Очная форма обучения, заочная форма обучения
Москва, 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и практика управления»»разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавр)утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 г. № 7, учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана:
к.с.н., доцентом кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии РГСУ Евстратовой Татьяной Анатольевной;
д.с.н., профессором кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии РГСУ Фроловой Еленой Викторовной;
ст. преподавателем кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии РГСУ Сеничивой Людмилой Викторовной;
Руководитель основной профессиональной образовательной программы | кандидат философских наук, доцент кафедры ГМУ и СИ М.С.КОЗЫРЕВ | |
(подпись) |
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры Государственного, муниципального управления и социальной инженерии
Протокол № 6 от «28» января 2016 года.
Заведующий кафедрой | кандидат социологических наук, доцент, В.В. БОНДАЛЕТОВ | |
Рабочая программа учебной дисциплины рецензирована и рекомендована к утверждению:
д.ф.н., профессор кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии РВСН имени Петра Великого | Б.Л. Беляков | |
(подпись) | ||
д.с.н., профессор кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии | Е.В. Фролова | |
(подпись) |
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общие положения. 5
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины. 5
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. 5
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы. 5
2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося. 7
3. Содержание учебной дисциплины.. 8
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения. 8
3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения. 11
Объем аудиторных занятий составляет __36__ часов. 11
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине 15
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине. 26
5.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине. 26
5.2 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. 26
5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 27
5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 31
5.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 36
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы для освоения учебной дисциплины. 36
6.2. Дополнительная литература. 37
8. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины.. 37
9.Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине 39
9.1. Информационные технологии. 39
9.2. Программное обеспечение (при необходимости) 39
9.3. Информационные справочные системы (при необходимости) 39
10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине 39
11. Образовательные технологии. 39
Лист регистрации изменений. 41
Общие положения
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.
Целями учебной дисциплины «Теория и практика управления» заключается в получении обучающимися теоретических знаний об основных тенденциях развития управленческой мысли, о теории и практике функционирования и развития системы управления, о закономерностях развития организаций; формирование способностей проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, распределять и делегировать полномочия.
Задачи учебной дисциплины:
В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности):
- способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений.
- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.
- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
- формирование навыков анализа и применения на практике достижений научных школ в области управления при разработке организационно-управленческих решений.
- усвоение знаний о возникновении организаций, каков их жизненный цикл, как формулировались законы организации, как изучать организацию и управлять ею.
- формирование представлений о месте теории организации в системе научного знания, о действии законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организации при рассмотрении ее как социальной системы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Теория и практика управления» реализуется в базовой части цикла дисциплин основной профессиональной образовательной программы «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавр) очной и заочной формам обучения.
Изучение учебной дисциплины «Теория и практика управления» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Управленческие решения», «Экономика и управление организацией».
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональныхкомпетенций: ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4в соответствии с основной профессиональной образовательной программой.
Общепрофессиональные
способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2)
способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3)
способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4)
в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавр).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Содержание компетенции | Результаты обучения |
ОПК-2 | Способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений | Знать: сущность и специфику организационно-управленческих решений; достижения научных школ в области управления |
Уметь: анализировать и применять на практике достижения научных школ в области управления, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования профессиональной деятельности и организации управления. | ||
Владеть: навыками разработки организационно-управленческих решений, опираясь на достижения научных школ в области управления | ||
ОПК-3 | способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | Знать: историю и основные тенденции развития управленческой мысли |
Уметь: провести оценку проблемной ситуации в сфере управления, выявить основные закономерности и тенденции развития организаций | ||
Владеть: методами реализации основных управленческих функций (планирование, организация, мотивирование и контроль) | ||
ОПК-4 | Способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | Знать: специфику делового общения и публичных выступлений. |
Уметь: осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания. | ||
Владеть: нормами, приемами эффективного делового общения и публичных выступлений |
2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет __16__ зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц | Семестры | ||
1 сем | 2 сем | 3 сем | ||
Аудиторные учебные занятия, всего | 3,4 | 0,8 | 1,3 | 1,3 |
В том числе: | ||||
Учебные занятия лекционного типа | 1,2 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Учебные занятия семинарского типа | 2,2 | 0,4 | 0,9 | 0,9 |
Лабораторные занятия | ||||
Самостоятельная работа обучающихся, всего | 7,9 | 2,5 | 2,7 | 2,7 |
В том числе: | ||||
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | ||||
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | 2,2 | 0,4 | 0,9 | 0,9 |
Рефераты, эссе, др. творческие работы | ||||
Другие виды самостоятельной работы: | ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | 2,7 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Общая трудоемкость учебной дисциплины |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет __144__ часов.
