Электрические схемы электровоза вл 11м.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ЭЛЕКТРОВОЗА ВЛ 11М.

Сокращения обозначений в схемах:

электрический -электр.,

провод -пр.,

электровоз -эл-з,

вспомогательный -вспом.,

высоковольтный -в/в,

низковольтный -н/в,

включает -вкл.,

отключает -откл.,

контакт -к-т,

межсекционное соединение -МСС,

контактор -к-р,

кнопка -кн.,

секция -секц.,

помощник машиниста -п/м,

реверсивно-селективная рукоятка -РСР,

главная -гл.,

тормозная -торм.,

реостатный -реост.,

групповой переключатель -ПкГ,

автоматический выключатель -авт. выкл.

Общие сведения.

ВЛ11 выпущено в кол-ве 843 эл-зов в 2-х секц. исполнении, начиная с 1978 г, С №490 пусковое R одной секц. увеличено с 7,168 Ом до 14,28 Ом и установлена система САУРТ. ВЛ11М выпускался с 1987 г. в кол-ве 300 эл-зов в 2- секц. исполнении, с системой САУРТ и КтМ на 48 поз. с 3-я соед. ТЭД без разрыва силовой цепи.

Электр, схема эл-за вкл. схемы силовой и вспом. цепей, а также схему цепей управления. К силовой схеме относятся цепи ТЭД, к вспом. — цепи вспом. машин и электр. печей. Эти цепи называют также в/в цепями эл-за. К цепям управления относятся все цепи, питаемые от источника питания постоянного тока напряжением 50 В.

Несмотря на то, что в/в цепи секций А и Б в основном идентичны, в действиях цепей и отдельной аппаратуры секций 2-х или 3-х секц. (формирования А+А+Б и А+Б+Б) или 2-х 2-х секц. эл-зов ВЛ11М, управляемых по системе многих единиц, отличаются: порядком присоединения пр. к силовым к.э. ПкГ1, к в/в зажимам МСС; положением к-тов режимного контроллера (КтР) в отдельных цепях схемы системы управления; положениями реверсоров в секц. А и Б (если реверсор в секц. А установлен в положение Вперед, то в секции Б он должен быть установлен в положение Назад и наоборот с наличием в секц. А пускового резистора R25 с реост. к-ром К11, нагревательного элемента ЭН2-санитарного узла с его авт. В9; наличием электроплитки ЭН1 с ее авт. В12 в секц. Б, Во всех вариантах формирования эл-зов питание последовательно соединенных ТЭД осуществляется через быстродействующий выключатель (БВ) головной секц. А.

Исходя из изложенного силовая схема эл-за изображена для обеих секц., элементы схемы управления применительно к головной секц., там же для пояснения взаимной работы аппаратов 2-х секц. приводятся электр. цепи другой секц.. Секции электрически соединяют между собой специальными зажимами. При формировании эл-за соединительные зажимы на блоках БлКл1 и БлКл2 и на панели П1 переставляют согласно порядку, приведенному в таблице. Нумерация пр. схемы принята сквозной, каждому функциональному узлу выделена определенная область чисел:

001 — 199 — пр. силовой цепи ТЭД;

201 — 299 — в/в пр. вспом. цепей;

301—399—цепи управления, подключенные к панели управления, генератору управления и АБ;

401 — 499 — цепи управления токоприемниками и аппаратами за­щиты {БВ, РДФ1, РДФ2, ПБЗ и т. д.);

501 — 699 — цепи управления ТЭД;

701 — 799 —цепи управления вспом. машинами, отоплением, нагревателями, звуковыми сигналами, песочницами, разгрузочными устройствами и тормозами;

01 — 899 — цепи сигнализации, н/в измер. приборов; радиостан­ции (р/ст);

01—999—цепи освещения и управления ПкГ;

Э1, Э2 ит. д, — МСС пр. цепей управления (с буквой Э перед цифрой) 100, 200 — 900 (кратные 100)—Корпус.

МСС цепей управления выполнено съемными кабелями со штепсельными разъемами. Для схемы панели управления, АЛСН и р/ст. применена самостоятельная маркировка элементов и проводов.

Устройство блокировки тормозов (АБТ), пневматические выключатели управления (ВУП1 — ВУП6), датчик пневматический (ДПЭ), кран машиниста (КрМ), клапан элекгроблокировочный (КЭБ), клапаны электропневматические (КЭШ — КЭШ, КЭП10 — КЭП11, КЭП13 — КЭШ 4), регулятор давления (РгД), камера сушки (СО), сигнализатор отпуска тормозов (СОТ1, СОТ2) условно отнесены к элементам пневм. схемы.

На эл-зе применена неавтомат, дистанционная система управления, позволяющая управлять 2-х или 3-х секц. или двумя 2-х секц. эл-зами с одного поста управления в режимах тяги или РТ.

Основные операции по управлению эл-зом: вкл. и откл. лин. к-ров, набор и сброс реостатных позиций, изменение соединений ТЭД (переключение ПкГ), изменение направления движения эл-за, ослабление возбуждения ТЭД, перевод ТЭД на независимое возбуждение перед началом рекуперативного торможения (РТ), регулирование режима РТ, разбор цепей рекуперации с откл. реле моторного тока (РМТ) и восстановлением РМТ осуществляются тремя рукоятками контроллера машиниста (КтМ) и кнопочными выключателями (БлКн5 — Бл Кн9).

Реверсивно-селективная рукоятка КтМ имеет шесть фиксированных положений:

О — нулевое, соответствующее откл. состоянию цепей ТЭД; М — для пуска и разгона эл-за при движении Вперед и Назад в тяговом режиме;

П, СП и С — для переключения якорных обмоток (ОЯ) ТЭД при движении эл-за в направлении Вперед в рекуперативном режиме на П, СП, и С соединениях.

Торм. рук. КтМ служит для вкл. и регулирования РТ, ослабления возбуждения ТЭД в режиме тяги и имеет следующие фиксированные позиции:

О — нулевую, которая соответствует полному возбуждению ТЭД;

П — подготовительную, для подключения обмоток возбуждения (ОВ) ТЭД на независимое питание от генератора преобразователя с целью осуществления режима рекуперации;

ПТ — предварительное торможение;

ПТ1 — ПТ28 — для регулирования режима РТ;

ОВ1 — 0В4 — для ослабления возбуждения.

