Порядок выполнения полета до зоны
1. Взлет, первоначальный набор высоты и технологические операции выполнить в соответствии с методикой полета по прямоугольному маршруту.
2. После взлета доложить диспетчеру ОВД номер запланированной зоны и рабочую высоту.
3. Выход из круга полетов и набор высоты выполнять по установленной схеме согласно ИПП аэродрома, выполняя указания диспетчера ОВД.
4. Как правило, набирать высоту вначале по прямоугольному маршруту, а затем по пути в зону с таким расчетом, чтобы прибыть в зону на заданной высоте.
Маршрут в зону и из зоны строить так, чтобы не проходить вблизи границ
соседних зон. Выходить из прямоугольного маршрута следует по касательной с одного из разворотов в направлении зоны. При следовании от прямоугольного маршрута до зоны вести постоянный контроль своего места относительно аэродрома; просматривать воздушное пространство.
5. Набор высоты производить на режиме 90-92%, выдерживая скорость набора 90-92 узла.
6. Постоянно контролировать сигнализаторы/индикацию параметров двигателя.
7.При подходе к зоне оценить погоду (высоту нижней границы облаков и видимость), осмотреться и проверить, не занята ли зона другим самолетом. Убедившись, что зона свободна, занять ее и проконтролировать свое местонахождение по ориентирам. Проверить температурный режим двигателя, установить режим работы двигателя 60-75%, сбалансировать самолет на скорости 105-110 узлов в режиме горизонтального полета и с таким положением триммеров руля высоты выполнять весь пилотаж, выключить топливный насос (Fuelpumps – «OFF».О занятии зоны и готовности к выполнению задания доложить по радио диспетчеру ОВД. Получив разрешение, приступить к выполнению задания.
ПИЛОТИРОВАНИЕ В ЗОНЕ
Перед выполнением задания в зоне необходимо развернуть самолет курсом на аэродром (КУР = 0°) или на рабочий курс против ветра. При сильном ветре установить самолет против ветра. Перед началом выполнения задания проконтролировать остаток топлива и включить секундомер, установить необходимый режим работы двигателя, произвести круговой осмотр и проверить место самолета в зоне.
Перед каждым выполнением фигуры или комплекса фигур пилотажа и после их завершения курсант должен знать расположение аэродрома. Иногда курсанты теряют ориентировку в зоне. Потеря ориентировки почти всегда сопровождается уходом из зоны. Курсант увлекается пилотированием и не проверяет своего местонахождения, а в это время ветер постепенно сносит самолет. Чтобы предупредить потерю ориентировки, курсант должен хорошо знать местность вокруг зоны, уметь на любом направлении определить, в какой стороне находится аэродром. Полеты в зону должны быть использованы не только для выполнения каких-либо элементов пилотажа, но и для привития курсанту навыков визуальной ориентировки.
Периодически (через 5…10 мин) в процессе выполнения задания в зоне необходимо контролировать параметры и работоспособность систем самолета, количество топлива и при необходимости производить перекачку.
При потере высоты набрать ее восходящей спиралью, не выходя из границ зоны.
Меры безопасности
При выполнении фигур пилотажа не выходить за режим ограничения по скорости.
В случае непреднамеренного приближения скорости полета к скорости сваливания необходимо отдать ручку управления от себя, увеличить режим работы двигателя. После вывода самолета на заданный режим по скорости, перевести самолет в горизонтальный полет, после чего продолжить выполнение упражнения.
При приближении к пилотажной зоне другого самолета необходимо прекратить выполнение задания, принять меры для предотвращения опасного сближения (изменить высоту полета, отвернуть в сторону от приближающего самолета, постоянно удерживая его в поле зрения), проинформировать экипаж приближающего самолета по радио об опасном сближении и своих действиях, доложить диспетчеру ОВД и действовать согласно его указаниям.
ВИРАЖИ
Выполнение виражей с креном 10°, 20°, 30°
1. Перед вводом в вираж необходимо:
- проверить, свободно ли воздушное пространство и каковы показания приборов;
- наметить ориентир для ввода в вираж и вывода из него или запомнить курс по указателю курса на PFD.
- установить режим работы двигателя соответствующий приборной скорости 105-110 узлов в горизонтальном полёте. Сбалансировать самолет триммером.
