Профессиональные системы управления проектами

В отличие от СКПК, профессиональные системы управления проектами в своей функциональности уже заметно отличаются друг от друга. И это, как правило, уже не отдельные программы, а комплексы, в состав которых входят различные утилиты и модули, предназначенные для решения специфических задач.

Профессиональные системы управления проектами - student2.ru Primavera Project Planner (разработчик – Primavera Systems, Inc. www.primavera.com представитель в России – ПМ СОФТ www.primavera.msk.ru).

Для построения интегрированной системы управления проектами компания Primavera Systems, Inc. предлагает несколько продуктов. Для использования на нижних уровнях управления уже упоминавшийся SureTrak Project Manager, профессиональный пакет управления проектами Primavera Project Planner (P3) для работы со сложными многоуровневыми иерархическими проектами и систему масштаба предприятия, работающую по технологии клиент/сервер Primavera Project Planner for the Enterprise (P3e).

В качестве системы управления контактами, предлагается полностью локализованный Expedition,а обеспечивать доступ к проектной информации, используя Интернет, призванWebster for Primavera.

Такое разнообразие может сбить с толку, поэтому мы рассмотримPrimavera Project Planner (P3) как продукт, наиболее близкий к теме данного обзора.

Интерфейс системы – стандартный, оконный. Локализация коснулась всего, кроме системы меню (названия полей, встроенные отчеты, руководство пользователя). В версии 1.0 было ограничение на количество одновременно открытых проектов – не более 4, однако в следующих проектах это ограничение снято. В поставке - несколько десятков стандартных шаблонов представления проекта (в документации - макетов (layout)), пользователю предоставляется возможность создавать и сохранять собственные макеты. Поставляемый в составе пакета генератор отчетов Report Smith позволяет создавать любые табличные и графические отчетные формы. Иерархическая организация проекта по произвольной комбинации кодов, а также отличная реализация принципа WYSIWYG при выводе отчетов на печать.

Для моделирования проекта доступен обширный набор инструментов, включающий в себя до 20 уровней WBS и 16 пользовательских полей данных. Реализованы 9 типов работ (задача, веха, гамак, встреча и др.), все типы зависимостей между работами; 10 типов ограничений. Текущее расписание проекта может сравниваться с неограниченным числом базовых планов.

Развита функция глобальной замены для внесения изменений в данные проекта с использованием логических, арифметических и строковых выражений.

Для управления ресурсами и стоимостями доступны все, стандартные для такого класса продуктов, инструменты. Стоимости ресурсов во времени, а так же их пределы потребления могут быть различными. Особенно интересной представляется возможность создавать собственные профили использования ресурсов в дополнение к 10 существующим.

Структура статей затрат может поддерживать неограниченное количество счетов с 12 разрядным кодом.

В пакете реализован анализ отклонений хода работ от запланированного Методом освоенного объема (Cost/Schedule Control System Criteria - C/SCSC) и прогнозирование основных параметров проекта. В качестве средства анализа рисков предлагается продукт Monte Carlo. Он позволяет оценить вероятность выполнения проекта в заданные сроки в пределах бюджета.

Р3 умеет читать формат mpx и сохранять в нем проекты. Кроме того, имеется экспорт данных в форматы dBase и Lotus. Для двустороннего обмена данными с удаленными пользователями предназначена функция Primavera Post Office.

В целом можно сказать, что Р3 – функционально развитый и удобный инструмент.

Профессиональные системы управления проектами - student2.ru

Open Plan – (разработчик – Welcom Software Technology www.wst.com / представитель в России – A-Project Technologies) - этот продукт позиционируется как профессиональная система управления проектами масштаба предприятия. Выпускается в трех версиях: Enterprise, Professional и Desktop. По сведениям специалистов из A-Project Technologies версия Enterprise в России еще не поставлялась.

