Система менеджмента качества

Введение

Краткая характеристика ОАО «ЖБК-1»

Открытое Акционерное Общество «ЖБК-1»− это крупное предприятие, являющееся поставщиком железобетонных изделий и конструкций на многие строительные объекты в Пензе и Пензенской области. Основными покупателями в ОАО «ЖБК-1» являются крупнейшие строительные компании Пензы, такие как ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «Гелиос», ВООИ «Чернобылец» и др. К тому же предприятие поставляет строительную продукцию для реализации муниципальной программы «Доступное жилье».

Область применения

В настоящем «Руководстве по качеству» (далее − Руководство) приведено описание разработанной и внедренной на данном предприятии системы менеджмента качества, которая соответствует требованиям стандарта ИСО 9001:2008 [1] и обеспечивает горизонтальное управление.

Структурные подразделения (СП) ОАО «ЖБК-1» осуществляют свою деятельность в рамках системы менеджмента качества (СМК).

Система менеджмента качества - student2.ru Система менеджмента качества согласована с действующей на предприятии системой экологического менеджмента (СЭМ). СМК и СЭМ составляют единую Систему менеджмента качества и экологического менеджмента.

Система экологического менеджмента описана в отдельном документе − «Руководстве по экологическому менеджменту».

Приложения

В приложении А приведена структурная схем ОАО «ЖБК-1». В приложении Б дан перечень документации по организации СМК ОАО «ЖБК-1». В приложении В приведен перечень сокращений, использованных в тексте Руководства. В приложении Г изложен библиографический список.

Термины и определения

В данном Руководстве используется следующая терминология, в том числе принятая в стандарте ИСО 9000:2008 [2].

Анализ −деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.

Валидация −подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного предполагаемого использования или применения, выполнены.

Верификация −подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

Высшее руководство −лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Процесс − совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Инфраструктура −совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации.

Система менеджмента качества - student2.ru Качество −степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

Корректирующее действие −действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Несоответствие −невыполнение требования.

Организационная структура −распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.

Поставщик −организация или лицо, предоставляющие продукцию.

Потребитель − организация или лицо, получающие продукцию.

Предупреждающее действие −действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

Проектирование и разработка −совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативно-техническую документацию на продукцию, процесс или систему.

Производственная среда −совокупность условий, в которых выполняется работа.

Процедура −установленный способ осуществления деятельности или процесса.

Процесс −совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Результативность −степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность −связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Система менеджмента качества

Общие положения

4.1.1 В систему менеджмента качества ОАО «ЖБК-1» входят элементы, описанные в настоящем Руководстве в соответствии с приводимой ниже таблицей.

 
  Система менеджмента качества - student2.ru


Наименование элемента Пункт «Руководства по качеству»
Политика в области качества См. выше
Персонал ОАО «ЖБК-1» 5.5; 6.1; 6.2; 6.4
Ресурсы (финансы, здания, оборудование, приборы, оснастка, транспорт, энергообеспечение, связь) 6.1; 6.3; 6.5; 7.6
Процессы 4.1.3; 4.2; 5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.6; 8.1; 8.2; 8.3; 8.7; Приложение А
Документация 4.3; 4.4; Приложение Б
Продукция ОАО «ЖБК-1» 4.1.2; 4.1.3; 7.1; 7.2; 7.34 7.5; 8.4; 8.5
Используемые сырье и материалы 7.4
Информационное обеспечение СМК 6.5; 8.6
Удовлетворенность потребителей продукцией ОАО «ЖБК-1» 4.1.3; 7.2; 8.6; 8.7
Удовлетворенность других заинтересованных сторон деятельностью ОАО «ЖБК-1» 6.4; 8.6; 8.7

4.1.2 Качество продукции ОАО «ЖБК-1» создается при взаимодействии элементов СМК и обеспечивается не контролем, а мастерством работников и согласованностью взаимодействия. Контроль служит источником информации для управления. Кроме того, контроль вводится там, где системе менеджмента качества не удается обеспечить надлежащее качество.

4.1.3 Отсутствие претензий со стороны внешнего потребителя является необходимым, но недостаточным основанием для высокой оценки качества продукции ОАО «ЖБК-1». Даже при выполнении согласованных с потребителем требований нельзя говорить о высокой удовлетворенности потребителя и, следовательно, нет обоснования высокого качества.

Потребитель может отказаться от продукции ОАО «ЖБК-1» без объяснения причин.

Система менеджмента качества - student2.ru Качество продукции ОАО «ЖБК-1» (процессов) является хорошим, если все установленные и обязательные требования к данной продукции (процессу) выполняются в абсолютной степени (на 100%) и в течение последних шести месяцев у потребителей не было претензий к выполнению указанных требований.

Качество продукции ОАО «ЖБК-1» (процессов) является отличным при условии, что все установленные и обязательные требования к продукции (процессу) выполняются в полной степени (на 100%) и не менее половины потребителей продукции (процесса) в течение последних шести месяцев подтвердили, что к данной продукции (процессу) не имеют никаких претензий.

В противном случае качество является плохим.