Плавным, координированным движением ручки и педалей ввести самолет в вираж. При вводе в вираж внимательно следить:
— за сохранением правильного положения самолета относительно горизонта;
— за плавным вводом в крен одновременно с началом разворота самолета;
— за сохранением нормальных показаний приборов
— за выдерживанием заданного крена в конце ввода.
Величину крена определять по положению крыла и передних частей фонаря самолета относительно горизонта и контролировать это положение по авиагоризонту.
2. Когда заданный крен и необходимая угловая скорость будут достигнуты, следует поддержать крен, несколько отклоняя ручку в сторону, противоположную развороту, и от себя. Одновременно давлением на педаль против вращения устранить стремление самолета увеличивать угловую скорость. Координацию проверять по индикатору скольжения на PFD.
На установившемся вираже внимание уделять:
— сохранению правильного положения относительно горизонта;
— сохранению заданной величины крена;
— сохранению установившейся угловой скорости;
— контролю за показаниями приборов (скорость, положение индикатора скольжения, высота);
— осмотрительности (воздушное пространство в направлении виража);
— наблюдению за ориентиром вывода.
3. За (10—15)° до намеченного ориентира координированными движениями ручки управления и педалей в сторону, обратную вращению самолета, начать вывод самолета из виража. При выводе из виража особое внимание обращать:
— на сохранение правильного положения относительно горизонта (не должно быть подъема носа самолета);
— на одновременность уменьшения крена и угловой скорости самолета;
—на контроль за показаниями приборов (скорость, курс, положение индикатора скольжения, показания высотомера).
Когда самолет прекратит вращение и выйдет из крена, поставить рули нейтрально. При выходе из виража самолет стремится поднять нос, поэтому для сохранения скорости полета ручку необходимо слегка отжимать от себя.
Самолет на виражах устойчив. Разницы в выполнении правого и левого виражей практически нет.
Выполнение глубоких виражей
Примечание:
Выполнение полетных маневров с углом крена более 60° запрещается.
Чтобы исключить выход самолета за пределы эксплуатационных ограничений, глубокие виражи выполнять с креном не более 55°.
Основной признак различия между мелким и глубоким виражом составляет так называемая перемена рулей. Сложность усвоения глубокого виража состоит в том, что благодаря перемене рулей значительно труднее, чем на мелком вираже, соблюдать координацию.
1. Перед вводом в вираж необходимо:
- проверить, свободно ли воздушное пространство и каковы показания приборов;
- наметить ориентир для ввода в вираж и вывода из него или запомнить курс по указателю курса на PFD.
- установить режим работы двигателя соответствующий приборной скорости 110-115 узлов в горизонтальном полёте. Сбалансировать самолет триммером.
2. Ввод в глубокий вираж производить так же, как и в мелкий, но по мере создания крена необходимо постепенно добавлять обороты двигателя, не допуская потери скорости, т. к. увеличивается потребная мощность.
3. Примерно с того момента, когда крен достигнет 30°, нужно начинать создавать некоторое давление ручкой управления на себя (с таким усилием, чтобы лишь не поднимался нос самолета) и одновременно ослаблять давление на педаль, отклоненную при вводе в вираж, а затем переносить давление на противоположную педаль. При достижении крена 45° и дальнейшем давление ручкой на себя должно усилиться; одновременно ее нужно переводить в сторону, противоположную крену, чтобы своевременно прекратить дальнейшее увеличение крена. Тенденцию самолета к опусканию носа парировать давлением на педаль в сторону, противоположную крену. Координацию проверять по индикатору скольжения на PFD. В ходе виража не допускать перетягивания ручки управления на себя. При перетягивании ручки самолет переводится за критические углы атаки, при которых резко возрастает сопротивление и скорость быстро падает.
На установившемся вираже внимание уделять:
— сохранению правильного положения относительно горизонта;
— сохранению заданной величины крена;
— сохранению установившейся угловой скорости;
— контролю за показаниями приборов (скорость, положение индикатора скольжения, высота);
— осмотрительности (воздушное пространство в направлении виража);
— наблюдению за ориентиром вывода.
4. Вывод из виража нужно начинать за 25-30° до намеченного ориентира, для чего координированными движениями ручки управления и педалей в сторону, обратную вращению самолета, выводить самолет из крена и разворота.
При этом ручку управления необходимо незначительно отдать от себя, предупреждая подъем носа самолета. По мере уменьшения крена плавно уменьшить режим работы двигателя. После вывода самолета в горизонтальный полет педали и ручку управления поставить нейтрально.