Гл. рук. КтМ имеет 49 фиксированных позиций: 0 — нулевую и 48 регулировочных, три из которых (18-я, 33-я и 48-я) ходовые (безреостатные).

Реверсивно-селективный, торм. и гл. валы КтМ взаимно сблокированы для предотвращения ошибочных действий машиниста при управлении эл-зом. При нулевом положении всех рукояток КтМ реверсивно-селективная рукоятка (РСР) разблокирована, а при установке ее в положение Вперед М или Назад М тягового режима разблокирует гл. рук. и ее можно перевести на любую позицию. При этом РСР блокируется.

На 18-й, 33-й и 48-й позициях гл. рук. разблокирует торм. рук., что позволяет вкл. ОВ ТЭД, при этом передвижение гл. рук. невозможно.

В любом рекуперативном положении РСР (П, СП С) вначале разблокируется торм. рук. и её можно установить на П позицию, после чего РСР блокируется. При этом гл. рук. разблокируется, однако ее дальнейшее перемещение по схеме не требуется. Обратный сброс торм. рук. возможен до 0-й поз., после чего разблокируется РСР и ее также можно установить на 0-ю поз.

Поскольку секц 2-х или 3-х секц. эл-зов или 2-х 2-х секц. эл-зов управляются по системе многих единиц, то переключения соответствующих аппаратов происходят одновременно на всех секц. Отсчет порядкового номера секц. для измер. приборов, световой сигнализации и работы оборудования производится от головной секц., из которой осуществляется управление эл-зом.

Силовые цепи электровоза

Тяговый режим.

Для подготовки эл-за к работе необходимо вкл. АБ всех секц., закрыть двери ВВК и крышевые люки. При отсутствии воздуха импульсной кн. на пульте п/м вкл. вспом. компрессоры. Воздух от каждого вспом. компрессора поступает к защитному вентилю (КпЗщ13), БВ и манометру на пульте п/м.

После достижения давления сжатого воздуха 5ат на 2-х секц. эл-зе или двух эл-зах, управляемых по системе многих единиц, вкл. кн. Токоприемники, Токоприемник 1, или Токоприемник 2, а на 3-х секц. — кн. Токоприемники и Токоприемник 2, 3, а при необходимости и Токоприемник I. При этом на 2-х секц. эл-зе поднимается один токоприемник, а на 3-х и 4-х секц.—два. Устанавливают рукоятку автом. блокировочного устройства тормозов АБТ и поворачивают ее вниз до отказа, вкл. авт. ВУ20, затем вкл. БВ всех секц. и запускают вспом. машины.

Чтобы привести эл-з в движение, РСР КтМ ставят в положение Вперед (Назад) на поз. М. При этом положении КтМ реверсор (ПкР) занимает положение Вперед (Назад}, тормозной переключатель (ПкТ) — положение М (тяга), ПкГ1 — положение С, ПкГ2 — С-СП. После перевода гл. рук. КтМ на 1-ю поз. вкл лин, к-ры К1, К18, К19 всех секций, На эл-зе образуется цепь из 8-и или 12-и последовательно соединенных ТЭД в зависимости от исполнения эл-за с полностью введенными пусковыми резисторами R2, R25 и R1 головной секц. А и R1 и R2 головной секц. Б. Цепь прохождения тока по ТЭД, соответствующая 1-й поз. С соединения, для 2-х секц. эл-за.

При поднятом токоприемнике секц. Б ток проходит по цепи: токоприемник (Пк1), 001, дроссель L1, шина 002, разъединитель (Рз1), 003 и по в/в шине с секц. Б в секц. А, 003, ВБ1, 008, дифференциальное реле (РДФ1), зажим 1 панели П1, 009, К1, 011, R2, 018, к.э.1 ПкГ2, 021, R25, R1, 028, К18, 031, РТ35 (реле перегрузки -Iуст-730А), 032, ПкД1, 033, ПкР1, 034, М1 и М2 (ОЯ ТЭД), 036, ПкР1, 041, ПкТ1, 042, обмотка возбуждения (ОВ) М1, 044, ПкТ1, 045, ОВ М2, 046, ПкТ1, 047, ПкД1 048, к.э.4 ПкГ2, 076, К19, 077, РТ38 (токовое реле-вкл. противоразгрузочное устройство ПРУ при I=325А, выкл. при I=165А), 087, РТ36, 078, ПкД2, 079, ПкР2, 080, ОЯ МЗ и М4, 082, ПкР2, 084, ПкТ2, 092, ОВ МЗ, 093, ПкТ2, 094, ОВ М4, 095, шунт измерительный амперметра А1, 099, ПкТ2, 096, ПкД2 115, Шн2, 116, к.э.4 ПкГ1, 125, зажим 6 панели БлКл2 секц. А, МСС, зажим 6 панели БлКл2 секц. Б, 124, зажим 3 панели П1, 009, К1, 011, R2, 018, к.э. 1 ПкГ2, 021, R1, 028, К18, 037, 4-е последовательно соединённых ТЭД секц. Б, 095, А1, 099, ПкТ2, 096, ПкД2, 115, Шн2, 116, к.э.ПкГ1, 049, зажим 1 панели П1, 122-2, зажим 9 панели БлКл2 секц. Б, МСС, зажим 9 панели БлКл2 секц. А, 122-2, зажим 4 панели П1, 121, к.э.6 ПкГ1, 121, РДФ1, 121, Wh1-счётчик тяги, 127, Wh2-счетчик рекуперации, 100, Пк2-Пк5 (колёсные пары) и далее "земля" (рельс). На 2-й поз. КтМ гл. рук. вкл. К11 секц. А и к-ры К7, К9 секц. Б, закорачивая R25 секц. А и R2 секц. Б; на 3-й поз. вкл. к-р К17 секц. Б, на этой же поз. закорачивается R1 секц. Б и заканчивется вывод из силовой цепи зл-за R2 и R1 секц. Б. Дальнейшее перемещение гл. рук. КтМ приводит к вкл. реост. к-ров секц. А и постепенному уменьшению сопротивления пусковых резисторов вплоть до полного выведения их на 18-й ходовой поз. Для дальнейшего увеличения скорости движения и силы тяги на этой же поз. возможно применение всех 4-х ступеней ОВ путем установки.торм. рук. КтМ на поз. ОВ1 —ОВ4.

