Тема 3. жизненный цикл проекта
Цели и задачи:
- сформировать представление о фазах жизненного цикла проекта;
- рассмотреть содержание основной деятельности по фазам жизненного цикла проекта;
- ознакомиться с основным программным обеспечением проектной деятельности.
Содержание
3.1. Основные фазы жизненного цикла
3.2. Основная деятельность по фазам
Основные фазы жизненного цикла
Жизненный цикл проекта – промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации. Жизненный цикл проекта составляют: фазы, стадии, этапы.
Выполнение основных мероприятий по проекту:
· разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и рабочего проекта,
· контрактная деятельность,
· организация и финансирование работ,
· создание новых технологий,
· планирование ресурсов и хода работ,
· закупка материалов и оборудования,
· выполнение работ и сдача готовых объектов.
Распределение трудозатрат по фазам жизненного цикла
Основная деятельность по фазам
Замысел проекта.
Для одних это рождение идеи. Для других – начало реализации и вложения денежных средств.
Прединвестиционная фаза
Анализ проблемы
Предварительное обследование существующего состояния, сбор исходных данных.
Выявление потребности в изменениях (проекте)
Разработка концепции проекта
Определяются цели и задачи, выявляются пути их достижения. Строится дерево стратегических целей и структура продукции (объекта, услуги)
Возможно задание альтернативных целей, где учитываются, кроме экономических, еще и социальные, политические, технические факторы и пр.
Очень важно попытаться сделать количественную оценку целей и задач по объемам, срокам, размерам прибыли
Разработка бизнес-плана и оценка жизнеспособности
Краткое ТЭО с рассмотрение 1-2 альтернатив по критерию стоимости и прибыли.
Устанавливаются граничные условия (на основе существующих аналогов)
Оценивается стоимость проекта с точностью 20-40 %
После выбора варианта решения назначается руководство проекта
Оценка уровня риска
Выявление потенциальных участников и окружения проекта
Разработка технических требований к объекту (продукции), выбор места
Основные разделы бизнес-плана
1. Обзорный раздел
(Краткий обзор бизнес-плана, резюме)
2. Описание предприятия
(История, сведения о развитии, описание текущей ситуации)
3. Описание отрасли
(Характеристика отрасли, в которой работает или будет работать предприятие)
4. Описание производимой продукции
(Характеристика продукции, анализ продукции конкурентов, исследования и разработки, финансирование и ценообразование)
5. Описание рынка
(Характеристика рынка, характеристика потребителей продукции, стратегия продвижения продукции на рынок, анализ конкурентоспособности предприятия)
6. Производственная деятельность
(Описание пути, посредством которого предприятие планирует производить продукцию и поставлять потребителю)
7. График выполнения работ (календарный план)
(Временная, финансовая и ресурсная оценка)
8. Финансы
(Отчет о прибылях и убытках, балансовая ведомость, план денежных потоков, анализ чувствительности проекта)
9. Приложения
(Подтверждение представленных в бизнес-плане сведений
Разработка проекта
Структурное планирование
Разрабатываются укрупненные структуры проекта с разных позиций: уточняются дерево целей и структура продукции, организационная структура, матрица ответственности, структура работ, структура ресурсов, структура стоимости.
Окончательное планирование проекта на основе сетевого метода
План – определенная последовательность работ, ведущих к достижению поставленных целей.
Он должен отражать кто и что должен делать. В какие сроки и каким образом. План является инструментом для работы.
Результат: календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения; смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах; определение и распределение рисков; процедуры УП и техника контроля.
Разработанный план направляется всем участникам.
Создается команда проекта
Заключение контрактов
Могут быть организованы торги.
Выбор субподрядчиков, исполнителей, поставщиков оборудования осуществляет группа экспертов – сравнительная оценка претендентов. Заключение контрактов и договоров
Реализация проекта
Выполнение работ проекта, а именно:
Организация и выполнение запланированных работ,
Организация и управление мат-тех обеспечением (запасами, закупками, поставками и пр.);
Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта: ход работ, их темп, качество работ, продолжительность и сроки, стоимость и др.