Характерные ошибки на виражах:
- несоответствие мощности двигателя величине крена — самолет теряет или набирает высоту;
- перетягивание ручки управления на себя — возникают излишние
перегрузки, самолет теряет скорость, появляется тряска;
- капот самолета не удерживается педалями по горизонту; излишнее давление на педаль в сторону виража вызывает опускание носа самолета, увеличение скорости и потерю высоты; недостаточное давление на педаль в сторону виража приводит к подъему носа самолета, уменьшению скорости и набору высоты;
- некоординированные действия рулями управления и РУДом при вводе в вираж и выводе из виража приводят к внутреннему или внешнему скольжению, к увеличению или потере скорости;
- резкий ввод самолета в вираж и резкий вывод из него приводят к отклонениям по скорости и высоте;
- неточный по направлению вывод.
ВОСЬМЕРКА
Восьмерка — это два виража противоположного направления, осуществляемые быстрым и энергичным перекладыванием рулей из одного виража в другой.
Из виража в вираж самолет переводится легко, но при перекладывании необходимо незначительно отжимать ручку управления от себя, чтобы сохранить скорость.
По мере уменьшения крена при выводе из первого виража режим работы двигателя уменьшается, а при вводе во второй вираж снова увеличивается.
Выполнение восьмерки требует большого внимания и точной координации движения рулями управления.
Распределение внимания на восьмерке такое же, как и на виражах.
СПИРАЛЬ
Спираль выполнять с установившегося режима планирования с креном 45° на режиме работы двигателя « МАЛЫЙ ГАЗ » или на режиме, обеспечивающем вертикальную скорость снижения 3-4 м/с. Скорость на спирали должна быть такой же, как и на вираже.
Перед вводом в спираль нужно осмотреться, особенно в сторону разворота и вниз, проверить показания приборов, контролирующих работу двигателя, и установив заданную скорость планирования, координированными движениями ручки управления и педалей ввести самолет в разворот. Когда будет достигнут заданный крен, незначительными движениями педалей и ручки управления в сторону, противоположную развороту, устранить стремление самолета к увеличению крена, возрастанию угловой скорости вращения и скорости по траектории.
Величину крена выдерживать по положению крыла самолета и передних частей фонаря кабины самолета относительно горизонта, контролируя по индикатору скольжения и авиагоризонту на PFD , не допуская скольжения.
За 25-30° до намеченного ориентира координированным движением рулей в сторону, обратную вращению самолета, начать вывод из спирали. После вывода из спирали установить приборную скорость планирования 100-105 узлов.
Внимание на спирали распределять так же, как и при выполнении виражей.
Характерные ошибки при выполнении спирали:
- некоординированный ввод в спираль — самолет разворачивается с
внешним или внутренним скольжением;
- после ввода в спираль не поддерживается крен — увеличивается
скорость, возможен переход самолета в крутую спираль;
- пилот не контролирует температурный режим двигателя — возможно
переохлаждение двигателя.
СКОЛЬЖЕНИЕ
Перед выполнением скольжения нужно выбрать ориентир для выдерживания направления, установить самолет в режим планирования на скорости 100-105 узлов, координированно отвернуть от ориентира на 10-15° и плавным движением ручки управления создать крен не более 20° в сторону скольжения, удерживая при этом самолет от разворота отклонением педали в сторону, противоположную крену. При скольжении направление полета сохранять по ориентиру, скорость проверять и выдерживать по указателю скорости, заданный крен — по наклону самолета относительно горизонта и по авиагоризонту.
Выводить самолет из скольжения необходимо одновременным движением ручки управления в сторону, противоположную крену, и несколько от себя. По мере уменьшения крена необходимо соразмерным движением поставить педали
в нейтральное положение и установить скорость планирования 100-105 узлов.
Остаточный снос самолета после скольжения устранить кратковременным созданием самолету обратного крена.
Характерные ошибки при скольжении:
- при вводе самолета в скольжение преждевременно отклоняется педаль в противоположную сторону — самолет разворачивается в сторону, обратную скольжению;
- несоразмерно большой крен на скольжении — самолет разворачивается в сторону крена;
- излишнее отклонение ручки управления на себя — самолет теряет скорость;
- нарушение последовательности действий рулями управления при вводе или выводе — не выдерживается направление;
- после вывода из скольжения не создается обратный крен — самолет
планирует с остаточным сносом.