II. Инициирование приоритетных проектов (программ) и формирование портфеля приоритетных проектов (программ)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.
2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"проект" - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;
"программа" - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости;
"портфель" - совокупность (перечень) проектов (программ), объединенных в целях эффективного управления для достижения стратегических целей;
"проектная деятельность" - деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ).
3. Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут устанавливаться особенности применения настоящего Положения в отношении отдельных видов проектов (программ) (проекты по капитальному строительству, проекты по информационным технологиям, организационные проекты и др.).
4. Реализации в соответствии с настоящим Положением подлежат:
а) определяемые президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) приоритетные проекты (программы) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации (далее - направления);
б) определяемые координационными органами федеральных органов исполнительной власти (далее - ведомственные координационные органы) ведомственные проекты (программы), осуществляемые федеральными органами исполнительной власти.
5. Управление приоритетными проектами (программами) и взаимодействие между участниками проекта (программы) осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы проектной деятельности.
6. Организационная структура системы управления проектной деятельностью включает в себя:
а) постоянные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
президиум Совета;
федеральный проектный офис;
ведомственные координационные органы;
проектные офисы федеральных органов исполнительной власти (далее - ведомственные проектные офисы);
б) формируемые в целях реализации проектов (программ) временные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
кураторы;
проектные комитеты;
функциональные заказчики проектов (программ);
старшие должностные лица проектов (программ);
руководители проектов (программ);
администраторы проектов (программ);
руководители рабочих органов проектов (программ);
рабочие органы проектов (программ);
участники проекта (программы);
в) обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
общественно-деловые советы;
экспертные группы;
центр компетенций проектного управления.
7. Функции органов управления проектной деятельностью Правительства Российской Федерации определяются функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", и реализуются в соответствии с настоящим Положением.
II. Инициирование приоритетных проектов (программ) и формирование портфеля приоритетных проектов (программ)
III. Подготовка приоритетного проекта (программы)
29. После утверждения паспорта приоритетного проекта (программы) разрабатывается сводный план приоритетного проекта (программы), который состоит из следующих документов:
а) план приоритетного проекта (программы) по контрольным точкам;
б) план согласований и контрольных мероприятий приоритетного проекта (программы);
в) план финансового обеспечения приоритетного проекта (программы);
г) план управления приоритетным проектом (программой), который с учетом специфики приоритетного проекта (программы) может включать разделы по управлению рисками и возможностями, рассмотрению проблемных вопросов и управлению изменениями, организации взаимодействия и отчетности, управлению результатами и выгодами, закупкам и поставкам и иные.
Подготовка сводного плана приоритетного проекта (программы) осуществляется с учетом методических рекомендаций федерального проектного офиса.
30. Руководитель приоритетного проекта (программы) обеспечивает разработку сводного плана приоритетного проекта (программы), его согласование с участниками приоритетного проекта (программы), федеральным проектным офисом и направление экспертной группе на заключение в течение 60 календарных дней со дня утверждения паспорта приоритетного проекта (программы), если иной срок не предусмотрен при утверждении паспорта приоритетного проекта (программы).
Согласованный сводный план приоритетного проекта (программы) вносится руководителем приоритетного проекта (программы) в проектный комитет.
31. Проектный комитет принимает решения об утверждении сводного плана приоритетного проекта (программы), о предварительном одобрении указанного сводного плана и целесообразности внесения изменений в паспорт приоритетного проекта (программы), об урегулировании разногласий, о направлении сводного плана приоритетного проекта (программы) на экспертизу при наличии неурегулированных разногласий и о необходимости его доработки.
В случае принятия решения об одобрении сводного плана приоритетного проекта (программы) и целесообразности внесения изменений в паспорт приоритетного проекта (программы) решение об утверждении сводного плана приоритетного проекта (программы) проектным комитетом принимается после принятия соответствующего решения президиумом Совета.
32. Финансовое обеспечение приоритетного проекта (программы) может осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств государственных корпораций, публичных акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций после утверждения сводного плана приоритетного проекта (программы) и в соответствии с ним, если иное не установлено решениями президиума Совета.
