Глава 8. Система менеджмента качества

Объектами управления в СМК являются качество продукции/услуг, качество процессов, выходом которых является продукция, качество управления, среды, в которой организовано выполнение процессов. СМК обеспечивает проведение проверок (внутренних аудитов) по выявлению и предупреждению несоответствий путём проведения анализа причин несоответствия и разработки корректирующих и предупреждающих действий.

Описание методических принципов и решений, используемых при построении системы менеджмента качества дано в методике «Разработка системы менеджмента качества» (файл «Методика Разработка системы менеджмента качества.doc» в папке «Документация»).

В демонстрационной базе данных приведены примеры обязательных документированных процедур СМК. Их можно загрузить в базу данных из файла «Обязательные процедуры СМК.xml», который находится в папке «Backup» в каталоге установки программы (по умолчанию, «C:\Program Files\STU-Soft\Business Studio 3.5\»).

Функциональность СМК поставляется с версией Business Studio Enterprise.

Меню СМК, назначение классов

Меню СМК находится в главном меню Business Studio (Рис. 6.1.1). При выборе пункта меню СМК открывается соответствующий этому пункту справочник, в котором пользователь может просмотреть или отредактировать данные.

В Навигаторе элементы СМК расположены в разделе «Управление\СМК».

Глава 8. Система менеджмента качества - student2.ru

Рис. 8.1.1

Справочник «Требования»

Требование – это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. К результатам (выходам) бизнес-процессов могут предъявляться различные требования (спецификации), среди которых могут быть:

· требования потребителя;

· требования, необходимые для конкретного или предполагаемого использования;

· законодательные и другие требования;

· дополнительные требования, определенные организацией.

Для определения этих требований в меню «СМК» существует специальный класс (справочник) «Требования». Справочник открывается выбором соответствующего пункта меню СМК. Пользователь может самостоятельно расширить справочник «Типы требований».

Требования могут быть привязаны к объектам стрелок любого типа (входы, выходы, управление, механизмы) на SADT-диаграммах.

Пользователь может задать список требований для объектов стрелки через диаграмму процесса, заходя в свойства стрелки. В свойствах стрелки в списке объектов при выделении конкретного объекта отображаются и могут быть отредактированы требования, которые накладываются на текущий объект данной стрелки. В свою очередь каждое требование может быть описано в документе. Для этого в свойствах требования предусмотрен список «Нормативно-справочные документы». Пример отражения требований в свойствах стрелки представлен на Рис. 8.1.2.

Глава 8. Система менеджмента качества - student2.ru

Рис. 8.1.2

Справочник «Аудиты»

Аудиты бывают внутренними и внешними и проводятся для определения соответствия объектов аудита установленным требованиям.

Внутренние аудиты («аудиты первой стороной») проводятся самой организацией или от ее имени для внутренних целей.

Внешние аудиты проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени («аудиты второй стороной»), а также внешними независимыми организациями («аудиты третьей стороной»).

Для работы с аудитами предназначен справочник «Аудиты». Список аудитов вызывается с помощью одноименного пункта в меню «СМК».

По результатам аудита может быть выполнена рассылка по всем сотрудникам субъектов из Списка рассылки. В качестве примера в базе создана «Рассылка результатов аудита». Подробнее см. п. 12.2 «Выполнение рассылки».

Справочник «Несоответствия»

В справочник Несоответствий заносятся несоответствия объекта (продукции, процесса, документа) заданному требованию.

Несоответствия могут быть обнаружены:

· по результатам внутренней проверки (аудита);

· по результатам мониторинга процесса;

· из сообщения (претензии) от потребителя;

· из сообщения сотрудников разных подразделений.

Несоответствия также могут быть созданы от элементов классов «Процессы», «Субъекты», «Объекты деятельности», «Цели», «Показатели», «Направления деятельности» и «Стандарты» в окне свойств на закладке «Несоответствия». Закладка по умолчанию не показана, ее можно вывести на показ с помощью пункта контекстного меню «Настройка закладок».

Наши рекомендации