I. Работа схемы электровоза при выключении ГВ
Защиты с выключением ГВ
I. Работа схемы электровоза при выключении ГВ
Если по каким-либо причинам выключится ГВ на любой секции, то произойдет следующее.
1. Главный выключатель разрывает высоковольную цепь на тяговый трансформатор.
2. Расщепитель фаз перестает генерировать третью фазу и останавливается.
3. Отключается реле 249 на панели пуска фазорасщепителя, отключая своими ЗК249 реле 259 и 260.
4. ЗК259 и ЗК260 на поврежденной секции отключат контакторы всех вспомогательных машин переменного тока (МВ, МН, МК и ФР).
5. ЗК133, ЗК129 и ЗК130 отключат 51—54 на поврежденной секции.
6. На пульте машиниста загорится красная лампа «С» поврежденной секции, а при включении сигнального табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2,МВЗ, МВ4, МН,ЗБ.
П. Защита силового трансформатора при перегрузках и КЗ
Защита силового трансформатора осуществляется при помощи трансформатора тока ТТ, промежуточного реле РМТ (реле максимального тока) и ГВ.
1. Если в первичной обмотке силового трансформатора будет протекать ток 250 А и более, то во вторичной обмотке трансформатора ТТ потечет ток более 15,5 А. При этом РМТ включается и разрывает РК РМТ в цепи 4 УД.
2. ГВ на поврежденной секции отключится и схема будет работать, как описано в пункте I.
3. При выключении ГВ ток не будет проходить на первичную обмотку силового трансформатора и РМТ отключится.
4. Недостаток защиты заключается в том, что она не дает сигнала на пульт машиниста и на сигнальное табло.
III. Защита тяговых двигателей при перегрузках
Осуществляется с помощью реле перегрузки РП1—РП4, промежуточного реле 264 и ГВ. 1. Если через какой-либо ТД будет протекать ток более 1500 А, то одно из РП1—РП4 включится и своими РК РП1—РП4 отключит промежуточное реле 264.
2. ЗК 264 отключат 4 УД на поврежденной секции, и ГВ выключится.
3. При выключении ГВ на поврежденной секции схема будет работать, как описано в пункте I.
4. На сигнальном табло дополнительно загорится красная лампа РП. Для определения перегрузившегося ТД необходимо осмотреть на БСА поврежденной секции РП. Сработавшее РП будет иметь выпавший указатель.
VII. Защита тяговых ВУ61—62 при протекании тока короткого замыкания
Осуществляется блоком дифференциальных реле БРД21—22 и ГВ.
1. Устройство блока дифференциальных реле БРД21—22.
Токовые катушки дифференциальных реле 21 и 22 вместе с дросселем включены между двумя точками цепи вторичных тяговых обмоток силового трансформатора, имеющие равные потенциалы. Для прохождения уравнительных токов между ТД обеих тележек через магнитопроводы реле пропущены две шины, магнитные потоки от этих токов будут взаимно уничтожаться (наличие дросселя на одной шине в этом режиме не сказывается на распределении тока). На обоих магнитопроводах имеются включающие низковольные катушки.
2. Работа защиты.
В случае короткого замыкания (КЗ) в цепи одной из ВУ61 или 62, через блок БРД будет протекать уравнительный ток КЗ. Скорость нарастания этого тока настолько велика, что индуктивное сопротивление дросселя начнет задерживать увеличение тока в шине, где дроссель установлен. При небалансе токов в шинах более 500 А, возникает результирующий магнитный поток, который в одном реле будет совпадать с магнитным полем включающей катушки реле и якорь будет сильнее притягиваться, а в другом будет направлен навстречу магнитному полю включающей катушки и реле отключится, далее происходит следующее.
А. РК21 или РК22 создадут цепь на выключающий электромагнит ГВ, и ГВ выключится. ЗК 21 или ЗК22 разорвут цепь на 4УД, но ГВ уже выключился. В это время схема работает, как описано в пункте I. На сигнальном табло дополнительно загорится красная лампа «ВУ1» или «ВУ2».
