Определяем значение допускаемой нагрузки для заклёпочного соединения.
1.1. Из условия прочности стержня на растяжение
= F/Aнетто
Aнетто -площадь сечения стержня, ослабленное отверстиями под заклёпки. В данном случае это сечение А-А
Накладки растягиваются силами F/2, листы силой - F . Необходимо выяснить, что менее прочно накладки или листы.
Определяем напряжение в сечении А-А:
Для накладок:Aнетто = 0,6δ * (b-2d)
рн = F/2* A нетто н. =F/2* 0,6δ * (b-2d)
Для листов Aнетто л. = δ * (b-2d)
рл = F/Aнетто = F/δ * (b-2d)
Очевидно, что рл > рн , следовательно определять допускаемую нагрузку будем по листам.
Из условия прочности = F/Aнетто найдём F
F =Aнетто л. *[р ] = δ (b-2d) *[ р] = 10* (180-2* 20) * 160 =
= 224* 103 Н = 224 кН
1.2. Из условия прочности стенок отверстий стержня на смятие
Определяём напряжение смятия в отверстиях накладок:
σсм.н = F/2* Z * A см.н
Определяём напряжение смятия в отверстиях листов:
σсм.л = F/ Z * A см.л, где Z - количество заклёпок. В данном случае сила F равномерно распределяется между четырьмя заклёпками. Z =4.
Помним, что накладки растягиваются силой F/2
A см.н = 0,6δ* d - расчётная площадь смятия отверстия накладок.
A см.л = δ * d - расчётная площадь смятия отверстия накладок.
Очевидно, что σсм.л > σсм.н , поэтому определять допускаемую нагрузку будем по отверстиям листов.
[ F] = Z * δ * d* [ σсм] = 4* 10* 20 * 320 = 256 * 103 Н = 256кН.
1.3. Определяем допускаемое значение нагрузки из условия прочности заклёпок на срез:
где τс - касательное напряжение; Q - поперечная сила; Ас - площадь среза; F - внешняя сила; z - количество деталей.
i - количество площадей среза. В нашем случае i = 2
тогда, F= Z *i* (πd2 /4) * [ τс] = 4 *2 * (3.14* 202/4 ) *100=
=251,2*103 Н = 251,2кН.
Допускаемая нагрузка для заклёпочного соединения F = 251,2кН.
2. Спроектируем сварное соединение по нагрузке F = 224 кН.
2.1. Определяем необходимую площадь поперечного сечения листов из условия прочности на растяжение:
= F/A ,откуда
A = F/ [ σр] = 224*103 / 160= 1400мм2
Учитывая, что Ас = bс * δ определим необходимую ширину листов сварного соединения: b с = А / δ = 1400/10 = 140мм.
Определим необходимый катет лобового шва из условия прочности:
τс = F/ Aс ≤ [ τс] ; F= 0,7kl; l = 2 bс , тогда
τс = F/0,7k*2 bс ≤ [ τс] отсюда k = F/0,7 k *2 bс * [ τс] = =224*103 / 0,7*2*140 *100= 11,5мм.
По условию задания катет шва не может быть больше 0,8δ = 8мм.
Поэтому принимаем k = 8мм. и определяем необходимую ширину листов сварного соединения:
bс ≥ F/ /0,7*2*k* [ τс] = 224*103 / 0,7*2*8 *100 = 200мм.
Принимаем bс = 200мм.
3. Определим экономию средств, достигнутую от замены заклёпочного соединения сварным.
Для этого найдём относительное увеличение расхода металла. Учитывая, что длина стержней одинакова как при сварном, так и при клёпаном соединении, отношение расходов металлов будет пропорционально отношению площадей стержней, принятых при сварном и клёпаном соединениях:
Mс / Mз = Aс / Aз = bс*δ / bз*δ = 200/180 = 1,11
Задание: Для заданной схемы, таблица 6
1. определить допускаемое значение нагрузки для стержня из условия прочности его на растяжение и смятие и из условия прочности заклёпок на срез.
2. спроектировать равнопрочное заклёпочному соединению сварное соединение.
Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение)_________________________________________________________
Компьютерная программа (если используется): Наименование программы_______________________________________________________
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ПЗ |
Раз раб. |
Провер. |
Яковцева Г.Б. |
Лит. |
Листов |
Группа |
Определить:
1.допускаемое значение нагрузки для стержня из условия прочности его на растяжение и смятие и из условия прочности заклёпок на срез.
2. спроектировать равнопрочное заклёпочному соединению сварное соединение.
3. определить экономию средств, достигнутую от замены заклёпочного соединения сварным, если стоимость изготовления 1000кг. Сварных конструкций составляет примерно 80% стоимости клёпаных.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ПЗ |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ПЗ |
1. Какие внутренние силовые факторы возникают при сдвиге и смятии?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сформулируйте закон парности касательных напряжений. _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как обозначается деформация при сдвиге? _____________________________
____________________________________________________________________
4. Запишите закон Гука при сдвиге. _____________________________________
5. Какой физический смысл у модуля упругости? __________________________
____________________________________________________________________
6. Укажите единицы измерения напряжений сдвига и смятия и модуля упругости. __________________________________________________________
7. Как учесть количество деталей, использованных для передачи нагрузки при расчетах на сдвиг и смятие? ___________________________________________
8. Запишите условия прочности на сдвиг и смятие. ________________________
9. Почему при расчете на смятие цилиндрических деталей вместо боковой цилиндрической поверхности подставляют плоскость, проходящую через диаметр? ____________________________________________________________
____________________________________________________________________
10. Назовите основные способы сварки, изобразите характерные типы сварных швов._______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I»
(ФГБОУ ВПО ПГУПС)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Практическое занятие 5