При постановке торм. рук. КтМ на поз. ОВ1 вкл. к-ры КЗЗ и К34 в обеих секц. и подключают цепь RЗ и R4 индуктивных шунтов L3 и L4 параллельно к ОВ групп ТЭД М1, М2 и МЗ, М4 соответственно. На поз. ОВ2 — вкл. к-ры К35 и К36, на ОВЗ — К37 и К38, на ОВ4— К39 и К40; при этом соответственно уменьшаются сопротивления шунтирующих резисторов.

На ходовой 18-й поз. вкл. лин. к-р К21, подготавливая цепи для переключения ТЭД с С на СП соединение. Для переключения ТЭД с С на СП соединение гл. рук. КтМ переставляют с 18-й на 19-ю поз., при этом откл. реос. к-ры в обеих секц., кроме КЗ и К11, и вал ПкГ1 только секц. А начинает поворачиваться из положения С в положение СП, но пусковые резисторы в цепь ТЭД до переходной поз. Х2 не вводятся, так как ток протекает по шунтирующей пусковые резисторы цепи: к.э.1 ПкГ1, 040, К21,028, К18 и далее аналогично.

На переходной поз. XI выкл. к.э.4 ПкГ1 секц. А и в цепь последовательно соединенных ТЭД вводятся запирающие вентили Д1 — Д12 секц. А На этой же поз. при 2-х секц. эл-зе через з.к. ПкГ1 секц. А подается напряжение на вкл. кат. ПкГ1 секц. Б, а на 3-х секц-х эл-зах — на вкл. кат. ПкГ1 средних секций А и Б и головной секц. Б и в этих секц. ПкГ1 начинают поворачиваться с соединения С на соединение СП. На переходной поз. Х2 выкл. к.э.1 ПкГ1 секц. А и в цепь ТЭД вводятся последовательно вкл. R2, R25, R1 (секц. А) сопротивлением 5,701 Ом. На переходной поз. ХЗ вкл. к.э. 2, 3 и 5, 6 ПкГ1 секц. А, при этом получается последовательно-параллельное соединение ТЭД в секц. А и выходят из тяги ТЭД секц. Б или средней секц. А или Б и головной секц. Б при 3-х секц. исполнении эл-за. На переходной поз. Х4 выкл. к.э. 4 ПкГ1 секц. Б или средней А или Б секц. и головной секц. Б при 3-х секц. исполнении. Вращением ПкГ1 секц. Б на Х5 переходной поз. выкл. его к.э 1, вслед за ним на Х6 переходной поз. вкл. к.э. 2, 3 и 5, 6 ПкГ1. Этим заканчивается переход на СП соединение ТЭД секц. Б. и в целом эл-за. Значение сопротивлений R1 и R2, вводимых в цепь ТЭД, определяется из условия ограничения броска тока в пределах допустимого на 19-й поз. Цепь прохождения тока по ТЭД секц. А, соответствующая 19-й поз. СП соединении: Пк1, 001, L1, 002, Рз1, 003 и по в/в шине в секц. А, БВ1, 008, РДФ1, зажим 1 панели П1, 009, К1, 011, К2, 018, к.э.1 ПкГ2, 021, КЛ, 028, К18, 031, РТ35, 032, ПкД1, 033, ПкР1, 034, ОЯ М1 и М2, 036, ПкР1, 041, ПкТ1, 042, ОВ М1, 044, ПкТ1, 045, ОВ М2, ПкД1, 048, к.э. 4 ПкГ2, 076, К19, 077, РТ38, 087, РТ36, 078, ПкД2, 079, ПкР2, 080, ОЯ МЗ и М4, 082, ПкР2, 084, ПкТ2, 092, ОВ МЗ, 093, ПкТ2, 094, ОВ М4, 095, Шн1, 099, ПкТ2, 096, ПкД2, 096, ПкД2, 115, Шн2, 116, к.э. 5 ПкГ1, 120, ПкТ2, 119, к.э.6 ПкГ1, 121, РДФ1, 121, Wh1, 127, Wh2, 100, ПК2—ПК5 и далее "земля" (рельс).

Аналогичная цепь питания ТЭД собирается в секц. Б. С 19-й по 33-ю поз. осуществляется разгон эл-за на СП соединении. На 33-й поз. все ступени пусковых резисторов выведены. Эта поз. ходовая, на ней так же, как на 18-й поз., возможно вкл. 4-х ступеней ОВ. На ходовой 33-й поз. вкл. лин. к-р К10 и уравн. К17 во всех секц., подготавливая цепи для переключения ТЭД с СП на П соединение. Для переключения ТЭД на П соединение гл. рук. КтМ перемещают с 33-й на 34-ю поз. при этом отключаются реост. к-ры и вал ПкГ2 начинает поворачиваться из положения СП в положение П во всех секц. одновременно, но пусковые резисторы в цепь ТЭД до переходной поз. Х2 не вводятся, т.к. ток протекает по шунтирующей пусковые резисторы цепи: К10, к.э.1 ПкГ2, К17 и К18. На переходной поз.Х1 выкл. к.э.4 ПкГ2 и в цепь последовательно соединенных ТЭД вводятся запирающие диоды Д1 — Д12, на переходной поз.Х2 выкл. к.э.1 ПкГ2 и в цепь ТЭД вводятся параллельно вкл. пусковые резисторы R1 и R2 сопротивление 1,79 Ом.

На переходной поз. Х8 во всех секц. вкл. к.э. 2, 3 и 5, 6 ПкГ2, при этом образуется параллельное соединение ТЭД с вкл. в каждую цепь ТЭД запараллеленными R1 и R2 резисторами. Этим переход на П соединение заканчивается.

