Моделирование автоматизированного электропривода траловых лебедок
Структурная схема модели электропривода траловой лебедки приведена на рис.4.9.
Рисунок 4.9. Структурная схема модели электропривода траловой лебедки
Электродвигателей может быть ДПТ и АД с короткозамкнутым ротором. Модели ДПТ и управляемого выпрямителя рассмотрены в разделе 3. В том же разделе рассмотрены модели АД и преобразователя частоты.
Для составления расчетной модели нагрузки (траловой лебедки) используем чертеж, приведенный на рис.4.10.
Рисунок 4.10 - Параметры промыслового оборудования при тралении
Во время движения судна со скоростью vC производится выборка ваера трала со скоростью vЛ. Угол схода ваера в воду равен λ. На барабан с начальным радиусом RБ0 навит канат длиною L и текущий радиус навивки равен RБ.
Скорость движения трала в спокойной воде, складывающаяся из скоростей движения судна и ваера, равна геометрической сумме этих скоростей:
(4.8)
Волнение моря создает периодические изменения скорости движения трала в воде. Учет волнения принято оценивать функцией
(4.9)
где Ai и ωi - амплитуда и частота гармонических составляющих волн.
Сила сопротивления трала FЛ определяется выражением
(4.10)
Так ваер имеет значительную длину (сотни метров), то каната укладывается на барабан в несколько слоев (до тридцати слоев). Поэтому радиус навивки RБ изменяется относительно начального радиуса RБ0 в несколько раз, и, значит, момент сопротивления МС трала при постоянной силе FЛ также изменяется в несколько раз. Приняв постепенное увеличение радиуса RБ при изменении длины L навитого на барабан каната, при ширине барабана, которую обозначим как В, из чертежа барабана с канатом (рис.4.10) получаем уравнение равенства площадей:
откуда
(4.11)
Скорость движения vЛ ваера относительно барабана определяется двумя способами:
- через частоту вращения ω двигателя:
; (4.12)
- через переменную длину L навитого на барабан каната:
(4.13)
Момент сопротивления трала определяется выражением
(4.14)
и является нелинейной функцией от параметров .
Момент инерции нагрузки определяется выражением
где тпр – присоединенная масса воды, увлекаемая движущимся тралом, которая пропорциональна скорости движения трала в воде
(4.15)
Уравнение механики при переменном моменте инерции J имеет вид
(4.16)
Преобразуем производную, входящую во второе слагаемое (4.16):
Эта производная может быть представлена в алгебраической форме с учетом равенств (4.12) и (4.13). После этого приведения дифференциальное уравнение (4.16) примет нормальный вид:
(4.17)
В целом математическая модель нагрузки тралового электропривода является нелинейной и описывается системой из двух дифференциальных уравнений (4.13) и (4.17), имеющих нормальную форму. Порядок этой системы – второй.
Вопросы для самоконтроля
1. Поясните состав и взаимодействие элементов структурной схемы ЭП траловой лебедки.
2. Поясните состав и параметры элементов промыслового оборудования, участвующего в тралении.
3. Как рассчитывается скорость движения трала в воде с учетом скорости движения судна и волнения моря ?
4. Как рассчитать радиус навивки барабана траловой лебедки ?
5. Как рассчитать скорость движения ваера относительно барабана лебедки ?
6. Как рассчитать приведенные к валу двигателя момент сопротивления нагрузки и момент инерции ?
7. Какой вид имеет уравнение механики ? Почему оно отличается от традиционно используемого уравнения механики ?
8. Какие дифференциальные уравнения образуют математическую модель нагрузки тралового электропривода ?
Литература [1-9]