Лимиты бюджетных обязательств на реализацию приоритетного проекта (программы) доводятся до соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета в течение 3 рабочих дней после утверждения сводного плана приоритетного проекта (программы), если иное не установлено решениями президиума Совета.
33. Контракты, заключенные в целях реализации приоритетных проектов (программ), подлежат казначейскому сопровождению либо банковскому сопровождению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Федеральный проектный офис
2. Федеральный проектный офис:
а) обеспечивает формирование и ведение портфеля приоритетных проектов (программ), а также представляет в президиум Совета отчеты о ходе реализации портфеля приоритетных проектов (программ);
б) согласовывает проектные предложения, паспорта, а также сводные планы приоритетных проектов (программ), рассматривает вопросы соответствия представленных документов порядку организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации;
в) согласовывает кандидатуры старших должностных лиц, руководителей и администраторов приоритетных проектов (программ), а также рассматривает вопросы соответствия указанных кандидатур квалификационным требованиям в сфере проектного управления;
г) представляет для утверждения в соответствии с настоящим Положением составы проектных комитетов, общественно-деловых советов и экспертных групп приоритетных проектов (программ);
д) согласовывает кандидатуры ответственных секретарей проектных комитетов приоритетных проектов (программ) или направлений;
е) участвует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными и иными организациями в мониторинге приоритетных проектов (программ), инициирует рассмотрение вопросов, требующих решения органами управления приоритетными проектами (программами), а также может направлять предложения в части организации реализации приоритетных проектов (программ) федеральным органам исполнительной власти и участникам приоритетных проектов (программ);
ж) обеспечивает проведение с участием заинтересованных органов государственной власти оценок и иных контрольных мероприятий в отношении приоритетных проектов (программ) и итогов реализации приоритетных проектов (программ), а также подготавливает соответствующие рекомендации и предложения;
з) обеспечивает деятельность президиума Совета;
и) участвует в работе ведомственных координационных органов и проектных комитетов приоритетных проектов (программ);
к) обеспечивает методическое сопровождение проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, издает методические рекомендации по организации проектной деятельности, а также координирует деятельность по их применению;
л) согласовывает проекты актов федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих организацию проектной деятельности, а также назначение руководителей проектных офисов федеральных органов исполнительной власти (далее - ведомственные проектные офисы);
м) координирует формирование и развитие автоматизированной информационной системы проектной деятельности;
н) обеспечивает внедрение и развитие системы стимулирования государственных гражданских служащих, участвующих в проектной деятельности;
о) координирует работу по накоплению опыта и развитию профессиональной компетентности государственных служащих в сфере проектной деятельности, а также ведение соответствующего резерва профессиональных кадров;
п) осуществляет мониторинг внедрения и функционирования системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, включая достижение соответствующих показателей деятельности федеральным проектным офисом и федеральными органами исполнительной власти, а также представляет соответствующие отчеты и предложения;
р) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций материалы и информацию по вопросам реализации приоритетных проектов (программ);
с) выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Положением.
Куратор
8. Куратор:
а) оказывает всестороннее содействие успешной реализации проекта (программы) или направления (в том числе через личную вовлеченность в проект (программу) или направление);
б) возглавляет проектный комитет и согласовывает общие подходы к реализации проекта (программы);
в) согласовывает кандидатуры старшего должностного лица и руководителя проекта (программы);
г) назначает администратора проекта (программы) и руководителей рабочих органов, формирует общественно-деловой совет и экспертную группу проекта (программы);
д) выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
9. Куратор приоритетного проекта (программы) или направления назначается президиумом Совета из числа заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.
10. Куратор может назначаться по одному или нескольким приоритетным проектам (программам) либо по направлению и всем приоритетным проектам (программам) в рамках соответствующего направления.
11. Куратор приоритетного проекта (программы) или направления вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам реализации приоритетного проекта (программы).
12. Функции куратора проекта в составе приоритетной программы могут быть возложены на старшее должностное лицо приоритетной программы или руководителя приоритетной программы, кроме функций куратора приоритетного проекта (программы) или направления по внесению в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации приоритетных проектов (программ).