Профессиональные системы управления проектами - student2.ru

Рис. 2.4.1. Пользовательский интерфейс программы Open Plan

Интерфейс продукта весьма оригинален. Рабочее пространство представлено в виде нескольких рабочих столов, на которых помещаются ярлыки к стандартным объектам (файлы проектов, календарей, ресурсов, кодов, шаблонов), так и к любому файлу. При открытии проекта открывается “записная книжка проекта” - набор рабочих столов с ярлыками к файлам, непосредственно относящимся к проекту. В поставку входит несколько десятков наиболее распространенных шаблонов представления проекта. Применение шаблона к проекту осуществляется простым перетаскиванием нужного ярлыка на записную книжку проекта. Отдельного упоминания заслуживает функция “Директор Управления Проектами” (ДУП). ДУП это инструментарий автоматизации повторяющихся процессов при управлении проектами. Объектами ДУП могут быть не только стандартные формы, представления и процедуры Open Plan, но и объекты из других приложений, например, текстового редактора, электронных таблиц, CAD. В поставке – 35 стандартных шаблонов ДУП, разбитых, согласно рекомендациям PMI (www.pmi.org) на 8 категорий. Естественно, есть функция создания и сохранения пользовательских шаблонов представления и шаблонов ДУП.

В продукте весьма развита система ресурсного планирования. Реализовано два базовых метода расчета расписания:

· Ресурсное планирование при ограниченном времени – приоритетной является необходимость придерживаться общей даты завершения проекта при попытке минимизировать степень перегрузки ресурсов. В результате ресурсы могут быть перегружены.

  • Ресурсное планирование при ограниченных ресурсах–приоритет отдается предотвращению перегрузки ресурсов, даже если это приведет к выходу проекта за рамки расписания. При этом замедляется завершение проекта на столько, на сколько это необходимо для полного избежания перезагрузки ресурсов.

Реализован тип материальных ресурсов с ограниченным сроком хранения. При назначении исполнителей на операции можно указывать требуемую квалификацию или альтернативный ресурс и тогда, при ресурсном планировании, система предложит наиболее оптимальный, с точки зрения загрузки, ресурс. Благодаря иерархической организации ресурсов, можно создавать любые структуры статей затрат.

Следует особо отметить, что функция анализа рисков – встроена в систему, тогда как в некоторых продуктах она поставляется как отдельный модуль. Для длительности избранных или всех работ проекта вводятся оптимистическая и пессимистическая оценки. Далее по методу Монте-Карло определяется вклад вероятностей в даты проекта.

Возможности сортировки, фильтрации, создания пользовательских полей и глобальной замены традиционно сильны для продуктов такого класса. Можно пользоваться стандартным набором или создать собственные. Различий в интерфейсе версий нет. Open Plan Desktop ограничен функционально. В ней присутствуют все функции для планирования и контроля за выполнением проекта, но нельзя работать с внешними подпроектами, создавать пользовательские поля, отчеты, шаблоны представлений, изменять настройки процедур ДУП, выполнять анализ рисков.

Стоимость Open Plan Professional около $ 6000, версии Desktop ~ $1000 (могут меняться в зависимости от комплекта поставки).

При использовании собственного формата хранения данных, разграничение уровней доступа к проектным данным производится с помощью специальной утилиты SysAdm. Если же данные проектов хранятся с использованием СУБД, эти операции должны выполняться средствами СУБД. В системе имеется встроенная функция создания архива проекта (backup) в одном файле. Хотелось бы отметить, что формат файлов хранения данных проекта открыт и описан в Руководстве разработчика.

В состав продукта входит модуль Web Publisher, с помощью которого осуществляется публикация данных проекта на веб-сервере. Этот модуль хотя и делает свое дело, но его реализация далеко не идеальна.

Профессиональные системы управления проектами - student2.ru Spider Project (разработчик/представитель в России – компания “Технологии управления “Спайдер”, www.spiderproject.ru)

Без преувеличения можно сказать, что Spider Project лучшая отечественная система управления проектами. Версия под DOS появилась еще в 1992 году. От версии к версии заметно улучшается не только интерфейс системы, но и ее функциональность. Текущей является версия 7.23 для Windows

Рабочее пространство главного окна разбито на три функциональные зоны. В левой её части – ярлыки к открытым проектам. В средней части – 16 ярлыков на шаблоны представления и данные проекта. В правой части располагаются ярлыки на открытые документы проекта. Документ проекта можно создать из текстовых файлов, html-файлов или файлов баз данных.

