Тема 4. Оценивание эффективности информационных технологий и информационных систем в управлении
Теория эффективности - научное направление, предметом которого являются подходы и методы количественной оценки свойств качества и эффективности функционирования сложных систем.
Цели определения эффективности:
1. Для оптимизации деятельности - выбора наилучшей альтернативы для перехода в новое состояние, определяемое законом функционирования системы или её целевой функцией.
. Для идентификации - определения системы или состояния деятельности по качеству наиболее соответствующему реальному состоянию объекта управления.
. Для принятия решений по управлению системой.
Оценка = «истинность» оценивания или результат процесса оценивания эффективности.
Оценивание = «правильность» процесса, основанного на конкретной методологии - знаниях цели оценивания, шкал измерений и измеряемых свойств явления, обоснованных критериях эффективности и их предпочтений; сравнений; ранжирования, выбора и оптимизации.
Соотношение понятий
Качество | Эффективность | ||
Определение | Свойство или совокупность свойств системы, обуславливающих её пригодность для использования по назначению | Комплексное операционное свойство процесса функционирования системы, характеризирующее его приспособленность к достижению цели или выполнению задачи системы. | |
Область применения качества | Объекты любой природы, элементы системы | Только целенаправленные операции, проводимые системой. | |
Основная характеристика | Совокупность существенных свойств системы в использовании по назначению | Степень соответствия результатов цели или задачи системы. | |
Размерность | Показатель качества как вектор показателей свойств | Показатели результативности, ресурсоёмкости, оперативности по исходу операции или по качеству «алгоритма» обеспечивающий результат | |
Способ оценивания | Критерии пригодности, оптимальности, превосходства | Критерии пригодности или оптимальности, определяемые в зависимости от природы, выполняемой задачи системы | |
Виды критериев:
1. Детерминированных, вероятностных и неопределённых операций.
. Глобальные и локальные.
. Внешние и внутренние.
. Априорные и апостериорные.
. Ранговые и количественные.
. Статистические и динамические.
. Максимизирующие и минимизирующие.
Критерии пригодности определяет правило, по которому эффективно то, что по всем частным показателям исхода операции попадает в область адекватности.
Оптимальности - если при этом, радиус области адекватности по этим показателям оптимален.
Требования к критериям эффективности:
. Количественных оценок.
. Эффективным в статистическом смысле
. Комплексным
. Физический аналог или смысл
. Нормировка
. Как совокупность подсистем и подцелей
Проблематика:
1. Не унифицированы шкалы показателей качества результатов операций.
. Основная тяжесть оценивания положена на оценки «алгоритмов» функционирования.
. Выбора критерия эффективности
. Превентивности и априорность оценок.
Компромиссный критерий эффективности - измерение эффективности пути и степени достижения цели в одинаковых единицах.
Интегральные оценки эффективности - на основе агрегирования оценок по отдельным параметрам в одну общую.
Эффект управления складывается из нескольких составляющих:
Э = Ээ + Эс + Эсэ
Где Ээ - эффект экономический, т.е. выраженный в стоимостной форме.
Эс - эффект социальный, т.е. не поддающийся выражению в стоимостной форме.
Эсэ - эффект смешанный, возможны выражения социальных эффектов в стоимостной форме.
Эффективность управления определяется качественно и количественно; достигается на основе стратегии максимального повышения всех положительных эффектов при максимальном сокращении затрат, сопряженных с получением этих эффектов.
Эф = Э/З
Где З - затраты ресурсов.
Экономическая эффективности таким образом - метод приближенного определения эффективности при помощи стоимостных показателей.
Эффективность АИСУ определяется априорно - методом экспертных оценок:
. При автоматизации функциональных задач планирования, прогнозирования, оперативного управления, возможен положительный экономический эффект 18-20%.
. При автоматизации только задач обработки данных возможен положительный экономический эффект не более 5-8%.
Метод оценки ожидаемой эффективности АИСУ как функций капитальных вложений в АИСУ и неупорядоченности системы организационного управления (вероятности её отклонения при функционировании от адекватного - желательного - уровня).
Э = Эмах (1 - Во е в степени к/ко)
Во - исходная неупорядоченность системы.
Эмах - максимальная эффективность системы (Эмах = 0,2); отношение затрат на создание АИСУ и текущих затрат на существующую СУ - к/ко.
Выводы из анализа метода и результатов расчёта:
. Чем выше неупорядоченность системы, тем больше капитальных затрат необходимо для достижения норматива экономического эффекта.
. При неупорядоченности системы менее 0,3 практически при любых капитальных вложениях, эффективность не превысит более 4% от исходного значения
. По мере усложнения СУ приобретаемая дополнительная эффективность уменьшается с увеличением объёма обрабатываемой информации, а срок окупаемости системы возрастает.
Коэффициент использования специалистом времени
Мю СП = 1 - Фф/Фд,
Где Ф - фактическое время присутствия исполнителя на рабочем месте и действ. фонд рабочего времени за плановый период (смену, месяц, год)
Коэффициент способности (соответствия) исполнителя:
Мю = 1 - Вф /Вн
В - количество баллов, полученных испытуемым и нормативное количество баллов, характеризующее идеального исполнителя.
Коэффициент, характеризующий ценность получаемой информации
Мюц.и. = 1 - РсРпРд = 1 - Иф/Итр
Где Рс, Рт, Рд - вероятности своевременного поступления, полноты и достоверности информации.
Иф, Итр - фактическое и требуемое время до поступления полной и достоверной информации
Коэффициент, характеризующий быстроту принятия или подготовки решения
Мюбр = 1 - Тф/Ттр
Тф, Тр - фактическое и требуемое время принятия решения.
Коэффициент обеспечения производственных подразделений ресурсами
t - суммарные потери рабочего времени из-за некачественного управления м по функциям.
Ф - действительный фонд рабочего времени по количеству работников управления.
Коэффициент экономичности аппарата управления характеризует отношение количества сотрудников аппарата сотрудников аппарата.