Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств

Структурная схема модели рулевого устройства с приводом от электродвигателя приведена на рис.4.5. Нагрузкой следует считать руль вместе с судном.

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru

Рисунок 4.5 - Структурная схема модели электропривода руля

Перекладка руля на угол α вызывает (рис.4.6) боковое перемещение (дрейф с углом β дрейфа) и поворот судна вокруг трех взаимно перпендикулярных осей: вертикальной (рыскание с угловой скоростью ωp), продольной (крен) и поперечной (дифферент). Кроме того, из-за увеличения сопротивления воды движению судна несколько снижается его линейная скорость v.

На рис.4.7 приведены статические характеристики момента на баллере руля МБ=f(α) от угла перекладки α его для различных рулей при ходе судна вперед и назад. Эти характеристики нелинейные и зависят также от скорости движения v судна. При наличии дрейфа судна угол α перекладки руля заменить на угол (α+β) между плоскостью пера руля и потоком набегающей воды. Таким образом, в воздействии руля на электродвигатель привода руля кроме собственно угла α перекладки нужно учитывать также параметры движения судна - угол β дрейфа и линейную скорость v. Это значит, что для анализа электропривода руля нужно рассматривать САУ курсом судна (рис.4.8), в которую входят авторулевой (АР), рулевая машинка (РМ) и судно. Рулевая машинка состоит из руля и приводящего его во вращение двигателя. Судно представлено в виде двух структурных блоков с передаточными функциями по управлению WУ (р) и по возмущению WВ (р). Приводным двигателем может быть ДПТ или АД с частотным управлением. Источником питания для ДПТ может быть либо управляемый выпрямитель, либо генератор постоянного тока. АД получает питание от преобразователя частоты.

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru

Рисунок 4.6 - Траектория движения при повороте судна и ее параметры

Рисунок 4.7 - Статическая характеристика руля

В режиме стабилизации процесса поворота судна, если допустить, что его линейная скорость v постоянна, а зависимость боковой силы и гидродинамического момента, действующих на корпус, от угла дрейфа β линейна, и пренебречь углами крена и дифферента, то система уравнений, описывающая динамику движения судна, будет иметь вид

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru (4.3)

где F(t) – функция. учитывающая действие на судно возмущающих воздействий волн, ветра, течения и др.;

а11, …, а23 – коэффициенты, зависящие от формы корпуса и загрузки судна.

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru

Рисунок 4.8. Структурная схема САУ курсом судна

Если исключить из системы (4.3) сигнал β, то будет получено дифференциальное уравнение, связывающее величину курса Ψ с углом α поворота пера руля и возмущающим сигналом F(t):

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru (4.4)

где Т11, …. Т31 – постоянные времени, определяемые через коэффициенты а11, …, а23;

kУ и kВ – коэффициенты передачи САУ курсом судна, также определяемые через коэффициенты а11, …, а23.

В соответствии с (4.4) передаточные функции по управлению WУ (р) и по возмущению WВ (р) имеют вид

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru (4.5)

Уравнение механики электродвигателя рулевого устройства имеет вид

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru или Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru (4.6)

где i – передаточное число редуктора между двигателем и рулем;

МС – момент сопротивления, определяемый через момент МБ на баллере руля по выражению

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru

Момент МБ на баллере руля согласно рис.4.7 является нелинейной функцией от угла α.

Авторулевой имеет передаточную функцию ПИД-регулятора

Моделирование автоматизированного электропривода рулевых устройств - student2.ru (4.7)

В целом математическая модель рулевого электропривода, учитывающая судно и авторулевой, является нелинейной и описывается, как минимум, системой из уравнений (4.4), (4.5) и (4.6). Порядок этой системы – седьмой.

Вопросы для самоконтроля

1. Поясните состав и взаимодействие элементов структурной схемы ЭП рулевого устройства.

2. Поясните параметры, характеризующие процесс поворота судна, вызванный перекладкой руля.

3. Почему модель электропривода рулевого устройства должна учитывать параметры судна ?

4. Какими уравнениями и в каких переменных описывается процесс движения судна с поворотом ?

5. Приведите выражение передаточных функций судна по управлению и возмущению с поворотом на курсе.

6. Обоснуйте тип и порядок математической модели рулевого электропривода.

Литература [1-9]

Наши рекомендации