Место и роль решений в процессе управления.
Место и роль решений в процессе управления.
Решение (в общем виде) – результат мыслительной деятельности человека, приводимый к каким-либо или к необходимым действиям.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции.
Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле - это выбор альтернативы.
. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Непрерывная последовательность решений характеризует непрерывность процесса управления
Управлять – это значит решать. Как процесс, управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации в интересах разработки, утверждения и реализации задуманного.
Способы управления рисками.
Риск - возможность получения запланированного результата. Эта возможность может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения.
Способы управления рисками
Управление рисками включает следующие основные направления деятельности:
• распознавание, анализ и оценка степени риска;
• разработка и осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию риска;
• кризисное управление (ликвидация последствий возникающих убытков и выработка механизмов выживания организации).
Природа и сущность управленческого решения.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на
собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество:
выбор одежды, выбор блюд, выбор транспорта. Решения
являются универсальной формой поведения отдельной личности и социальных групп. Эта универсальность
объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений,
принимаемых в частной жизни. Их отличает: 1.Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
2. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников. 3. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда.4 Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий проф.подготовки.
Классификация управленческих решений.
Классификационный признак | Группы Управленческих решений |
Степень повторяемости проблемы | Традиционные Нетипичные |
Значимость цели | Стратегические Тактические |
Сфера воздействия | Глобальные Локальные |
Длительность реализации | Долгосрочные Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения | Корректируемые Некорректируемые |
Метод разработки решения | Формализованные Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные Коллегиальные |
Способ фиксации решения | Документированные Недокументированные |
Характер использованной Информации | Детерминированные Вероятностные |
Содержание и особенности метода Дельфи.
Особенности метода Дельфи: -анонимность экспертов, -регулируемая обратная связь; -статистическая обработка результатов опроса и формирование группового ответа. Мнения экспертов высказываются в письменном виде и анонимно. При этом письменный опрос повторяется несколько раз. На каждом туре опроса экспертам сообщаются ответы всех экспертов предыдущего тура. В результате таких повторений происходит сближение мнений. На основе такого сближения мнений выявляется наиболее предпочтительный вариант решения проблемы.
32. Юридическая ответственность за результаты принятого решения, ее виды.
Частично или полностью касается тех видов деятельности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав гос. законов и норм гос. регулирования (ТК РФ, ГК и УК РФ). Юридическая ответственность реализуется в форме выполнения предписанных действий, заключения под стражу, ареста. 5 видов юридической ответственности:* Материальная (штраф); *Дисциплинарная (предупреждение, выговор, увольнение); * Административная (штраф, ограничение); *Гражданско-правовая (восстановление нарушенного права, компенсация); * Уголовная.
Современные информационные технологии, используемые в процессе разработки управленческих решений. Экспертная система (ЭС), система поддержки принятия решений (СППР), автоматизированная система экспертного оценивания (АЭСО).
Разработка и принятие решений в постоянно меняющихся внутренних и внеш. услолвиях требует исп. современного информационного обеспечения. Выделяют три типа систем для поддержки принятия решений: ЭС, СППР, АЭСО.
1.ЭС – предназначены для массового использования – консультант и эксперт (т.е. помогающего и решающего задачу) Они содержат базу данных и хорошо организованы, структурированы, сопровождены системой правил и готовы для исп. Обычно они пишутся самими экспертами в данной области. Используются в медицине, геологии, экономике, технике.
2. СППР – предназначена для использования в нестандартных ситуациях и слабо структурированных проблемах. Это обеспечение информацией, генерирование альтернативных вариантов решения проблемы, прогноз. Используются при прогнозировании динамики конъюктуры рынка, при разработке стратегии развития организации. Это системы типа ЕSS (исп. на более высоких уровнях управления), DSS (имеют большое количество аналитических моделей и предн. для менеджеров на ср. ур-не).
3. АЭСО – предн. для автоматизации сложных экспертных процедур и повышения эфф. исп. высококвалиф. специалистов. Осн. задача – решение сложных управленческих проблем. Есть возможность настройки системы на конкретный обеъкт.
Место и роль решений в процессе управления.
Решение (в общем виде) – результат мыслительной деятельности человека, приводимый к каким-либо или к необходимым действиям.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции.
Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле - это выбор альтернативы.
. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Непрерывная последовательность решений характеризует непрерывность процесса управления
Управлять – это значит решать. Как процесс, управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации в интересах разработки, утверждения и реализации задуманного.
Способы управления рисками.
Риск - возможность получения запланированного результата. Эта возможность может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения.
Способы управления рисками
Управление рисками включает следующие основные направления деятельности:
• распознавание, анализ и оценка степени риска;
• разработка и осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию риска;
• кризисное управление (ликвидация последствий возникающих убытков и выработка механизмов выживания организации).