Сопротивление пусковых резисторов R1 и R2, вводимых в цепь ТЭД, определяется из условия ограничения броска тока в пределах допустимого на 34-й поз., т. е. на 1-й поз. параллельного соединения. На 34-й поз. КтМ после резисторов R1, R2 цепь прохождения тока по ТЭД в каждой секц. разветвляется на две:

1-я цепь: К18, 031, РТ35, 032, ПкД1, 033, ПкР1, 034, ОЯ М1 и М2, 035, ПкР1, 041, ПкТ1, 042, ОВ М1, 044, ПкТ1, 045, ОВ М2, 046, ПкТ1, 047, ПкД1, 048, к.э.5 ПкГ2, 071, ПкТ1, 072, к.э.6 ПкГ2, 121, РДФ1, Wh1 и Wh2,100 и далее на "землю".

2-я цепь: к.э.2 и 3 ПкГ2, 076, К19, 077, РТ38, 087, РТ36, 078, ПкД2, 079, ПкР2, 080, ОЯ МЗ и М4, 082, ПкР, 084, ПкТ2, 092, ОВ МЗ, 095, ПкТ2, 094, ОВ М4, 095, Шн1, 099, ПкТ2, 096, ПкД2, 115, Шн2, 116, к.э.5 ПкГ1, 120, ПкТ2, 119, к.э. 6 ПкГ1, 121-1, РДФ1, Wh1 и Wh2, 100 и далее "земля".

Аналогично будет протекать ток в каждой группе ТЭД 2-й секц. при 2-х секц. эл-зе и 2-й и 3-й секц. при 3-х секц. исполнении эл-за. При дальнейшем перемещении гл. рук. КтМ с 34-й до 48-й поз. происходит ступенчатое выкл. пусковых резисторов. 48-я поз. — ходовая. На ней так же, как и на 19-й и 33-й, возможно вкл. 4-х ступеней ОВ.

Цепь прохождения тока на 3-х секц. эл-зах А+А+Б и А+Б+Б при СП и П соединениях ТЭД одинакова; кроме того, они не отличаются от цепи прохождения тока 2-х секц» эл-за.

При обратном повороте вала ПкГ2 с положения П соединения на переходной поз. Х2 размыкаются к.э. 2, 3 и 5, 6 и ТЭД вкл. последовательно через полупроводниковые диоды Д1 — Д24, ток при этом уменьшается. На переходной поз. XI вкл. к.э.1 ПкГ2, шунтирующий пусковые резисторы, и ток в последовательной цепи возрастет. На 33-й поз. замыкается к.э.4 ПкГ2, который шунтирует диоды Д1 — Д24, и вкл. реост, к-ры.

При обратном переходе с СП соединения на С соединение, т. е. при перестановке гл. рук. КтМ с 19-й на 18-ю, сначала начнет вращаться ПкГ1 головной секц. Б, а с Х6 переходной поз. и ПкГ1 секц. А, при этом на переходной поз. Х5 откл. к.э. 2, 3 и 5, 6 ПкГ1 секц. Б, на Х4 переходной поз. вкл. к.э.1 ПкГ1 секц. Б, на ХЗ переходной поз. вкл. к.э,4 ПкГ1 секц. Б, на Х2 переходной поз, откл. к.э. 2, 3 и 5, 6 ПкГ1 секц. А, на XI переходной поз. вкл. к.э.1 ПкГ1 секц. А, а на 18-й поз. вкл. к.э.4 ПкГ1 секц. А; этим обратное вращение ПкГ1 обеих секц. и, следовательно, переключение ТЭД с соединения СП на С завершается.

Схемы С соединения ТЭД обеих модификаций 3-х секц. эл-за почти идентичны. Они отличаются присоединением пр. к МСС к в/в зажимам.

Цепь тока в силовых цепях 3-х секц. эл-за А+Б+Б следующая. Ток от Пк1 проходит через БВ головной секц. А, пусковые резисторы R1, R25, R2, 4-е последовательно соединенных ТЭД и затем от Шн2 через к.э. 4 ПкГ1, по пр. 125 на зажим МСС БлКл2, МСС на среднюю секц. Б, зажим 6 БлКл2, 124, зажим 4 панели П1, 028, К18.

Далее ток идет последовательно через 4-е ТЭД средней секц. Б. Цепь после шунта Шн2: к.э.4 ПкГ1, 125, зажим 6 БдКл1, МСС, на головную секц. Б, зажим 6 БлКл2, 124, зажим 3 панели П1, 009, К1, пусковые резисторы R2, R1 и затем так же, как в средней секц. БI до Шн2.

После этого ток протекает через пр. 116, к.э. 1 ПкГ1, 049, зажим панели П1, 049, зажим 9 БлКл2, МСС и поступает на среднюю секц. Б. Здесь ток идет так: зажим 9 БлКл1,122-1, зажим 4 панели П1, 122-2, зажим 9 БлКл2, МСС головной секц. А

Дальнейшая цепь: зажим 9 БлКл2,122-2, зажим 4 панелиП1, 121, РДФ1, 121-2, Wh1 и Wh2, ПК2 — ПК5, "земля" (рельс). Поз, 18-я, 33-я и 48-я — ходовые.

Вспомогательные цепи»

Вспом. цепи каждой секц. вкл. в себя: преобразователь НБ-436В, ЭД компрессора ТЛ-122, ЭД вентилятора ТЛ-110В и восемь электр. печей ПЭТ-1УЗ мощностью 1 кВт каждая. Вспом. машины и электр. печи вкл. эл. магн. к-рами К51 — К55, управляемыми кнопочными выключателями из кабины маш-та.

Кроме того, в цепях ЭД вентилятора и преобразователя установлены эл. магн. к-ры К57 и К56, автом. закорачивающие пусковые резисторы R20 и R24 после запуска машин. Для ограничения тока в цепи ЭД вентилятора, компрессора и преобразователя вкл. демпферные резисторы R20, R22 и R23. Цепь ЭД преобразователя от перегрузки защищена РТ34, воздействующим на откл. БВ.