Б. Для возвращения БРД21, 22 в рабочее положение, а следовательно, чтобы погасить красную лампу («ВУ1» или «ВУ2») на сигнальном табло, необходимо кратковременно включить кнопку на пульте управления «Включение ГВ и возврат реле».
Защиты без выключения ГВ
III. Защита силовой цепи при коммутационных перенапряжениях
Защита обеспечивается разрядниками 7 и 8, установленными на трансформаторе.
Разрядники подключены параллельно ТД и ВУ с одной стороны и вторичным обмоткам с контактами ЭКГ — с другой. При возникновении разности потенциалов более 2200 В они открываются и снимают перенапряжение, тем самым предупреждают пробой изоляции в тяговых двигателях.
IV. Подавление радиопомех
Осуществляется дросселем помехоподавления ДП, дросселем 10 с конденсатором переменной емкости, установленными в высоковольтной цепи, и конденсаторами Е1—Е12, установленными в силовой цепи. Токи высокой частоты образуются в результате выпрямления тока в силовой цепи и при работе ЭКГ, которые при выходе в контактную сеть оказывают большие радиопомехи. ДП и дроссель 10 за счет большого индуктивного сопротивления не пропускает ток высокой частоты в КС, его цепь замыкается через конденсаторы и корпус электровоза.
АВАРИЙНЫЕ РЕЖИМЫ
Защиты с выключением ГВ
А. Если в пути следования выключается ГВ на одной из секций, на пульте загорается красная лампа «С» поврежденной секции, а при включении табло — следующие красные лампы: ГВ, ТД, ФР, если компрессор должен работать, может МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, МК, необходимо осмотреть реле 113 на первой панели поврежденной секции. Если оно не имеет выпавшего указателя, можно предположить, что ГВ выключился из-за потери питания 4УД или срабатывания реле РМТ.
- Если вновь включить ГВ не удается, можно поступить следующим образом: отключить секцию ПР и двигаться до станции на оставшихся секциях. При приезде на станцию, а если нет возможности, то после остановки на перегоне, предварительно накачав воздух в ГР, опустить токоприемник, перекрыть кран перед вентилем 245, включить ГВ. Если ГВ вновь отключается, РМТ здесь не причем, нет цепи на 4УД. Если ГВ при опущенном токоприемнике остается включенным, а при поднятии токоприемника отключается — это РМТ. Можно заклинить РМТна поврежденной секции, поднять два токоприемника, включить ГВ и понаблюдать за оборудованием секции. Возможно, удастся обнаружить искрение и дымление — их следует устранить. Если КЗ не проявило себя, то эту секцию под нагрузку ставить нельзя — трансформатор замкнут накоротко, можно повредить трансформатор и пережечь контактный провод.
- Если при повторном включении ГВ остается включенным, набрать одну позицию, и если ГВ не выключается, можно ехать дальше. Но на позициях выше 9 ГВ может выключиться снова, если он выключался с участием РМТ.
Б. Если при отключении ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и при осмотре первой панели поврежденной секции обнаружен выпавший указатель на реле ИЗ, то это свидетельствует, что ГВ выключился из-за срабатывания реле 113. Можно предположить, что реле 113 выключило ГВ случайно (кратковременное отсутствие напряжения, отрыв токоприемника и другое), необходимо вновь включить ГВ и продолжать движение. Если ГВ вновь отключится из-за срабатывания реле 113, то необходимо отключить поврежденную секцию ПР и продолжать движение до станции на оставшихся секциях. При приезде на станцию, а если нет возможности, то после остановки на перегоне, осмотреть оборудование первой панели поврежденной секции с обеих сторон и попытаться найти место замыкания между фазами. Если обнаружить КЗ не удается, то можно попробовать включить ГВ и запускать вспомогательные машины с большим интервалом по времени, чтобы определить, какая из машин включит 113. В этом случае нужно осмотреть вводы в машину и отыскать место замыкания между фазами или отключить вспомогательную машину на щитке параллельной работы и продолжить движение на одной из аварийных схем.
