И геометрических фигур на две и четыре равные части
(задача 11)
Замечание: задача относится сразу к трем разделам: «Количество» — определяется количество частей (понятие дроби);
«Величина» — сравниваются по размеру части и целое, части между собой;
«Форма» — делятся на части геометрические фигуры и определяется форма частей.
Наглядный материал:
Реальные объемные предметы: яблоко, хлеб, торт и др.
Реальные плоские предметы четкой знакомой формы: лента, блин, лист бумаги и др.
Модели геометрических фигур: квадрат, круг , прямоугольник и др.
Методика обучения
Содержание работы:
—В старшей или подготовительной группе начинаем обучение с объемных предметов, затем делим на части плоские предметы ярко выраженной формы, потом рассматриваем
геометрические фигуры.
—Сначала учим делить на 2, затем на 4 равные части.
—Учим называть форму частей, сравнивать по размеру части и целое, части между собой.
—Знакомим с отношением: чем больше предмет, тем больше его часть.
—Учим составлять из частей целое.
Фрагмент 1:
—У Лены одно яблоко. Пришел Миша. Как быть?
—Разделим яблоко пополам.
—Сколько получилось частей? (Две.)
—Какие части между собой? (Равные, одинаковые.)
—Как можно назвать каждую часть? (Половина.)
—Сравните часть и целое между собой.
Замечание: правильно говорить: «пополам», а не «напополам».
Правильно говорить: «равные части», а не «ровные части».
Фрагмент 2:
—- Вале подарили 1 ленточку, а у нее 2 косички. Как быть?
—Сложим ленточку пополам. Подравняем уголки, сделаем линию сгиба и разрежем.
—Сколько частей получилось?
—Как называется одна часть?
—Какие части между собой?
— Что длиннее — целая лента или ее половина? Что короче?
Аналогичная работа на раздаточном материале. Учим делить на две равные части (пополам) полоски бумаги прямоугольной формы: правильно складывать так, чтобы уголки совпали, делать линию сгиба, разрезать по ней. Задаем аналогичные вопросы на закрепление.
Фрагмент 3:
— Что это? (Квадрат.)
— Что вы про него знаете? (У квадрата 4 угла, 4 равные стороны.)
— Посмотрите, какие фигуры я из него сделаю.
Воспитатель соединяет противоположные углы квадрата, перегибает его по диагонали, разрезает по линии сгиба и делает два треугольника. Все действия необходимо подробно проговаривать.
—Какие геометрические фигуры получились? (Треугольники.)
—Что вы знаете про треугольник? (У треугольника 3 стороны, 3 угла.)
— Сколько получилось частей? (Две.)
— Какие они между собой? (Равные.)
— Как по другому можно сложить квадрат, чтобы получились другие фигуры?
Воспитатель выслушивает ответы и делает из квадрата два прямоугольника. После обсуждения проводится аналогичная работа
Фрагмент 4:
— Что это? (Круг.)
— Как его разделить на 4 равные части? (Сначала круг делим пополам, потом каждую половину еще пополам.)
— Сколько получилось частей?
— Какие они между собой? (Равные.)
— Одну часть можно назвать «четверть». Повторите.
— Сравните целое и четверть.
— Сравните половину и четверть.
— Сравните две четверти и половину.
Задание для самостоятельной работы студентов
Предложить методику формирования представлений о площади и ее измерении у старших дошкольников.
Лекция № 10
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ
И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ
ПЛАН
1. Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура».
2. Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов.
4. Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).
Задание студентам:
Повторить тему «Геометрические фигуры» из курса математики.
Дошкольники знакомятся:
• с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом;
• обобщающими понятиями: четырехугольником, многоугольником;
• объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллелепипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто используются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша»
и др.).
Необходимо обучать детей:
• правильным приемам обследования формы;
• развивать способность выявлять простейшие свойства фигур;
• учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;
• группировать предметы и фигуры по признаку формы;
• определять форму окружающих предметов;
• видоизменять фигуры;
• создавать модели предметов из геометрических фигур.