Объем самостоятельной работы – 342 часа.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) | Виды учебной работы, академических часов | Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов | |||||||||||||||||
Всего | Самостоятельная работа обучающегося | Контактная работа преподавателя с обучающимися | Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины | Промежуточная аттестация обучающихся | ||||||||||||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | Работа на учебных занятиях семинарского типа | Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | Рефераты, эссе, др. творческие работы | Другие виды | Зачет | Экзамен | ||||||||||
АУД | АУД | АУД | АУД | АУД | АУД | |||||||||||||||
Раздел 1. Теория управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.1. Сущность и содержание теории управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.2. Этапы развития теории управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.3. Научные школы управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.4. Методы управления. | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.5. Планирование как функция управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.6 Организационная функция управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.7. Мотивационный процесс в управлении | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.8. Контроль как функция управления | ||||||||||||||||||||
Раздел 2. Теоретические основы теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.1.Предмет теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.2.Формы коллективного поведения и возникновение организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.3. Организация как социальная система. | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.4. Основные подходы и теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.5. Основные законы достижения эффективности организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.6. Жизненные циклы развития организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.7. Организационная культура и организационные коммуникации | ||||||||||||||||||||
Раздел 3. Организационное проектирование | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.1. Основные виды организаций | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.2. Единичные и корпоративные формы организаций | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.3. Новые формы современных организаций. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.4. Сущность и содержание организационного проектирования. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.5. Принципы и требования к организационному проектированию. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.6. Основные направления развития в сфере организационного проектирования. | ||||||||||||||||||||
ВСЕГО ЧАСОВ |
3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет __36__ часов.
Объем самостоятельной работы – 482 часа.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) | Виды учебной работы, академических часов | Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов | |||||||||||||||||
Всего | Самостоятельная работа обучающегося | Контактная работа преподавателя с обучающимися | Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины | Промежуточная аттестация обучающихся | ||||||||||||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | Работа на учебных занятиях семинарского типа | Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | Рефераты, эссе, др. творческие работы | Другие виды | Зачет | Экзамен | ||||||||||
АУД | АУД | АУД | АУД | АУД | АУД | |||||||||||||||
Раздел 1. Теория управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.1. Сущность и содержание теории управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.2. Этапы развития теории управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.3. Научные школы управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.4. Методы управления. | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.5. Планирование как функция управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.6 Организационная функция управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.7. Мотивационный процесс в управлении | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.8. Контроль как функция управления | ||||||||||||||||||||
Раздел 2. Теоретические основы теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.1.Предмет теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.2.Формы коллективного поведения и возникновение организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.3. Организация как социальная система. | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.4. Основные подходы и теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.5. Основные законы достижения эффективности организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.6. Жизненные циклы развития организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.7. Организационная культура и организационные коммуникации | ||||||||||||||||||||
Раздел 3. Организационное проектирование | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.1. Основные виды организаций | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.2. Единичные и корпоративные формы организаций | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.3. Новые формы современных организаций. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.4. Сущность и содержание организационного проектирования. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.5. Принципы и требования к организационному проектированию. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.6. Основные направления развития в сфере организационного проектирования. | ||||||||||||||||||||
ВСЕГО ЧАСОВ |
В случае применения электронного обучения при преподавании дисциплины объем часов и порядок освоения определяется Методическими указаниями для обучающихся по изучению дисциплины с применением электронного обучения, которые разрабатываются в виде приложения к настоящей рабочей программе.
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
Раздел 1. Теория управления
Тема 1.1.1. Сущность и содержание теории управления
Цель:Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, навыков оценки результатов и последствий принятого управленческого решения, готовности нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2, ОПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Базовые понятия теории управления. Объект и предмет теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация. Управляющая и управляемая подсистемы. Условия эффективного взаимодействия управляющей и управляемой подсистемы. Подходы к изучению проблем управления: системный, процессный, ситуационный, синергетический. Функции управления. Новые тенденции развития теории управления.
Вопросы для самоподготовки:
1. Основные понятия теории управления.
2. Управленческая деятельность и ее роль в социальном преобразовании общества.
3.Функции управления.
4. Подходы к изучению проблем управления.
5. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:проверка выполнения домашнего задания, доклады
Темы докладов:
1. Сущность социального управления.
2. Роль управления в преобразовании общества.
3. Системный подход в управлении.
4. Взаимосвязь управленческих функций.
5. Процессы групповой динамики в синергетическом подходе.
Задания для практического практикума:
– проанализировать организационные отношения (на примере конкретной организации) в рамках системного, процессного, синергетического, ситуационного подходов.
Тема 1.1.2.Этапы развития теории управления
Цель:Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3).