В. Если при движении в режиме реостатного торможения отключится ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, необходимо дополнительно осмотреть реле РТВ1 (установлено на секции 1). Если реле РТВ1 имеет выпавший указатель — то ГВ выключился из-за перегрузки обмоток возбуждения ТД и ВУВ 60. Не пользоваться реостатным тормозом.
Г. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорится лампа РП, это свидетельствует, что ГВ выключило РП. Осмотреть на поврежденной секции блоки силовых аппаратов, чтобы по выпавшему указателю РП определить работавший в режиме перегрузки ТД. Реле перегрузки может включиться при оттяжке поезда, в момент прекращения боксования при езде на больших позициях, при заклинивании колесной пары. Необходимо убедиться, что колесные пары вращаются, вновь включить ГВ, продолжать движение.
Д. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорится лампа «ГП», это свидетельствует, что ГВ выключило реле времени 204, из-за замедленного вращения валов ЭКГ или застревания их между позициями. При осмотре ЭКГ поврежденной секции могут быть дополнительные признаки: трещит предельная муфта ЭКГ и дутье воздуха в контакторы с дугогашением вентилями 221, 222. Нужно убедиться, что ЭКГ не зашел на упор, в противном случае сельсин на пульте показывает позицию 0 или 33, но зеленая лампа «ОХП» не горит. Причиной этому является подгар РК 208, или отпадание латунной пластины с якоря контактора 208, или зависли щетки на сервомоторе. Неисправность следует устранить и продолжать движение. Если определить причину не удается, необходимо отключить поврежденную секцию ПР и продолжать движение на оставшихся секциях. По прибытии на станцию, а если нет возможности, после остановки на перегоне, можно сделать следующее: вынуть предохранитель ПР12 на РЩ. С соблюдением правил техники безопасности войти в ВВК и ручным приводом провернуть валы ЭКГ, пытаясь определить место заклинивания, при необходимости удалив с предельной муфты шарики и пружины, установив штифты. Могут попадать посторонние предметы в открытые зубчатые передачи, свариваться контакты контакторов без дугогашения, их следует разрубить, зачистить, проверить по диаграмме, на каких позициях контактор замкнут, и эти позиции проходить без остановки. Если поломался корпус подшипника ручного привода, порча СМ, разрушение текстолитовой шестерни, поломка контактора с дугогашением — движение на поврежденной секции невозможно, при необходимости вызвать вспомогательный локомотив.
Е. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорятся лампы — «РЗ, РП, ВУ», это указывает, что ГВ выключился из-за возникновения кругового огня в тяговом двигателе. Осмотром БСА на поврежденной секции определить по выпавшему указателю РП тяговый двигатель, в котором возник круговой огонь. Нагрузку на ТД подавать нельзя, неисправный ТД следует отключить, на ходу отключать тележку кнопками МВЗ или МВ4 на щитках параллельной работы поврежденной секции, на станции — рубильником ОД.
Ж. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорится лампа РЗ, которая указывает, что ГВ отключило реле 88, следует проверить напряжение в цепях управления, если оно завышено или колеблется, то 88 УД может самопроизвольно включить Р388 — перейти на работу от одного РЩ. Если напряжение в ЦУ нормальное, то в этом случае наибольшую опасность может вызвать переброс дуги в тяговом двигателе, и лучше отключить поврежденную секцию ПР и двигаться до станции на оставшихся секциях, где осмотреть ТД и при обнаружении грязной коллекторной камеры в одном из ТД — отключить его рубильником ОД. Если на оставшихся в работе секциях выехать до станции невозможно, то можно ехать до станции на всех секциях, на позициях ниже 17, чтобы малое напряжение не вызвало в грязном ТД кругового огня. Если ГВ вновь выключается из-за срабатывания Р388, можно отключить одну тележку на поврежденной секции рубильниками ОД. Если Р388 вновь выключает ГВ, то отключаем другую тележку, а отключенную подключаем. Если ГВ вновь отключается — значит «земля» не в тяговых двигателях, можно отключить поочерёдно рубильники 81 или 82 и соответственно отнять провод В303 или В403 от уравнительных сопротивлений R37 или R38.
3. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорится лампа ВУ1 или ВУ2, это свидетельствует, что ГВ выключился из-за срабатывания блока дифференциальных реле 21—22, которые защищают выпрямительные установки 61 и 62. БРД 21, 22 является самой быстродействующей защитой, ВУ 61 и 62 собраны на лавинных (самовосстанавливающихся) вентилях и сохраняют работоспособность даже при выходе из строя одного вентиля в любом плече моста, поэтому, как правило, для БРД 21, 22 характерны ложные срабатывания. БРД 21, 22 может сработать при проезде нейтральной вставки, при отрыве токоприемника от контактного провода при въезде на боковой путь на большой скорости. Необходимо осмотреть БРД, если отпали два якоря — БРД сработало ложно, если один — осмотреть ВУ со стороны отпавшего якоря. При обнаружении гари (искрения) отключить поврежденную ВУ рубильниками 81 или 82, если ничего не обнаружено — вновь включить ГВ, продолжать движение. При необходимости ослабить выключающие пружины БРД 21, 22.
Примечание.На электровозах с № 2349 вместо БРД 21, 22 устанавливаются токовые реле 21, 22, у которых при срабатывании выпадает указатель. При каждом включении кнопки «Сигнализация» на пульте, на табло будет загораться лампа «ВУ1», но ГВ отклю-
чаться не будет. Чтобы погасить лампу «ВУ1», необходимо кратковременно переключить кнопку «Включение ГВ и возврат реле». И. Если при движении под нагрузкой на одной из секций начнет выключаться ГВ, но по какой-либо причине он встанет в среднее положение (промежуток), на поврежденной секции снимется нагрузка, при этом на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло — ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, могут гореть лампы защит, если они принимали участие в выключении ГВ. На киловольтметре поврежденной секции не будет показаний напряжения в контактном проводе, в ГВ, находящемся в промежутке, слышно звук сильного дутья воздуха. Нужно остановиться, с соблюдением правил техники безопасности войти в ВВК, выпустить воздух из резервуара ГВ и вручную несколько раз включить и выключить ГВ, оставить его в выключенном положении, зарядить резервуар ГВ воздухом и включить обычным порядком.
Защиты без выключения ГВ
А. Если при движении под нагрузкой на табло загорается красная лампа «РКЗ», а при поочередном включении тумблеров «С» на пульте машиниста загорится одна из ламп «С», то на этой секции сработало реле 123 контроля земли во вспомогательных цепях 380 В. Необходимо осмотреть вспомогательные машины на поврежденной секции и первую панель, если обнаружили дымление или искрение — отключить поврежденную вспомогательную машину со щитка параллельной работы. Если обнаружить ничего не удалось, можно при движении на легком профиле пути снять нагрузку, выключить потребители 380 В и поочередно их включать. При каком включении лампа «РКЗ» вновь загорится — там имеется неисправность. Произвести отключение. Если неисправность не обнаружена, то на станции отключить реле 123, т. к. реле 123 не рассчитано на длительное протекание тока, необходимо чаще осматривать ВВК, в связи с возможностью появления второго заземления, а впоследствии — пожара.
Б. Если при движении в режиме реостатного торможения происходит разборка схемы реостатного тормоза и замена его пневматическим, на пульте загорается красная лампа «С», а при включении табло — лампы «ТД», «ТЦ», в кабине звенит зуммер, свидетельствующий о том, что в тормозных цилиндрах появился воздух. Необходимо осмотреть БСА, при обнаружении выпавших указателей на РПТ реостат не применять, также поступать при обнаружении выпавшего блинкера на РТВ2.
