудование; - база данных СУДС.

-Зона действия СУДС должна быть полностью перекрыта рабочими зонами следующих технических средств: - УКВ радиосвязи; - БРЛС; - АИС;

АИС (Автоматическая идентификационная система, (англ. AISAutomaticIdentificationSystem) — система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн диапазона УКВ.

АИС предназначена для повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации центра управления движением судов, защитыокружающей среды, обеспечивая выполнение следующих функций:

как средство предупреждения столкновений в режиме судно-судно;

как средство получения компетентными береговыми службами информации о судне и грузе;

как инструмент ЦУДС в режиме судно-берег для управления движением судов;

как средство мониторинга и слежения за судами, а также в операциях по поиску и спасанию (SAR).

АИС система включает в себя следующие компоненты:

УКВ передатчик,один-два УКВ приёмника,приёмник глобальной спутниковой навигации (например, GPS, ГЛОНАСС), для судов под российским флагом, модуль ГЛОНАСС в приборе АИС является строго обязательным, основным источником координат. GPS — вспомогательным и может браться от приёмника GPS

Действие АИС основано на приёме и передаче сообщений в УКВ-диапазоне.

Передатчик АИС работает на более длинных волнах, чем радары, что позволяет производить обмен информацией не только на прямых расстояниях, но и местности, имеющей препятствия в виде не очень больших объектов, а также при плохих погодных условиях. Хотя достаточно одного радиоканала, некоторые АИС системы передают и получают по двум радиоканалам для того, чтобы избежать проблем интерференции и не нарушать коммуникацию других объектов.

Сообщения АИС могут содержать:

идентификационную информацию об объекте,

информацию о состоянии объекта, получаемую автоматически с элементов управления объектом информацию о географических и временной координатах, которые АИС получает от глобальной навигационной спутниковой системы,

информацию, вводимую вручную обслуживающим персоналом.

Предусмотрена передача дополнительной текстовой информации между терминалами АИС.Передача такой информации возможна как в адрес всех терминалов в радиусе действия, так и одному определённому терминалу.

Отображение информации об окружающей обстановке у современных АИС возможно в 2 режимах — как текстовом в виде таблицы с перечнем расположенных рядом судов и их данных, так и в виде упрощённой схематической карты, с изображением взаимного расположения судов и расстояний до них (рассчитывается автоматически по переданным ими географическим координатам.)

АИС входит в перечень оборудования, обеспечиваемого бесперебойным питанием от аккумуляторов в обязательном порядке.

Наши рекомендации