Результативность деятельности, осуществляемой на ОАО «ЖБК-1» данным подразделением (работником), является удовлетворительной в том случае, если не менее 70% мероприятий, намеченных к выполнению данным подразделением (работником) в истекшем квартале, выполнены.

В противном случае результативность деятельности подразделения (работника) считается неудовлетворительной.

Эффективность деятельности, осуществляемой на ОАО «ЖБК-1», является удовлетворительной, если в истекшем квартале ОАО «ЖБК-1» получил прибыль.

В противном случае эффективность деятельности, осуществляемой на ОАО «ЖБК-1», является неудовлетворительной. При этом необходимо проведение корректирующих действий.

­ 4.2 Процессный подход в системе менеджмента качества ОАО «ЖБК-1»

Система менеджмента качества - student2.ru ­ 4.2.1 В системе менеджмента качества предприятия осуществляется скоординированная деятельность всех работников и подразделений, обеспечивающая горизонтальное управление. Цель этой деятельности − получение продукции наивысшего качества. Для достижения поставленной цели (обеспечения результативного управления) вся сложная совокупность действий, проводимых на ОАО «ЖБК-1», разделена на процессы. Каждый процесс направлен на создание добавленной ценности и выход одного процесса является входом для другого. Таким образом, каждый работник ОАО «ЖБК-1» в своей деятельности одновременно является и поставщиком, и потребителем по отношению к другим работникам.

4.2.2 За выполнением каждого процесса следит ответственный работник. Главная задача ответственного за процесс состоит в том, чтобы знать методы, с помощью которых входы процесса преобразуются в требуемые результаты, применять эти методы на практике и обеспечивать горизонтальное управление.

4.2.3 В системе менеджмента качества ОАО «ЖБК-1»выделено пять групп процессов:

− процессы организации СМК;

− процессы управления;

− процессы обеспечения ресурсами;

− процессы производства продукции, разделяемые на основные и вспомогательные;

− процессы измерения, анализа и улучшения.

Перечень процессов системы менеджмента качества ОАО «ЖБК-1» приведен в п.5.4.

4.2.4 Последовательность и взаимодействие процессов, критерии оценки, а также методы управления и улучшения процессов описаны в настоящем Руководстве по качеству и другой нормативной документации, в том числе указанной в приложении Б.

4.2.5 При описании реализации и взаимодействия процессов указывается следующее:

1) что (какой объект/объекты) является входом данного процесса;

2) выходом какого (предыдущего) процесса является данный объект на входе;

3) кто из работников предыдущего процесса (должность) осуществляет подачу данного объекта на вход и несет ответственность за это действие;

4) кто (должность) осуществляет приемку данного объекта в данном процессе;

5) кто (должность) отвечает за данный процесс и за превращение входа в выход;

6) Система менеджмента качества - student2.ru кто (должность) принимает участие в процессе;

7) кто (какой объект/объекты) является выходом данного процесса;

8) каков алгоритм (технология) превращения входа в выход;

9) входом какого (последующего) процесса является данный объект на выходе; если выход данного процесса параллельно передается на вход нескольких последующих процессов, то указываются все последующие процессы;

10) кто из работников данного процесса (должность) осуществляет подачу данного объекта (выхода) на вход (каждого) последующего процесса;

11) кто (должность) осуществляет приемку данного объекта на входе последующего процесса;

12) какие действия (контроль и т.п.) и кем ( должность) проводятся при передаче, описанной выше;

13) каким образом (документом) идентифицируется факт передачи, описанный выше;

14) какие последующие действия (оплата, предоставление информации, выражение претензии и т.д.), кем (должность) и в какие сроки должны (могут) проводиться после передачи, описанной выше;

15) каким образом определяется результативность процесса, в том числе добавленная ценность;

16) каким образом (при необходимости, определяемой решением высшего руководства) определяется эффективность процесса.

Форма указанного описания процессов (текст, таблица, графа) на ОАО «ЖБК-1» не регламентирована.

Управление документацией

Система менеджмента качества - student2.ru Управление документацией осуществляется с целью обеспечения структурных подразделений (СП) необходимой информацией для выполнения ими своих функций и установления порядка ее оформления, согласования, изменения, утверждения, поддержания в рабочем состоянии.

Документация включает: настоящее Руководство, документированные процедуры (стандарты организации и технологическую документацию), организационно-распорядительную документацию ( включая положения о СП и должностные инструкции), документы внешнего происхождения.

В документации ОАО «ЖБК-1» выделена документация по организации СМК. В ней изложены основные организационные положения действия СМК; перечень этой документации приведен в приложении Б.

Документация может существовать и использоваться, в том числе и в электронном виде.

Для обеспечения каждого работника необходимой документацией на ОАО «ЖБК-1» разработан «Перечень должностей и документов», в котором для каждой штатной должности работника дан список нормативной документации, знание которой необходимо для успешной работы в данной должности. Организация работ по управлению документацией СМК определена в СТО СМК 4.

Управление записями

Управление записями проводится с целью предоставления заинтересованным сторонам информации, подтверждающей соответствие выпускаемой продукции ОАО «ЖБК-1» установленным требованиям, а также результативности функционирования процессов СМК.

Управление записями осуществляется в соответствии с СТО СМК 4.

Наши рекомендации