В. Если при движении под нагрузкой на пульте загорится красная лампа «С» и будет мигать белая лампа «ДБ», а при включении табло лампа «ТД», то можно предположить, что на поврежденной секции отключился один из линейных контакторов. Опасность этого режима заключается в том, что отключившийся контактор может самопроизвольно подключиться на больших позициях, что вызовет переброс или круговой огонь на коллекторе тягового двигателя. Необходимо поставить главную рукоятку КМЭ в положение «АВ» и осмотреть блоки силовых аппаратов. При обнаружении отключившегося линейного контактора на ходу отключить двигатели поврежденной тележки кнопками МВЗ или МВ4 на щитках параллельной работы.
Г. Если при движении под нагрузкой на пульте непрерывно будет мигать белая лампа «ДБ» при отсутствии боксования, можно предположить, что в одном из тяговых двигателей произошел обрыв межполюсных соединений. В этом случае, чтобы не допустить более тяжкое повреждение ТД, можно отключить два двигателя поврежденной тележки, которую определяем путем осмотра на БСА реле времени 211, 212 и реле боксования 43, 44. На каком БСА они срабатывают одновременно — там и неисправность. Отключаем поврежденную тележку кнопками «МВЗ» или «МВ4» на щитках параллельной работы, периодически с подветренной стороны электровоза необходимо контролировать, не идет ли дым из-под электровоза.
Д. Если при движении на табло загорится красная лампа «ЗБ», то поочередно включая тумблеры «С» на пульте, определяем по загоранию красной лампы «С», на какой секции нет зарядки аккумуляторной батареи. Рубильник ЗР «Цепи управления» на РЩ поврежденной секции перевести в положение «Аварийно» (вниз).
Е. Если при движении на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло загорятся: ТД, ФР, МВ1,МВ2, МВЗ, МВ4, МН, может МК, это указывает, что фазорасщепитель отключило ТРТ. ТРТ отключает вспомогательные машины при пониженном или завышенном напряжении в контактной сети, при обрыве одной из фаз, межвитковом замыкании обмоток статора. Необходимо осмотреть фазорасщепитель поврежденной секции и контактор 125 на первой панели. Если присутствует запах горелой изоляции, отключить ФР на щитке параллельной работы и перейти на работу «Без ФР». Если при осмотре ничего не обнаружено, то через полторы-две минуты биметаллическая пластина остынет и ТРТ вновь замкнет свои контакты в цепи контактора 125, но фазорасщепитель не запустится, пока не включим кнопку пульта «Фазорасщепитель».
Ж. Если на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло «МК», медленно или вообще не поднимается давление воздуха в главных резервуарах, это означает, что ТРТотключило компрессор на поврежденной секции. Осмотреть МК и контактор 124 на первой панели поврежденной секции, при необходимости отключить МК на щитке параллельной работы. Если при осмотре ничего не обнаружено, через полторы-две минуты включить кнопку «Фазорасщепитель» на пульте машиниста.
Примечание.При запуске МК, на пульте и на табло, перемигнут красные лампы «С» и «МК».
3. Если при движении под нагрузкой на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло — «МВ1» или «МВ2», это указывает, что МВ1 или МВ2 отключило ТРТ, при этом два тяговых двигателя работают под нагрузкой без охлаждения. Необходимо осмотреть двигатели первого или второго вентилятора и контакторы 127 или 128 на первой панели поврежденной секции, при необходимости отключить МВ1 или МВ2 на щитках параллельной работы. Если при осмотре ничего не обнаружено, через полторы-две минуты включить кнопки на пульте «МВ1» или «МВ2», запустить вентиляторы. В случае отключения МВ1или МВ2 необходимо отключить МВЗ или МВ4, чтобы два тяговых двигателя не работали под нагрузкой без охлаждения более 5—10 мин.
