С двигателями постоянного тока

Функциональная схема гребного электропривода с ДПТ по типу Г-Д приведена на рис.4.11. Гребной ДПТ получает питание типу "источник тока – двигатель". Эта схема питания является наиболее распространенной и ее достоинство состоит в том, что регулирование частоты вращения ГЭД является двух контурным с подчиненным контуром тока, благодаря чему регуляторы не содержат Д-части, что является залогом помехозащищенности системы управления электропривода.

С двигателями постоянного тока - student2.ru

Рисунок 4.11 - Функциональная схема ГЭУ с ДПТ по типу Г-Д

Подчиненный контур тока призван поддерживать постоянным ток якоря iЯ в силовой цепи схемы. Контур содержит регулятор тока РТ, входным сигналом которого является сигнал ошибки εТ регулируемого тока iЯ, управляемый выпрямитель УВГ, обеспечивающий ток iВГ в обмотке возбуждения генератора (ОВГ). Генератор приводится во вращение приводным двигателем ПД (дизелем).

Основной контур скорости (внешний по отношению к токовому) обеспечивает поддержание постоянства частоты вращения ωД ГЭД. Контур содержит регулятор скорости РС (частоты вращения ωД), входным сигналом которого является сигнал ошибки εС регулируемой частоты ωД, управляемый выпрямитель УВД, обеспечивающий ток iВД в обмотке возбуждения двигателя (ОВД).

Если в схеме применены ПИ-регуляторы тока и скорости, то она описывается системой уравнений

С двигателями постоянного тока - student2.ru (4.18)

где Ф(iВГ) и Ф(iВД) – функции характеристик намагничивания обмоток возбуждения генератора и двигателя;

ТИТ, ТИС и kПТ, kПС – постоянные времени И-части и коэффициенты передачи П-части ПИ-регуляторов тока и скорости.

Система (4.18) нелинейная и не может быть решена аналитически.

Для составления уравнений механики используем схему приложения сил и моментов, приведенную на рис.4.12. Гребной электродвигатель развивает вращающий момент М, а винт оказывает ему момент сопротивления МСВ. Движущая сила винта FУП через вал прикладывается к упорному подшипнику. Судно движется со скоростью vC и при движении преодолевает силу сопротивления FСС воды. Сила FСС пропорциональна квадрату скорости vC .

С двигателями постоянного тока - student2.ru

Рисунок 4.12 - Схема приложения сил и моментов на элементы судна с гребным электрическим двигателем

Момент упора винта МУП нелинейно зависит не только от частоты вращения ωД, но и от скорости vC движения судна (рис.4.13).

С двигателями постоянного тока - student2.ru

Рисунок 4.13 - Нагрузочные характеристики гребного винта при различных скоростях движения νс при переднем ходе (а)и при реверсе судна (б) (в о.е.)

В режимах разгона и торможения судна на переднем ходу момент упора гребного винта аппроксимируется выражением

С двигателями постоянного тока - student2.ru , (4.19)

где kШ – коэффициент момента в швартовном режиме (0<kШ<1).

Так как момент упора винта зависит от ωД и vC, то уравнений механики будет два:

С двигателями постоянного тока - student2.ru (4.20)

где т – масса судна;

FУП – сила в упорном подшипнике, равная тяговой силе винта,

С двигателями постоянного тока - student2.ru (4.21)

В целом математическая модель гребной электрической установки является нелинейной и описывается системами дифференциальных уравнений (4.18) и (4.20). Порядок этой системы – седьмой.

Вопросы для самоконтроля

1. Поясните состав и взаимодействие элементов функциональной схемы ГЭУ с ДПТ по типу Г-Д.

2. Составьте уравнения. описывающие функциональную схему ГЭУ с ДПТ.

3. Поясните схему приложения сил и моментов судна с гребным электродвигателем.

4. Составьте уравнения механики гребной электрической установки.

Литература [1-9]

Наши рекомендации