Токовое реле РТЗЗ служит для сигнализации наличия тока ЭД вентилятора, а также пересоединения с помощью К1 и К2 устройства У12 групп элементов АБ с С на П вкл. после запуска ЭД вентиляторов. К-ты реле в цепях кат. К1, К2 и соответствующей сигнальной лампы размыкаются при токе, проходящем через катушки реле, менее 14 А. Схемы присоединения ЭД вентиляторов к силовым зажимам переключателей вентиляторов (ПкВ) 2-х секц. эл-за ВЛ11М и 2-х 2-х секц. эл-зов, управляемых по системе многих единиц, одинаковы; при формировании 3-х секц. эл-зов необходимо произвести пересоединение пр. 210 и 212 на зажимах ПкВ.

Для ЭД вентиляторов предусмотрены два режима работы: «Высокая скорость» и «Низкая скорость». При работе в режиме «Высокая скорость» к ЭД вентиляторов на каждой секц. подводится полное напряжение К.С, т.е. схемы подключения их к К.С. идентичны для любого формирования эл-за ВЛ11М. Для работы в режиме «Низкая скорость» на 2-х секц. эл-зе и 2-х 2-х секц. эл-зах, управляемых по системе многих единиц, соединяются последовательно два ЭД вентиляторов, а на 3-х секц. в обоих вариантах формирования — три ЭД. Переключение ЭД вентиляторов с одного режима на другой производится дистанционно ПкВ.

Повышение частоты вращения трех ЭД вентиляторов до уровня двух последовательно соединенных обеспечивается вкл. к-тами ПкВ параллельно ОВ резисторов К21 (2,25 Ом).

Кабины машиниста отапливаются электр. печами Пч1 — Пч8, которые вкл. в две параллельные группы по четыре последовательно в каждой. Для обогрева недействующей кабины машиниста предусмотрен режим последовательного соединения восьми печей. Для этого надо нож переключателя Рз4 поставить в нижнее положение и вкл. кн. Электр, печи 1-й группы.

Повреждение ТЭД

Для дистанционного откл. ТЭД в каждой секции установлено по два переключателя ПкД1 и ПкД2. ПкД1 откл, М1 и М2, ПкД2 — МЗ и М4. В тяговом режиме секц. с откл. группой ТЭД на СП соединении не работает, это достигается откл. лин. к-ров. При С соединении работают 5 или 10 последовательно соединенных ТЭД на 2-х и 3-х секц. эл-зах соответственно. На П соединении работает исправная группа ТЭД последовательно с пусковым резистором R2 Это достигается откл. на П соединении лин. к-ра К10 в аварийной секции.

При работе 2-х эл-зов по системе многих единиц откл. группы поврежденных ТЭД на секц. одного 2-х секц. эл-за автом. вызывает откл. соответствующей группы ТЭД на одноименной секц. другого эл-за. Например, при откл. поврежденных ТЭД М1 и М2 на 1-й секц. автом. откл. такая же группа на третьей. При этом работа цепей 1-й и 2-й секц. эл-за при откл. поврежденных ТЭД будет идентична работа цепей третьей и четвертой секц.

Повреждение БВ.

Откл. поврежденного БВ производят кн. БВ на выкл. БлКн7. В случае повреждения изоляции БВ дополнительно отсоединяют силовые кабели от БВ. ТЭД секц. с поврежденным БВ на СП и П соединении не работают. При повреждении БВ головной секц, Б 2-х секц. эл-за и средней А или Б или головной секц. Б 3-х секц. схемой предусмотрена возможность работы ТЭД всех секц. на С соединении при работе ЭД вентиляторов только в режиме «Низкая скорость». При повреждении БВ головной секц. А исключается возможность работы ТЭД эл-за на С соединении. Отключение ТЭД секц. с поврежденным БВ на СП и П соединениях обеспечивается лин. к-рами этой секц.

Повреждение ЭД вентилятора.

Неисправный ЭД вентилятора откл, кн. Вентилятор на выкл. БлКн7.

Работа электровоза.

При повреждении ЭД вентилятора головной секц. Б возможна работа на ТЭД с исправным ЭД вентилятором секц. в случае откл. ТЭД головной Б секц. с помощью переключателей ЭД. Работа эл-за с поврежденным ЭД вентилятором секц. А запрещается на всех соединениях.

Измерительные приборы.

Напряжение К.С. измеряется вольтметром VI, подключенным через предохранитель ПрЗ и добавочный резистор R17. Ток в цепях ТЭД контролируют по амперметрам А1 — А4. Амперметр А1 показывает ток ОВ ТЭД А2—ток якорей ТЭД головной секц., АЗ и А4 — ток якорных цепей соответственно 2-й и 3-й секц. по направлению движения. Амперметры присоединены к калиброванным шунтам Шн1 и Шн2, вкл. в цепи ТЭД.

Расход электрической энергии на секц. определяют по показаниям двух счетчиков электроэнергии \Wh1 и Wh2, причем Wh1 отсчитывает расход электроэнергии на тягу и питание обустройств собственных нужд за вычетом рекуперируемой в сеть электроэнергии, так как в режиме РТ диск счетчика вращается в обратном направлении. Счетчик Wh2 предназначен только для учета рекуперируемой энергии. Для того чтобы в режиме рекуперации вращение диска и движение счетного механизма происходили в прямом направлении, произведено переключение токовой обмотки счетчика Wh2 противоположно подключению токовой обмотки счетчика Wh1. В тяговом режиме обратное вращение диска счетчика Wh2 исключается, т.к. нет тока в его обмотке напряжения.

Полный расход электр. энергии эл-зом определяют, суммируя показания счетчиков. Поскольку на С соединении ТЭД в тяговом режиме ток проходит только через счетчик головной секц. А, обычно показания счетчика Wh1 этой секц. больше, чем остальных.

Цепь питания ОВ генератора управления (Г).

При запуске МВ6, после вкл. к-ра К51, образуется цепь питания ОВ Г:

(+) Ш14 ( плюсовой пр.14 от блока БЗ ), Пр.F12, 51, Х14:4, 318, з.к. К51, 330, Х13.5, 13, р.к. к-ра К2, 12, R1, R2, R4, 21, Х13:2, 312, ОВ (Ш-ШШ) Г, 300, корпус, (-) ОЯ Г.