Профессиональные системы управления проектами - student2.ru

Рис. 2.4.2. Пользовательский интерфейс программы Spider Project

В большинстве известных пакетов операции характеризуются длительностью их исполнения. В Spider Project наряду с длительностями можно задавать физические объемы работ на операциях. Длительность определяется пакетом в процессе составления расписания работ в зависимости от производительности назначенных ресурсов. В связи с этим, имеется отличие и в определении задержек на связях операций. Наряду с положительными и отрицательными временными задержками, реализованные во всех пакетах, можно использовать и объемные задержки. Дело в том, что с временными задержками может возникнуть ситуация, когда работа началась, но исполняется медленнее, чем было запланировано и временная задержка может исчерпаться раньше, чем будет выполнен запланированный объем работ.

Кроме отдельных ресурсов можно задавать мультиресурсы и пулы. Мультиресурсы - это группы ресурсов, которые выполняют работы вместе (например, бригада). Мультиресурсы можно назначить на исполнение операций целиком, что означает назначение всех ресурсов, которые в них входят. Пулы - это группы взаимозаменяемых ресурсов.

Пакет позволяет использовать неограниченное количество составляющих стоимости, причем в разных валютах. Так же можно создать неограниченное количество различных иерархических структур работ и ресурсов.

Для анализа исполнения проекта, а также для анализа “что если” очень важно иметь возможность сохранять прежние версии проекта и иметь возможности для сравнения и анализа отклонений текущей версии проекта от предыдущих. В Spider Project есть возможность хранить неограниченное количество версий проекта и анализировать ход исполнения работ не только по сравнению с какой-то базовой версией, но и с любой другой.

Расчет расписания проекта методом критического пути производится без учета ограничения по ресурсам и имеет точное математическое решение. Если же при расчетах учитывается ограниченность ресурсов, то понятие резервов, в том числе и полного резерва (total float) теряет смысл. В Spider Project вычисляется ресурсный критический путь и резервы сроков исполнения операций с учетом ограниченности ресурсов.

Алгоритм анализа рисков так же отличается от реализованного в других системах. При моделировании рисков в качестве исходной информации используются не оценки длительности (оптимистические, пессимистические), а оценки производительности ресурсов.

Непривычно, но достаточно продумано, реализована поддержка групповой работы над проектом. В Spider Project нет одновременного доступа на изменение данных. Ответственный за свою часть проекта (фазу) представляет менеджеру проекта свои файлы. И решение принять или отвергнуть изменения остается за менеджером проекта. Именно такое решение, по мнению разработчиков, позволяет избежать путаницы при изменении проектных данных. С этих позиций разработана и система групповой работы с помощью Интернет.

Система взаимодействия между участниками проекта с использованием внутрифирменной Intranet или Internet по следующему механизму:

· созданная главным менеджером полная версия проекта передается на сервер с указанием списка пользователей и уровня доступа тех, которым она предназначается,

· пользователи системы согласно включенным в список ограничениям по доступу к проектам, могут получить план проекта – только для чтения или его фазу (подфазу) для управления реализацией,

· в результате выполнения функции управления пользователь передает измененный план (фазы, подфазы) обратно на сервер, откуда он может быть получен руководителем проекта.

При обращении к серверу система проводит идентификацию пользователя, обеспечивая, таким образом, разграничение доступа к проектам.

Spider Project поддерживает OLE (в визуальные представления можно вставлять текст и графику).

Так же следует отметить хорошую справочную систему продукта, в которую, помимо руководства пользователя включен переработанный русский перевод PMBok (Project Management Body of Knowledge).

Из наиболее известных проектов, при управлении которыми применялся Spider Project, называются строительство в 1997г. Олимпийской деревни для Всемирных Юношеских Игр в Москве (бюджет $250 млн.), строительство Каспийского трубопровода, реконструкция Рязанского НПЗ.

Сравнительная характеристика самых известных систем управления проектами представлена в Приложении 1 ( табл. 1.).

