Локсодромия: уравнение и его исследование.
Локсодромия
Кратчайшим расстоянием между двумя точками на земной поверхности является дуга большого круга-ортодромия , пересекающая все меридианы под разными углами. При плавании по ортодромии приходится постоянно менять курс судна, производя трудоемкие л громоздкие вычисления. Поэтому к плаванию по ортодромии прибегают только при больших океанских переходах (тысячи миль). Меньшие переходы делают постоянным курсом, линия которого на поверхности Земли представляет кривую двоякой кривизны — локсодромию.
Для вывода уравнения возьмем на локсодромии (рис. 30, а) две точки А и В, расстояние между которыми элементарно мало. Проведя через них меридианы и параллель, получим элементарный прямоугольный сферический треугольник ABC. В этом треугольнике угол, образованный пересечением меридиана и параллели, прямой, а угол, PnAB равен курсу судна К. Катет АС представляет отрезок дуги меридиана и его можно выразить
где R — радиус Земли, принятой за шар;
Δφ — элементарное приращение широты (разность широт).
Катет СВ представляет отрезок дуги параллели
где r — радиус параллели;
Δλ — элементарная разность долгот.
Дальше производят сокращения и вычисления табличного интеграла для приращения общего вида уравнения.
Требования к навигационной карте:
линия курса судна – локсодромия должна изображаться на карте прямой линией;
при курсах 0 и 180° локсодромия превращается в дугу большого круга — меридиан;
при курсах 90 и 270° локсодромия совпадает с параллелью;
локсодромия пересекает каждую параллель только один раз, а каждый меридиан — бесчисленное количество раз. т.е. спиралеобразно приближаясь к полюсу она его не достигает.
16. Визуальные методы определения места судна. Точность способов.
Общая характеристика визуальных способов определения места судна в море.
Визуально наблюдаемыми ориентирами называют наземные ориентиры, которые штурман видит невооруженным глазом, либо при помощи бинокля или оптического пеленгатора. Для определения места используются различные ориентиры. Перечислим их в порядке предпочтения:
1) Береговые средства навигационного оборудования – маяки, навигационные знаки и их огни; список и характеристика береговых СНО даются в навигационных пособиях.
2) Искусственные ориентиры – нанесенные на навигационную карту и выделенные специальным знаком различные башни, вышки, антенны, мачты, трубы, церкви, e.t.c.
3) Естественные ориентиры – вершины гор, характерные мысы, устья рек, e.t.c.
Дальность видимости визуальных ориентиров сравнительно невелика, поэтому визуальные способы определения места судна используются в прибрежном плавании и их называют методами ближней навигации.
Основными визуальными способами определения места судна являются (в порядке их точности):
1) Два горизонтальных угла;
2) Три пеленга;
3) Два пеленга;
4) Пеленг, вертикальный угол (т.е. расстояние до ориентира);
5) Пеленг, горизонтальный угол;
а также некоторые другие комбинации.
Существуют также крюйс-способы, но они занимают особое место, так как дают не обсервованное место судна, а счислимо-обсервованное.