Цепи при напряжении на зажимах Г менее 42 В:

(+) ОЯ Г, 324, Х15:1, 27, Пр.Р2 (150 А) Г, 22, шунт А1, 20, ножи рубильника 81 «Генератор», 23, авт. Р1 (10 А) «Возбуждение ГУ», 15, блок БЗ, диод УЗ, блок БРН, RЗ, R4, 21, Х13:2, 312, ОВ (Ш-ШШ) Г, корпус, (-)ОЯ Г;

пр. 20 на Х13:3, 310, з.к. токового реле РТЗЗ, 313, Х13:4, 29, R6, 28, кат. к-ра К1,16, диод VI, 300, Х15:6, 300, корпус, (-) ОЯ Г;

При напряжении на зажимах Г 38-42 В вкл. к-р К1, а затем через его з.к. в пр.29-39 создается цепь на кат. к-ра К2. К-ры К1 и К2 вкл. и подключают БА на подзарядку к Г двумя параллельными группами Б1 и Б2 по мостовой схеме. Р.к. К2 в пр. 14--25 и 12-13 разрывают цепь на лампу ЛС "ГУ" и цепь питания ОВ Г. Плечами моста являются группы элементов Б1 и Б2 БА, R7 и R8 (1,8 Ом в сумме), R10 и R11 (1,8 Ом в сумме). В диагональ моста включен R9 (2 Ом). Поскольку БА разряжена и мост неуравновешен, то в диагонали моста между пр. 33 и 42 имеется разность потенциалов. Причем положительное его значение будет на пр. 33.

Цепи управления БВ.

Для вкл. БВ нажимают кн. БВ на выкл. БлКн-5. При этом напряжение от агрегата У12 через Э301, авт. В21, 320, кн. БВ выкл. БлКн5 подается на пр. Э404. Затем через кн. БВ выкл. БлКн7, 405, К36, 416, кат. РДФ1, 400, корпус эл-за и параллельно через р.к. РТ34, 414, К37, 415, РДФ2, 400, корпус напряжение подается на кат. РДФ1 ТЭД и РДФ2 вспом. машин. Однако РДФ1 и РДФ2 не срабатывают, так как в последовательной цепи кат. реле стоят резисторы (R36, РДФ1 или R37, РДФ2} и ток не достигает величины уставки. Параллельно удерж, кат. БВ и кат. РДФ подключен шунтирующий контур R41, R42, Д121, необходимый для гашения э.д.с, самоиндукции, возникающей при разрыве цепи удерж, кат. БВ.

При кратковременном нажатии на импульсную кн. «Возврат БВ» напряжение от пр. 503 по цепи: к.э. 115-116, 61-62 и 1-2 КтМ, замкну­тые 0-х поз. торм., реверс. и гл. рукоятки, 637, кн. «Возврат БВ», Э402, р.к. РТЗЗ, 403 подается на кат. К63 и вентиля «Возврат БВ». При возбуждении вентиля сжатый воздух поступает в цилиндр БВ и вызывает перемещение вкл. рычага. Одновременно вкл. к-р К63. От агрегата панели управления У12 по пр. 319 через гл.к и з.к, К63 получают питание, минуя резистор, кат. РДФ1 и РДФ2, и они вкл.

От пр. 405 через з.к. РДФ2,406, з.к. РДФ1, 433, з.к. РП29 (к-ты РКт8разомкнуты, т.к. поднят Пк1), 407, р.к. ПкТ2, замкнутый при положении торм. переключателя в режиме тяги, 408 питание подается на удерж, кат. БВ. Якорь удерж, электромагнита притягивается к полюсам, но гл. к. БВ остаются разомкнутыми до отпуска кн. «Возврат БВ». После откл. кн. «Возврат БВ» теряют питание кат. К63 и вентиля Возврат БВ. При этом вкл. гл.к. и б.-к. БВ. Получают питание кат. РВ7 и РП22 (множитель б.-к. БВ, с №373 не устанавливается). Замыканием к-тов РВ7, имеющего выдержку при возврате 3 — 5с, подготавливается цепь кат. счётчика ИП откл. БВ. Кат. РДФ1 и РДФ2 после откл. К63 продолжают получать питание через резисторы RЗ6 и RЗ7 от пр 405. В режиме РТ после поворота вала переключателя ПкТ2 в торм. положение удерж, кат. БВ получает напряжение по цепи; 405, з.к. РДФ2, РДФ1 и РП29, 407, р.к. КБ 45 и КБ 46, 410, з.к. ПкТ2, 408.

К-ры быстродействующие КБ имеют размыкающие гл. к., которые при К.3. в цепи ТЭД откл. и удерж, в выкл. положении защелкой. Если гл. к. одного или обоих КБ находятся в разомкнутом положении, то их з.к. замкнуты и при нажатии импульсной кн. «Возврат БВ» от пр. Э402 через з.к.КБ45 и КБ46 напряжение подается на вкл. кат. защелок, откл. КБ45 и КБ46. При этом защелки освобождают гл. к. КБ45 и КБ46, последние замыкаются, замыкаются также их р.к., вкл. в цепи удерж, кат. БВ, подготавливая цепь вкл. БВ, Дальше процесс повторяется аналогично описанному выше.

После размыкания р.к. в цепи (Э801, Э803, Э801 — Э804, Э801 — Э805 и Э801, Э810) гаснут красные ЛС 1БВ, 2БВ, ЗБВ и БВ, что свидетельствует о вкл. БВ на всех секц. Если на одной из секц. БВ не вкл., то через р.к. (Э801, Э803) сохранит питание ЛС БВ (1БВ, или 2БВ, или ЗБВ} соответствующей секции, а через другой р.к. (Э801, Э804, Э805, Э810) —общая ЛС БВ.

Для возможности вкл. БВ при откл. кн. «Токоприемник 1», «Токоприемник 2» и «Токоприемник 3» схемой предусмотрена шунтировка з.к. РП29 р.к. РКт8. При случайном выкл. кн., находящихся в работе, Пк1, если гл. рук. КтМ находилась в рабочем положении, то из-за размыкания з.к. РП29 удерж, кат. БВ потеряет питание, он выкл. и опускание Пк1 будет происходить при обесточенной силовой цепи эл-за.