Приложение № 1

Таблица 1. Сравнительная характеристика ПО СУП

Фирма - изготовитель Microsoft Time Line Solutions c 1995 г. –Symantec Primavera Systems, Inc. Artemis International Welcom Software Technology “Технологии управления “Спайдер”
Версии программного продукта Project 4.1, Project-2000 TimeLine1.0 для DOS TimeLine 6.5 для Windows Sure Trak 2.0, Primavera Project Planner 2.0 (РЗ), Monte Сarlo for Primavera Artemis Views Open Plan Professional Spider Project 7.23 для Windows
Мощность проекта Малые, средние, крупные проекты Средние проекты (10000 задач и 100 видов ресурсов) Средние и крупные проекты Крупные инженерные проекты Крупные проекты масштаба корпорации Крупные производственные и строительные проекты
Использование современных стандартов ODBC, OLE 2.0 ODBC, OLE 2.0, DDE, Symantec Basic ODBC ODBC ODBC ODBC, OLE 2.0
Групповая работа с проектами Microsoft Mail, Microsoft Exchange, корпорати-вный Web-сайт ЭП     Внешняя программа, Web-сайт     ЭП     ЭП, корпоратив-ный Web-сайт     ЭП, корпоратив-ный Web-сайт  
Средства разграничения доступа к файлам проекта Папка Exchange + + + + +
Помощь пользователю Create Your, First Project и Cue Cards Функция Инструктор Guide Line, Guide Line Maker + + + + дополнительно переработанный русский перевод PMBok (Project Management Body of Knowledge).
Средства создания отчетов Диаграммы Ганнта, PERT –диаграммы, Report Gallery Диаграммы Ганнта, PERT -диаграммы, календарный график, Cristal Reports 4 Диаграммы Ганнта, PERT –диаграммы Quest Диаграммы Ганнта, PERT -диаграммы Диаграммы Ганнта, PERT -диаграммы, таблицы, ресурсные и стоимостные гистограммы Мультиресурсы
Концепция многопроектного планирования Project-2000 TimeLine6.5 Возможность определения иерархии и права доступа к мастер проекту Project View + + “ответственный за фазу”
Импорт/экспорт данных в форматах ASCII, CSV, Excel, MS Access, Lotus 1-2-3, dBASE и Fox Pro, cредства записи макрокоманд, Visual Basic5.0 for Applications ASCII, CSV, Lotus 1-2-3, dBASE P3, MS Project, Lotus 1-2-3, dBASE СУБД Oracle, SQL Base, SQL Server, Sybase Open Plan в форматах Oracle, SQL Server, Sybase, x Base, MS Access, Visual Basic Open Plan в форматах Oracle, SQL Server, MS Access, Visual Basic
Русификация + + - - + Российская разработка
Автоматизируе-мые функции 1.Планирование 2.Контроль исполнения 3.Анализ 4.Управление изменениями 5.Завершение 1.Планирование 2.Контроль исполнения 3.Анализ 4.Управление изменениями 5.Завершение 1.Планирование 2.Контроль исполнения 3.Анализ 4.Управление изменениями 5.Завершение 1.Resource View 2.Track View 3.Cost View 1.Планирование при ограниченном времени 2.Управление всеми видами ресурсов 3.Анализ затрат 4.Анализ рисков 5.Мультипроектный анализ и структуризация 1.Планирование при ограниченных ресурсах. 2.Управление всеми видами ресурсов 3.Анализ затрат 4.Анализ рисков 5.Мультипроектный анализ и структуризация

Список используемой литературы

1. Ильин Н. И., Лукманова И. Г., Шапиро В.Д. «Управление проектами», СПб.; изд. “Два-ТрИ», 1996 . – 610с.

2. Мишенин А. И. Теория экономических информационных систем: Учебник. - 4-е доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 1999.-240с.

3. Смирнова Г.Н. , Сорокин А.А. , Тельнов Ю.Ф. «Проектирование ЭИС», М., изд. «Финансы и статистика», 2001г.

4. Семенов М. И., Трубилин И. Т., Лойко В. И., Барабановская Т. П. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник – М:. Финансы и статистика, 2000. – 416 с.

5. Разу М. Л., Воропаев В.И., Якунин Ю.В. Управление программами и проектами: 17- модульная программа для менеджеров « Управление развитием организации». Модуль 8.- М.:ИНФРА-М, 2000. – 320 с.

6. Ильин Н. И., Лукманова И.Г. под редакцией В.Д. Шапиро Управление проектами – СПб.; “Два-ТрИ”, 1996 – 610 с.

7. Кофман А., Дебазей Г. Сетевые методы планирования: применение системы ПЕРТ и ее разновидностей при управлении производственными и научно-исследовательскими проектами. Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1968.

8. Филлипс Д., Гарсиа-Диас А. Методы анализа сетей. Пер. с англ. – М.: Мир, 1984.

9. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: научно-практическое издание. – М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.

Наши рекомендации