Проектный комитет
13. Проектный комитет:
а) рассматривает поступившие в установленном порядке проектные (программные) предложения на очередном заседании;
б) одобряет проект паспорта приоритетного проекта (программы);
в) утверждает сводный план проекта (программы) и вносит в него изменения, а также принимает решения о прохождении контрольных точек и этапов, контролируемых на уровне проектного комитета;
г) утверждает паспорта проектов, входящих в состав приоритетной программы, принимает решение о начале их реализации, утверждает значимые промежуточные результаты, прохождение ключевых контрольных точек и этапов (при их выделении для контроля на уровне проектного комитета), принимает решение о завершении (в том числе досрочном) проекта в составе приоритетной программы, а также о внесении изменений, требующих корректировки паспорта проекта, входящего в состав приоритетной программы;
д) рассматривает информацию о ходе реализации приоритетного проекта (программы) и координирует в соответствующей сфере деятельность органов исполнительной власти и участников проекта (программы);
е) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций материалы и информацию по вопросам реализации приоритетного проекта (программы);
ж) заслушивает руководителей федеральных органов исполнительной власти и членов проектного комитета по вопросам реализации приоритетного проекта (программы);
з) заслушивает представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и предпринимательского сообщества по вопросам реализации приоритетного проекта (программы);
и) представляет в президиум Совета и Правительство Российской Федерации доклады и предложения по вопросам реализации приоритетного проекта (программы);
к) принимает решения по проектам нормативных правовых актов по вопросам реализации приоритетного проекта (программы) для их внесения в Правительство Российской Федерации;
л) одобряет отчеты о реализации проекта (программы);
м) устанавливает цели и показатели деятельности руководителей проекта (программы), оценивает эффективность и результативность их деятельности.
14. Решением президиума Совета проектному комитету могут быть делегированы полномочия по утверждению значимых промежуточных результатов, принятию решения о прохождении ключевых контрольных точек и этапов, а также о внесении изменений в приоритетный проект (программу).
15. Проектный комитет приоритетного проекта (программы) или направления формируется президиумом Совета.
Проектный комитет может формироваться в целях реализации одного или нескольких приоритетных проектов (программ) в рамках определенного направления либо формироваться на постоянной основе для реализации всех приоритетных проектов (программ) в рамках соответствующего направления.
Руководителем проектного комитета является куратор.
По решению куратора приоритетного проекта (программы) или направления отдельные функции в рамках реализации приоритетного проекта (программы) могут быть возложены на заместителя руководителя проектного комитета, кроме функций куратора приоритетного проекта (программы) или направления по внесению в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации приоритетных проектов (программ).
В состав проектного комитета приоритетного проекта (программы) или направления включаются руководители либо заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, являющихся исполнителями или соисполнителями мероприятий приоритетного проекта (программы) либо заинтересованных в результатах реализации приоритетного проекта (программы), старшее должностное лицо и руководитель приоритетного проекта (программы), представитель федерального проектного офиса, представители других структурных подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации, а также представители общественно-делового совета и экспертной группы приоритетного проекта (программы).
В состав проектного комитета приоритетного проекта (программы) могут включаться руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также иных организаций, являющихся исполнителями или соисполнителями мероприятий приоритетного проекта (программы) либо заинтересованных в результатах реализации приоритетного проекта (программы).
16. Подготовку и организацию проведения заседаний проектного комитета проекта (программы) осуществляет ответственный секретарь проектного комитета.
17. Решение о проведении заседания проектного комитета принимается куратором проекта (программы), либо (по согласованию с куратором проекта (программы) его заместителем, либо (по указанию куратора проекта (программы) одним из членов проектного комитета.
Заседание проектного комитета считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов проектного комитета.
Члены проектного комитета участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности присутствия члена проектного комитета на заседании он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.
18. Решения проектного комитета принимаются простым большинством голосов членов проектного комитета, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании проектного комитета.
19. Принимаемые на заседаниях проектного комитета решения оформляются протоколом, который подписывается куратором проекта (программы) либо иным председательствующим на заседании проектного комитета и утверждается куратором проекта (программы).