Число срабатываний БВ при повреждениях в цепи ТЭД фиксируется счетчиком импульсов ИП, кат. которого возбуждается от пр. 598 через з.к. РВ7, которое получает питание по цепи: 320, з.к. БВ, 417. Если БВ срабатывает, то замыкается его р.к. в цепи кат. счетчика и размыкается з.к. в цепи кат. РВ7, которая теряет питание. Однако з.к. РВ7 остается на некоторое время замкнутым. Катушка счетчика в это время находится под напряжением, достаточным для его срабатывания. Счетчик не регистрирует операт. откл. БВ, а также откл., вызванных повреждениями в цепи вспом. машин при нахождении гл. рук. КтМ в 0-м положении.

После вкл. БВ от токоведущей шины 003 на каждой секц. через главный ввод гл.к. БВ напряжение подается по пр.008, проложенному через окно магнитопровода РДФ1, к неподвижному к-ту К10, а через зажим 1 панели П1- к лин. к-ру К1. Через кат. РДФ2 по пр. 202 напряжение подается к неподвижным к-там к-ров вспом. машин и электр. печей по цепи: R18, 226, обмотка напряжения Wy1, 127, токовая обмотка Wh2, 100, токосъёмники Пк2 — Пк5, "земля". По обмотке напряжения проходит ток, но его подвижная система не вращается, т.к. ток через его токовую обмотку не протекает.

Одновременно от пр. 008 ток проходит по цепи: R16, 038, кат. реле рекуперации РН11, 010, R16, R2, 018, к.э.1 ПкГ2, 021, R1, 028, R13, 029, кат. реле повышенного напряжения Рн10, 030, кат. реле низкого напряжения РН9, 200, корпус. Якорь РН11притягивается, его р.к. размыкаются, но в цепях никаких изменений не происходит.

Цепи управления вспомогательными машинами.

Мотор-компрессоры (МК 9).

При вкл. кн. «Компрессоры» на выкл. БлКн5 от агрегата У12 подается напряжение на кат. К55 всех секц. по цепи: Э301, авт. В25, 308, кн. «Компрессоры» на выкл. БлКн5, 701, з.к, регулятора давления РгД1, Э702, з.к. РП22, 703, кн. «Компрессор» на выключателе БлКн7, 704, кат. К55, 700, корпус. Одновременно по пр. Э702 через з.к. К55 питание подается на зеленую ЛС МК (ЛС84), т. е. при вкл. К55 на всех секц. кратковременно загораются ЛС МК. После вкл. К55 от пр. 202 вспом. машин в каждой секц. образуется следующая цепь: К55, 213, демпферный R22 (24 Ом), 214, МК9, шина211(—) вспом. машин, кат. (выводы 13 и 14) РДФ2 вспом. машин, 121, токовая обмотка Wh1, 127, токовая обмотка Wh2, 100, Пк2 — Пк5, "земля". МК9 на всех секц. начинают работать. Регулирование давления сжатого воздуха в Г.Р. всех секц., т. е. вкл. и выкл. К55, а следовательно, и МК9, осуществляется РгД той секц., откуда производится управление эл-зом. Если по какой-либо причине на одной из секц. не вкл. К55, то через его р.к. от пр. Э702 сохранит питание Э817 и ЛС МК будут гореть, сигнализируя, что не все МК9 работают.

Мотор-вентиляторы (МВ 6).

При вкл. кн. «Высокая скорость вентиляторов» напряжение от пр. 308 по пр. Э706 через р.к. К51 подается на кат. вентиля В ПкВ, и его вал установится в положение «Высокая скорость». От пр. Э706 через р.к.В ПкВ получают питание кат. К51 всех секц по цепи: 710, р.к. РП22, 711, кат. К51, 712, кн. «Вентилятор» на выкл. БлКн7, 700, корпус. От пр. 202 образуется цепь: К51, 208, демпферный R20 (0,935 Ом), пусковой R20 (29,92 Ом), вкл. и удерж, кат. К57, 205, МВ6,207, кат, РТЗЗ, 208, зажим ПкВ/1, гл.к. ПкВ, зажим ПкВ/4, 211 вспом. машин, кат. (выводы 13, 14) РДФ2 вспом. машин и далее на "землю" по цепи, аналогичной цепи ЭД компрессора. На каждой секц. МВ6 подключаются к К.С. через демпферный и пусковой резисторы. После снижения пускового тока МВ6 до 25 А вкл. К57 и закорачивают пусковые R20 и свои вкл. кат. во всех секц.

При вкл. кн. «Низкая скорость вентиляторов» от пр. 308 по пр. Э705 через р.к. К51 получает питание кат. вентиля Н ПкВ, и его вал займет положение «Низкая скорость». После этого на головной секц. А от пр. Э705 напряжение подается на кат. К51, по цепи: з.к.Н ПкВ, 709, П29, 710, р.к. РП22, 711, кат. К51, 712, кн. «Вентилятор» на выкл. БлКн7, 700, корпус. На остальных секц. К51 не вкл., поскольку к-ты КтР находятся в замкнутом положении только на головной секц. А.

На 2-х секц, эл-зах при вкл. К51 образуется следующая цепь, шина 202, МВ6 головной секц. А, к.э.1-2 ПкВ, 209, зажим 5 БлКл2 секц. А, МСС, зажим5 БлКл2 секц. Б, 205, МВ6, к.э.1-2 ПкВ, 212, зажим 10 БлКл2 секц. Б, МСС, зажим 10 БлКл2 секц., 212, зажим4 ПкВ, 211 (пр.212 и 211 соединены вместе на зажиме 4 ПкВ только в секц. А) и далее на "землю".

При формировании 3-х секц. эл-зов на всех ПкВ пр.210 с зажима 5 переставляется на зажим 6. При этом после замыкания к-та Н ПкВ паралелльно ОВ каждого МВ6 подключается R21. В остальном цепи МВ6 аналогичны цепям 2-х секц, эл-зов.