Ввод в действие системы мотивации и стимулирования
Организация средств и способов коммуникации участников
Ликвидация проекта
Эта фаза оформляется официальными документами
Варианты окончания:
· Ввод проекта в действие
· Перевод персонала проекта на другую работу
· Достижение проектом заданных результатов
· Прекращение финансирования проекта
· Начало работ по внесению в проект серьезных изменений
· Вывод объектов проекта из эксплуатации
ТЕМА 4. ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТА
Цели и задачи:
- рассмотреть факторы влияния компании на проект;
- рассмотреть факторы влияния внешнего окружения компании на проект;
- рассмотреть факторы влияния на проект его внутреннего состояния;
Содержание
4.1. Понятие окружения компании
4.2. Влияние компании
4.3. Внешнее окружение компании (на примере международного проекта)
4.4. Внутреннее окружение
4.5. Экспертная оценка степени влияния факторов на различные типы проектов
Понятие окружения компании
Окружение проекта – факторы, оказывающие влияние на проект:
· внешние – факторы окружения предприятия и внутренние факторы предприятия, где реализуется проект;
· внутренние факторы – факторы, которые действуют внутри проекта.
Факторы должны быть проанализированы и выделены те из них, которые могут оказать влияние на реализацию проекта. Надо учесть их при определении уровня риска.
Влияние компании
Руководство –требования к результатам, методика и порядок корректировки цели и требований со стороны различных служб
Сфера финансов – определяет бюджетные рамки с учетом покрытия расходов на проект, способы и источники финансирования
Сфера сбыта – формирует важные требования и условия, связанные с рынком сбыта и запросами покупателей, позициями конкурентов
Сфера изготовления – выдвигает специфические требования, например, рекомендации по использованию оборудования, требования загрузки простаивающих участков производства, отказ от некоторых технол. Операций, согласование требований к проекту
Сфера мат.снаб. - формирует требования, вытекающие из возможности обеспечения сырьем, материалами, оборудованием
Сфера инфраструктуры – связь с рынком услуг, например требования к рекламе, транспорту, связи телекоммуникациям, информационному и др. видам обеспечения.
Сфера утилизации – требования по охране окружающей среды.
4.3. Внешнее окружение компании (на примере международного проекта)
Политика
политическая стабильность,
поддержка проекта правительством
националистические проявления
уровень преступности
торговый баланс со странами-участниками
участие в военных союзах
Экономика
Структура национального хозяйства
Виды ответственности и имущественные права, в т.ч. на землю
Тарифы и налоги
Страховые гарантии
Уровень инфляции и стабильность валюты
Развитость банковской системы
Источники инвестиций и кап.вложений
Степень свободы предпринимательства
Развитость рыночной инфраструктуры
Уровень цен
Состояние рынков сбыта, инвестиций, средств производства, сырья и продуктов, рабочей силы и др.
Общество
Условия и уровень жизни
Уровень образования
Свобода перемещения
Трудовое законодательство
Здравоохранение
Медиа средства
Отношение местного населения к проекту
Законы и право
Права человека
Права предпринимательства
Права собственности
Законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот
Наука и техника
Уровень развития наук
Уровень развития информационных технологий
Энергетические системы
Уровень промышленных и производственных технологий
Транспортные системы
Связь, коммуникации
Культура
Уровень грамотности
История, культурные традиции, религия
Культурные потребности
Уровень требования к качеству результатов и условий туда
Природные
Климатические условия
Природные ресурсы
Связь с транспортными сетями
Стандарты по качеству
Санитарные требования к окружающей среде
Законодательство по защите окружающей среды
Инфраструктура
Средства транспорта, связи и коммуникации
Перевозка грузов
Сети ЭВМ и информационные системы
Энергоснабжение
Коммунальные службы
Сырье и услуги
Сбытовая сеть
Логистика и материально-тех. снабжение
Промышленная инфраструктура
Обслуживающие системы и пр.
Внутреннее окружение
Стиль руководства – определяет психологический климат в команде проекта, влияет на его творческую активность
Организация проекта определяет взаимоотношения между участниками проекта, распределение прав, ответственности, обязанностей
Команда проекта – является «мозговым центром « и исполнительным органом
Методы и средства коммуникации определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией
Экономические условия связаны со сметой и бюджетом проекта, ценами, налогами, тарифами, риском и страхованием, стимулами, льготами и пр. эк. Факторами
Социальные условия обеспечение условий жизни для участников, уровнем зар.платы, коммунальными услугами, социальными условиями (школа, детсад, медобслуж и пр)
Условиями труда и техники безопасности, страхованием и пр.
Прочие факторы: экологическое воздействие результатов проекта, технические услвоия, уровень компьютеризации, система документообеспечения.