Протоколы заседаний проектного комитета рассылаются членам проектного комитета, а также органам, организациям и должностным лицам по списку, утверждаемому куратором проекта (программы) либо (по указанию куратора проекта (программы) одним из членов проектного комитета в течение 2 календарных дней после их подписания (утверждения).
Проектный комитет может принимать решения путем письменного опроса его членов, проведенного по решению куратора проекта (программы).
20. Решение проектного комитета приоритетного проекта (программы) вступает в силу по истечении 3 календарных дней с даты подписания (утверждения) протокола заседания проектного комитета приоритетного проекта (программы) при отсутствии мотивированных возражений, выдвинутых членами Правительства Российской Федерации.
Члены Правительства Российской Федерации вправе представить указанные возражения в письменном виде куратору приоритетного проекта (программы) для последующего рассмотрения и принятия решения на заседании президиума Совета либо Председателем Правительства Российской Федерации.
21. При рассмотрении на заседании проектного комитета приоритетного проекта (программы) вопроса, отнесенного в соответствии с распределением обязанностей к сфере ведения соответствующего Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, указанный Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации приглашается на заседание проектного комитета приоритетного проекта (программы).
22. Решения проектного комитета приоритетного проекта (программы) являются обязательными для реализации федеральными органами исполнительной власти.
23. Основной задачей проектных комитетов ведомственных проектов (программ) является координация деятельности участников ведомственных проектов (программ).
Состав проектных комитетов ведомственных проектов (программ) и порядок их работы определяется руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Функции проектного комитета ведомственного проекта (программы) по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти могут быть возложены на ведомственный координационный орган.
Функциональный заказчик
24. Функциональный заказчик проекта (программы):
а) определяет основные требования в отношении результатов проекта (программы), согласовывает результаты и ключевые показатели эффективности проекта (программы);
б) обеспечивает приемку промежуточных и окончательных результатов проекта (программы) и представляет их для утверждения в проектный комитет и координационный орган соответствующего уровня;
в) принимает участие в работе проектного комитета проекта (программы);
г) участвует в проведении мониторинга реализации приоритетных проектов (программ), а также в проведении оценки и иных контрольных мероприятий по проекту (программе);
д) согласовывает кандидатуру старшего должностного лица проекта (программы);
е) выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
25. Функциональный заказчик приоритетного проекта (программы) назначается президиумом Совета из числа федеральных органов исполнительной власти, в наибольшей степени заинтересованных в результатах проекта (программы). При отсутствии такого федерального органа исполнительной власти функции функционального заказчика приоритетного проекта (программы) могут быть возложены на проектный комитет.
Функциональный заказчик проекта (программы) указывается в паспорте проекта (программы).
Старшее должностное лицо
26. По решению президиума Совета может назначаться старшее должностное лицо приоритетного проекта (программы) в статусе заместителя председателя проектного комитета.
27. Старшее должностное лицо приоритетного проекта (программы):
а) взаимодействует с куратором и руководителем приоритетного проекта (программы), оказывает содействие руководителю приоритетного проекта (программы), дает необходимые консультации и рекомендации, инициирует мероприятия, направленные на повышение эффективности реализации приоритетного проекта (программы), оказывает содействие в согласовании позиций с функциональным заказчиком приоритетного проекта (программы), органами государственной власти и участниками приоритетного проекта (программы);
б) обеспечивает координацию и взаимодействие органов государственной власти, органов проектного управления приоритетного проекта (программы) в целях своевременного принятия ими решений и осуществления иных действий, необходимых для реализации приоритетного проекта (программы), в том числе согласований, разрешений, заключений, подписания контрактов, финансового обеспечения, проведения контрольных и иных мероприятий;
в) согласовывает проект паспорта приоритетного проекта (программы), сводный план приоритетного проекта (программы) и вносимые в них изменения;
г) согласовывает проекты паспортов проектов в составе приоритетной программы, решения об их запуске, значимые промежуточные результаты, прохождение ключевых контрольных точек и этапов (при их выделении для контроля на уровне проектного комитета), завершении приоритетных проектов программ (в том числе досрочном), а также о внесении изменений, требующих корректировки паспортов проектов в составе приоритетной программы;
д) инициирует рассмотрение вопросов, требующих решения органами управления приоритетного проекта (программы), органами государственной власти, а также направляет предложения участникам приоритетного проекта (программы);
е) выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами, а также принимаемыми в соответствии с ними решениями президиума Совета и проектного комитета.
