Финансирование приоритетных национальных проектов
Посланием Президента РФ Федеральному Собранию определены основные приоритетные государственные программы — национальные проекты в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство.
Среди основных направлений развития здравоохранения — развитие первичной медико-санитарной помощи, модернизация системы обязательного медицинского страхования, усиление профилактической направленности здравоохранения и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Например, для финансирования расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, предусмотрена выдача родовых сертификатов, которые оплачиваются из средств Фонда социального страхования.
В рамках проекта в сфере образования предусмотрено повышение заработной платы учителей и молодых ученых, предоставление государственных грантов, создание специальных центров для обучения военнослужащих, переход к нормативно-подушевому финансированию учебного процесса.
В рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» более 110 тыс. молодых семей должны получить возможность улучшить свои жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных кредитов. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры должно позволить увеличить объем жилищного строительства более чем на одну треть по сравнению с 2004 г. Следует сформировать нормативную базу, необходимую для выпуска ипотечных ценных бумаг, а также разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов, значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, предоставив ему серьезные государственные гарантии. Особое внимание должно быть уделено обеспечению жильем военнослужащих.
При финансировании сельского хозяйства особое внимание уделяется созданию системы земельно-ипотечного кредитования, позволяющей привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков, в том числе субсидированию из федерального бюджета процентных ставок по кредитам сроком до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Развитие сельхозлизинга должно позволить стране в течение двух лет поставить десятки тысяч голов племенного скота, а также технику и оборудование для животноводства.
В рамках реализации национального проекта в области поддержки сельского хозяйства разрабатываются различные региональные проекты.
Примером может служить проект «Развитие агропромышленного комплекса Республики Башкортостан». На реализацию проекта планируется в ближайшие пять-шесть лет затратить около 10 млрд руб., в том числе субсидировать процентные ставки по инвестиционным кредитам в объеме 267 млн руб. на развитие животноводства (две трети суммы — за счет средств федерального бюджета). Основными направлениями финансирования являются:
создание высокоэффективного животноводческого бизнеса, включающего производство свинины, комбикормов, переработку мяса и реализацию мясопродуктов;
создание высокотехнологичного рентабельного сельхозпредприятия по снабжению населения качественными молочными продуктами и строительство молочной фермы.
Если проект «Развитие агропромышленного комплекса Республики Башкортостан» будет успешно реализован, то к 2008 г. по лизингу будет закуплено 10 тыс. голов крупного рогатого скота, более 3 тыс. свиней и 2 тыс. овец.
По инициативе Газпрома должна быть реализована масштабная программа газификации страны. В ближайшие три года в программу планируется вложить не менее 35 млрд руб. Такая программа особенно необходима сельским территориям страны.
Дальнейшая реализация приоритетных направлений социально-экономического развития предусматривается Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2008 г. предусматривается уменьшить на 5,6 млрд руб., или на 2,4%, по сравнению с 2007 г., а в 2009 и 2010 гг. планируется уменьшение по сравнению с предыдущим годом на 19,1 млрд руб., или на 8,3%, и на 67,7 млрд руб., или на 32,2%, что объясняется объективными факторами.
Расходы на реализацию национального проекта «Образование» в 2008 г. уменьшены на 12,5% по сравнению с 2007 г., в 2009 г. — почти на 50% по сравнению с 2008 г. В 2010 г. бюджетные ассигнования по данному национальному проекту зарезервированы в объеме 11,7 млрд руб. до принятия соответствующих решений по их дальнейшему использованию. В среднесрочной перспективе значительный объем ассигнований из федерального бюджета планируется направлять в бюджеты субъектов РФ.
Аналогичная тенденция складывается по всем национальным проектам. Расходы на реализацию национального проекта «Здоровье» в 2008 г. предусмотрено сократить на 23,1% по сравнению с 2007 г.; в 2009 г. расходы запланировано увеличить лишь на 5,6 млрд руб., или на 6,5%, по сравнению с 2008 г. В 2010 г. бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий указанного национального проекта резервируются и переводятся в текущие расходы федерального бюджета по соответствующим разделам.
При осуществлении проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» обращено особое внимание на государственную поддержку создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства. Ассигнования в целом увеличены в 2008 г. на 14,7 млрд руб. по сравнению с 2007 г., в 2009 г. — на 6,7 млрд, а в 2010 г. уменьшены на 3,3 млрд руб. по сравнению с 2009 г. С этой целью в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» предусмотрено направить в 2008 г. 6,0 млрд руб., в 2009 г. — 8,0 млрд руб.
По подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» бюджетные ассигнования предусмотрены с учетом увеличения стоимости 1 м2 общей площади жилья и составят в 2008 г. 4,6 млрд руб., в 2009 г. — 4,7 млрд руб. и в 2010 году — 4,9 млрд руб. (в 2007 г. они составляли 3,6 млрд руб.). Освоение указанных средств будет направлено на обеспечение жильем свыше 112 тыс. молодых семей.
Расходы по развитию агропромышленного комплекса в основном должны быть сконцентрированы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. На ее реализацию предполагается выделить: в 2008 г. — 15 млрд руб., в 2009 г. — 17,4 млрд и в 2010 г. — 30 млрд руб.
Предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по обеспечению доступным жильем 42,01 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в объеме 6,4 млрд руб., в том числе на 2008 г. —2,2 млрд руб., на 2009—2010 гг. — по 2,1 млрд руб. ежегодно.
Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в 2008 г. составят 43,9 млрд руб., в 2009 г. — 47,6 млрд руб., или на 8,4% больше, чем в 2008 г., а в 2010 г. — более 90 млрд руб. с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала. Выплаты в размере 250 тыс. руб. при рождении после 1 января 2007 г. второго ребенка планируются с 1 января 2010 г. В 2010 г. предстоит осуществить первые фактические выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. К этому времени должна быть сформирована система управления средствами материнского (семейного) капитала.
В 2008 г. предусмотрены бюджетные ассигнования на развитие высокотехнологичных медицинских центров в области родовспоможения в объеме 8,0 млрд руб., а в 2009 г. — 12,0 млрд.
Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 было утверждено Положение «О Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов». Совет является совещательным органом при Президенте РФ, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.
Основными задачами Совета являются:
• подготовка предложений Президенту РФ по разработке при-оритетных национальных проектов и мер, направленных на их реализацию;
рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов, определение способов, форм и этапов их реализации;
анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и подготовка предложений по ее совершенствованию.
Для решения возложенных на него задач Совет имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;
приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;
направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах по вопросам, связанным с разработкой и реализацией приоритетных национальных проектов, проводимых федеральными органами государственной власти, органами госу-дарственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями;
привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов государственной власти.
В состав Совета входят председатель Совета, его первый заместитель и заместители, секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах. Председатель Совета — Президент РФ.
83. Финансирование учреждений и организаций, состоящих на бюджете. Смета и её основные разделы
Финансирование бюджетных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов бюджетных учреждений (см. ст. 221 БК РФ).
Смета бюджетного учреждения — это финансово-плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Исходя из того, что смета является финансово-плановым актом, который является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение.
Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. «Если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие бюджетные ассигнования расходовать запрещено и любой их кассовый расход может быть признан нецелевым».*
Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете — составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.
Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий.
Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его расходы.
Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных бюджетных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих бюджетных учреждений. Сводные сметы включают в себя два вида смет: а) индивидуальные сметы бюджетных учреждений; б) сметы расходов на централизованные мероприятия.
Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д.
Составление индивидуальной сметы бюджетным учреждением совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых бюджетному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить бюджетному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей бюджетного учреждения исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.
Бюджетное учреждение в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр, установленных вышестоящей организацией, руководствуется также нормативами расходов по отдельным статьям сметы. Нормативы расходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу. Например, норма расхода хлеба на одного человека в больнице, норма расхода в один год одежды на одного ребенка в детском доме и т.д.
Нормы затрат определяются по различным объектам постановлениями Правительства РФ, а в ряде случаев и самими бюджетными учреждениями по согласованию с вышестоящими органами. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. определены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
Нормы расходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные), материальные и денежные.
Обязательные нормы расходов — это такие, которые не подлежат изменению. К их числу относятся расходы на командировки, на питание, на спецодежду и т.д. Необязательные (расчетные) нормы — это такие, которые определяются индивидуально для каждого бюджетного учреждения исходя из его специфики. К их числу относятся расходы на освещение, на отопление и т.д.
Материальные нормы расходов — это такие, которые определяют количество материальных средств на единицу расходов. Например, определяется количество обуви, которая необходима в год на одного ребенка в детском доме и т.д. Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм. Они образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих растрат. Именно денежные нормы непосредственно принимаются во внимание бюджетными учреждениями при составлении смет.
Смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министерству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. вышестоящей организацией.
Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган федерального казначейства (в случае, если учреждение финансируется из федерального бюджета). Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина РФ об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете за соответствующий год.
Для бюджетных учреждений устанавливаются типовые формы смет расходов. Типовая форма сметы разработана на основе экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина России «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 6 января 1998 г.* Она включает в себя коды, в которых в соответствии с бюджетной классификацией заложена информация о группе расходов, предметных статьях, подстатьях, элементах расходов бюджетного учреждения. Коды являются шестизначными. Например, кодовым номером 100000 охватывается вся группа текущих расходов бюджетного учреждения, а кодовым номером 110000 — такая предметная статья текущих расходов, как «закупка товаров и услуг». В пределах этой предметной статьи текущие расходы бюджетного учреждения подразделяются на подстатьи и элементы расходов, которые также кодируются. Например, в пределах предметной статьи «закупки товаров и услуг» кодируются подстатьи: «оплата труда государственных служащих», «начисления на зарплату», «приобретение предметов снабжения и расходных материалов», «командировки и служебные
разъезды, «оплата транспортных услуг», «оплата услуг связи», «оплата коммунальных услуг» и др. В пределах подстатей кодируются элементы затрат. В целом, в шестизначном коде экономической классификации расходов первой цифрой кодируются группы расходов, второй цифрой — предметные статьи расходов, четвертой цифрой — подстатьи расходов, а пятой цифрой — элементы расходов.
Основную часть затрат по статьям сметы составляют затраты на оплату труда служащих. Эти затраты планируются при составлении сметы, исходя из штата сотрудников и ставок заработной платы.
В связи с введением в действие Бюджетного кодекса РФ принципиально изменится смета бюджетного учреждения: будут планироваться не только расходы, но и доходы бюджетного учреждения (ст. 221 БК РФ). При этом в числе доходов бюджетного учреждения должны будут планироваться доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (п. 2 ст. 42 БК РФ). Кроме того, смета доходов и расходов бюджетного учреждения будет составляться и утверждаться только после утверждения бюджета.