При вкл. МВ6 на любой режим работы после срабатывания РТЗЗ на всех секц. вследствие размыкания их р.к. (Э801, Э806, Э801 — Э807, Э801 — Э808 и Э801, Э811) гаснут ЛС 1МВ, 2МВ, ЗМВ и МВ, что свидетельствует о вкл. МВ. ЛС до вкл. МВ6 получают питание через р.к. РТЗЗ своей секц. от пр. Э801 при вкл. кн. «Сигнализация» на выкл. БлКн5 той секции, откуда производится управление эл-зом. Если на одной из секц. МВ6 по какой-либо причине не работает (не подключился к сети), на пульте машиниста будут гореть ЛС МВ и ЛС МВ соответствующей секции, сохранившие питание через р.к. не включившегося РТЗЗ.

Преобразователи (АМ-М).

При вкл. кн. «Возбудители» после запуска МВ6 на высокую частоту вращения от пр. Э706 вкл. к-р К69 по цепи: Э713, з.к. РП22, кат. К69, 700, корпус. От пр. 302 через з.к. К69 напряжение подается на кат. К53 по цепи: 716, р.к. реле контроля оборотов Р012, 717, кат. К53, 700, корпус.

При 0-м положении торм. рук. КтМ и при вкл. РТ37 образуется цепь: 503, к.э. 115-116 КтМ, 688, диоды Д77, 689, р.к. К23, Э646, р.к. К23, 692, р.к. РТ37, 647, кат. К66, 648, з.к. К69, 400, корпус. К66 вкл. и через его гл.к. получает питание кат. РТ37 от пр. 301, минуя К38, по цепи: гл.к. К69, 302, р.к. К69, 716, з.к. К66 , 645, кат. РТ37. К66 откл. р.к.РТ37 в пр.648-647, но кат. РТ37 продолжает получать питание через резистор R38.

Одновременно через гл.к. К69, 302 напряжение подается на независимую ОВ Н1—НН1 АМ-М преобразователя. При вкл. К53 ОЯ АМ-М подключается к К.С. Аналогичные цепи образуются во всех секциях. От пр. Э713 через р.к. К53 получает питание зеленая ЛС ПР (ЛС85), которая при вкл. кн. «Возбудители» загорается, а после запуска АМ-М гаснет,

Общие сведения о САУРТ

САУРТ служит для автом. регулирования параметров ТЭД в режиме РТ.

Она обеспечивает: автом. перевод эл-за с режима выбега в режим РТ; стабилизацию поддержания отношения Iя и Iв; стабилизацию Iр и скорости движения при колебаниях Uк.с; защиту от юза; выкл. рекуперации при помощи РТ37; работу по системе многих единиц.

Технические данные:

Диапазон регулирования по Iр.....................................80-500 А

Точность поддержания заданного Iр...........................25 А

Максимальный ток возбуждения Iв............................ 550 А

Ограничение по Uк.с.....................................................4000 В

Точность поддержания Umах.......................................100В

Время прекращения юза................................................не более 4 с

Уменьшение Iр при срабатывании УПБЗ....................на 50%

Переход с режима выбега в режим РТ.........................не менее 10 с

Основные элементы:

БП (БП-035) - блок питания.

ЗТС - задатчик тока и скорости. Сельсин установлен на КтМ и соединен через зубчатую передачу с торм. рук. КтМ, от угла поворота которой зависит величина входного сигнала на БС.

БС (ВС-037) - блок сравнения, вкл. следующие элементы:

ЭСТ - элемент сравнения по току, регулирует 1в;

ЭСОТ - элемент сравнения по 1я/ 1в. Поддерживает

это соотношение в пределах 2,3;

ЭСН - элемент сравнения по напряжению, поддер-

живает Ш.с. не более 4000 вольт;

ЭСС - элемент сравнения по скорости;

ЗН - задатчик напряжения;

ГВК - генератор вынужденных колебаний;

ЭЗЮ1, ЭЗЮ2 - элементы за датчика юза;

ИЛИ - логический элемент;

БТП(БТП-036) - блок транзисторного прерывателя с тиристор-

ным прерывателем ТП

ДКТ1 (ДТ-033) - датчик тока 1я (установлен в ВВК);

ДКТ2 (ДГ-033) - датчик тока 1в (установлен в ВВК); ДКИ (ДН-006) - датчик напряжения (установлен в ВВК);

ТГ - тахогенератор (датчик скорости).

Блоки БП, БС и БТП кассетного исполнения установлены в шкафу (в схеме блок У14), расположенном в машинном отделении и соединенном со схемой через штепсельные разъемы ХЗ, Х4, Х5 и Х6 на панели П38.

Принцип работы схемы САУРТ.

Для регулирования электр. параметров ТЭД в схеме использован бесконтактный регулятор возбузкдения: транзисторный прерыватель БТП с тиристорным прерывателем ТП. БТП управляется блоком сравнения БС, Если с логического элемента ИЛИ блока БС на вход блока БТП поступает полож. сигнал, то его прерыватель ТП замыкает цепь питания НОВ генератора АМ-Г, при отриц. сигнале - прерывает ее. Этот процесс повторяется непрерывно.

Сравнение токов Iя/Iв.

Работает элемент сравнения ЭСОТ. К нему подключаются датчики ДКТ1 (Iя) и ДКТ2 (Iв). Если соотношение токов Iя/Iв начинает превышать 2/3 на выходе блока БС формируется отриц. сигнал, Iя уменьшается, если соотношение токов Iя/Iв уменьшается, то полож. сигнал и Iя увеличивается.

Защита от юза.

Работают элементы задатчика юза ЭЗЮ1 и ЭЗЮ2, ЭСТ, ДКТ1 и подается сигнал от ПБЗ. При получении этого сигнала на выходе блока БС формируется отриц. сигнал. Iя ТЭД уменьшается на 50% от заданной величины. После ликвидации юза и прекращения подачи сигнала от ПБЗ на выходе блока БС формируется полож. сигнал и ток якоря ТЭД увеличивается вновь до заданного значения через 3-4 сек.

Стабилизация с<

Наши рекомендации