Общественно-деловой совет
35. Общественно-деловой совет реализует следующие основные функции:
а) участвует в определении основных требований к результатам проекта (программы), качественных результатов и ключевых показателей эффективности;
б) направляет проектному комитету заключение на паспорт приоритетного проекта (программы);
в) участвует в приемке промежуточных и окончательных результатов проекта (программы) и направляет соответствующие заключения проектному комитету;
г) участвует в организации мониторинга, оценки и иных контрольных мероприятий по проекту (программе);
д) разрабатывает и направляет проектному комитету, старшему должностному лицу и руководителю проекта (программы) рекомендации и предложения по увеличению выгод от проекта (программы), в том числе с учетом открывшихся по ходу проекта (программы) возможностей, а также рекомендации по управлению рисками.
36. Общественно-деловой совет приоритетного проекта (программы) формируется с привлечением представителей общественных и деловых объединений, иных организаций и групп граждан, непосредственно заинтересованных в результатах соответствующего приоритетного проекта (программы).
По решению руководителя федерального органа исполнительной власти функции общественно-делового совета ведомственного проекта (программы) могут быть возложены на существующие консультативные или совещательные органы при этом федеральном органе исполнительной власти.
37. Общественно-деловой совет и экспертные группы могут формироваться как по отдельному приоритетному проекту (программе), так и по нескольким приоритетным проектам (программам), а также в целом по направлению.
Экспертная группа
38. Экспертная группа проекта (программы) формируется в целях внешнего экспертного сопровождения реализации проекта (программы).
Экспертная группа проекта (программы) оказывает содействие старшему должностному лицу и руководителю проекта (программы) в разработке наиболее эффективных путей достижения целей и результатов проекта (программы), мер реагирования на риски и открывшиеся возможности в разрешении сложных вопросов в содержательной части проекта (программы).
Экспертная группа проекта (программы) готовит заключения о сводном плане проекта (программы), а также представляет проектному комитету, старшему должностному лицу и руководителю проекта (программы) предложения по совершенствованию содержательных и технологических решений, а также иные предложения по эффективной реализации проекта (программы).
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.
2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"проект" - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;
"программа" - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости;
"портфель" - совокупность (перечень) проектов (программ), объединенных в целях эффективного управления для достижения стратегических целей;
"проектная деятельность" - деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ).
3. Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут устанавливаться особенности применения настоящего Положения в отношении отдельных видов проектов (программ) (проекты по капитальному строительству, проекты по информационным технологиям, организационные проекты и др.).
4. Реализации в соответствии с настоящим Положением подлежат:
а) определяемые президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) приоритетные проекты (программы) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации (далее - направления);
б) определяемые координационными органами федеральных органов исполнительной власти (далее - ведомственные координационные органы) ведомственные проекты (программы), осуществляемые федеральными органами исполнительной власти.
5. Управление приоритетными проектами (программами) и взаимодействие между участниками проекта (программы) осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы проектной деятельности.
6. Организационная структура системы управления проектной деятельностью включает в себя:
а) постоянные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
президиум Совета;
федеральный проектный офис;
ведомственные координационные органы;
проектные офисы федеральных органов исполнительной власти (далее - ведомственные проектные офисы);
б) формируемые в целях реализации проектов (программ) временные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
кураторы;
проектные комитеты;
функциональные заказчики проектов (программ);
старшие должностные лица проектов (программ);
руководители проектов (программ);
администраторы проектов (программ);
руководители рабочих органов проектов (программ);
рабочие органы проектов (программ);
участники проекта (программы);
в) обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
общественно-деловые советы;
экспертные группы;
центр компетенций проектного управления.
7. Функции органов управления проектной деятельностью Правительства Российской Федерации определяются функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", и реализуются в соответствии с настоящим Положением.
II. Инициирование приоритетных проектов (программ) и формирование портфеля приоритетных проектов (программ)