И. Если при движении под нагрузкой на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло: ТД, МВЗ или МВ4,это указывает, что МВЗ или МВ4 отключило ТРТ, выпрямительная установка 61 или 62 находится без охлаждения и два тяговых двигателя поврежденной секции отключились. Необходимо осмотреть двигатели третьего или четвертого вентилятора и контакторы 129 или 130 на первой панели поврежденной секции, при необходимости отключить МВЗ или МВ4 на щитках параллельной работы. Если при осмотре ничего не обнаружено, через полторы-две минуты включить кнопки на пульте «МВЗ» или «МВ4», запустить вентиляторы. Однако, чтобы включить все тяговые двигатели, необходимо главную рукоятку контроллера машиниста поставить в положения «0» — «АВ».
К. Если при движении под нагрузкой на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло: ТД, МН, это указывает, что масляный насос отключило ТРТ и поврежденная секция без нагрузки. Необходимо осмотреть мотор-насос и контактор 133 на второй панели поврежденной секции, при необходимости отключить кнопку «МН» на щитке параллельной работы 227 ведущей секции, перевести механическую блокировку, включить кнопку «Низкая температура масла», при этом на всех секциях масляные насосы работать не будут. Если при осмотре ничего не обнаружено, через полторы-две минуты включить кнопку «МВЗ» или «МВ4», включится масляный насос. Однако, чтобы поставить все тяговые двигатели под нагрузку, необходимо главную рукоятку контроллера машиниста поставить в положения «О» — «АВ».
Л. Если при движении под нагрузкой на пульте загорятся красные лампы «С» и лампа «ТМ», а при включении табло загорится лампа «ТД», это указывает на самопроизвольное снижение давления в тормозной магистрали (разрыв соединительного рукава, открытие концевого крана, большие утечки воздуха из тормозной магистрали и др.). Необходимо поставить ручку крана машиниста 395 в III положение на 5—8 с и убедиться, что давление в ТМ снижается. Если давление не снижается, необходимо провести служебное торможение и после выпуска воздуха из тормозной магистрали отпустить тормоза установленным порядком. После этого гаснет лампа «ТМ» на пульте и может перемигнуть лампа «ТЦ» на табло, и далее можно собирать схему на линейные контакторы 51—54. Если давление снижается (лампа «ТМ» загорится и после появления давления в ТЦ погаснет), делаем разрядку тормозной магистрали V положением крана машиниста 395 на 0,7—0,8 атм и возвращаем ручку крана машиниста в III положение до полной остановки поезда, для выяснения причин.
М. Если на табло загорится красная лампа «ТЦ», а при поочередном включении тумблеров «С» на пульте загорится красная лампа «С» поврежденной секции, это указывает, что в тормозных цилиндрах имеется давление воздуха более 1,1—1,3 атм. Отпустить тормоз краном вспомогательного тормоза 254 ведущей кабины. Если тормоз не отпускает, попытаться отпустить тормоз постановкой ручки 254 крана машиниста во второе положение в кабине ведомой секции.
Защиты с выключением ГВ
I. Работа схемы электровоза при выключении ГВ
Если по каким-либо причинам выключится ГВ на любой секции, то произойдет следующее.
1. Главный выключатель разрывает высоковольную цепь на тяговый трансформатор.
2. Расщепитель фаз перестает генерировать третью фазу и останавливается.
3. Отключается реле 249 на панели пуска фазорасщепителя, отключая своими ЗК249 реле 259 и 260.
4. ЗК259 и ЗК260 на поврежденной секции отключат контакторы всех вспомогательных машин переменного тока (МВ, МН, МК и ФР).
5. ЗК133, ЗК129 и ЗК130 отключат 51—54 на поврежденной секции.
6. На пульте машиниста загорится красная лампа «С» поврежденной секции, а при включении сигнального табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2,МВЗ, МВ4, МН,ЗБ.