Тема: Умножение числа на сумму
Цели:учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; различать распределительное и сочетательное свойства умножения; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—». Два ученика работают на откидной доске.)
1) В одной пятой тонны 2 ц.
2) В одной второй метра 500 см.
3) В одной третьей суток 8 ч.
4) В числе 1100 сто единиц I класса.
5) Число 6900 называют при счете сразу после числа 6889.
6) Произведение чисел 24 и 100 равно 240.
7) Частное чисел 720 и 80 равно 9.
8) В одной четвертой километра 200 м.
9) В числе 3450 всего 345 десятков.
10) Сумма чисел 2600 и 20 равна 2602.
11) В числе 9000 девять единиц первого разряда.
Ответы: 1) +; 2) -; 3) +; 4) +; 5) -; 6) -; 7) +; 8) -; 9) +; 10) -; 11)-.
Работа над задачами
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)
• Масса дыни 8 кг. Какова масса половины дыни? (4 кг.)
• Куриное яйцо весит 60 г. Одна десятая всей массы приходится на скорлупу. Сколько весит очищенное яйцо? (54 г.)
• Велосипедист проехал до финиша 12 км, что составляет одну четвертую пути. Сколько осталось до финиша? (36км.)
• В школе 120 отличников. Это одна пятая всех учащихся школы. Сколько детей учится в этой школе? (600.)
Логические задачи
• У Миши есть друзья в Чехии и в США. Почтовая марка для отправки открытки в Чехию стоит 14 руб., а в США -22 руб. Сколько друзей поздравил Миша с Новым годом, если его почтовые расходы составили 114 руб.? (Пятерых друзей из Чехии и двоих — из США.)
• Пенал и набор фломастеров стоят вместе 52 руб., причем фломастеры стоят на 10 руб. дешевле, чем пенал. Сколько стоят фломастеры и пенал по отдельности? (Фломастеры стоят 21 руб., а пенал — 31 руб.)
• Обложка стоит 4 руб., а тетрадь - 16 руб. Маша купила обложек в 3 раза больше, чем тетрадей. Сколько обложек и тетрадей купила Маша, если всего она потратила 56 руб.? (6обложек и 2тетради.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
3 О 14 • 42 5 О 17 = 23 6 О 16 = 96
20 О 16 = 320 3 О 26 = 29 50 О 17 = 750
- Чем похожи все записанные равенства? (В каждом из равенств результат больше компонентов, с которыми совершали арифметическое действие.)
- Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них? (Сложение или умножение.)
- Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку, если на умножение - зеленую.
- На какие группы можно разделить полученные равенства? (На суммы и произведения.)
- Как удобнее найти значения произведений? (Заменить второй множитель суммой разрядных слагаемых, потом умножить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты.)
- Кто может записать эти действия на доске? (Желающие ученики выходят к доске и выполняют преобразования.)
- Каким правилом вы пользовались? (Правилом умножения числа на сумму.)
- Сформулируйте задачи урока. (Учиться применять правило умножения числа на сумму.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Объясните, каким способом выполнены вычисления в примерах, данных рядом с красной чертой на с. 43.
№146 (с. 43).(Устное выполнение с комментированием по цепочке. В случае необходимости для наглядности учитель может выполнять записи на доске.)
№ 147 (с. 43).(Коллективное решение примеров первого столбика.)
- Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (Примерный ответ. Числа, которыми заменили второй множитель, в обоих примерах одинаковые (10 и 4). Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать число на сумму. А во второй строке это множители, значит, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)
— Какими свойствами умножения воспользовались? (В первом случае —распределительным, во втором — сочетательным.)
— Решите примеры второго столбика самостоятельно. (Взаимопроверка, самооценка.)
№148 (с. 43).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Два ученика решают по два примера на откидной доске.)
V. Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке.(Движения руками как при плавании.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.(Потягивания —руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.(Шаги на месте.)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок.(Сесть за парту.)