Тема: Письменная нумерация. Запись многозначных чисел
Цели: учить читать и записывать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать, записывать и сравнивать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; работать в парах; слушать собеседника и вести диалог.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам
- Составь числовые выражения и выполни вычисления.
1) 800 разделить на произведение чисел 20 и 5 и прибавить 30. (800: (20-5)+ 30 = 38.)
2) Разность чисел 300 и 200 умножить на частное чисел 350 и 70. ((300 - 200) ■ (350: 70) = 500.)
3) 14 разделить на 2, умножить на 60 и прибавить произведение чисел 7 и 7. (14:2-60+7- 7 = 469.)
4) Частное чисел 99 и 9 - первое слагаемое, произведение чисел 11 и 8 - второе слагаемое. (99: 9 + 11 ■ 8 = 99.)
Устный счет
- Назовите все двузначные числа, у которых число десятков на 1 больше, чем число единиц. (21, 32, 43, 54, 65, 76, 87, 98.)
- Перечислите все трехзначные числа, в которых 8 сотен, а десятков и единиц поровну. (811, 822, 833, 844, 855, 866, 877, 888, 899.)
- Назовите трехзначные числа, сумма цифр в которых равна 4. (103, 130, 112, 121, 202, 220, 211, 301, 310.)
- Прочитайте числа. 546 700, 430 002, 503 770, 81 080.
- Единицы какого разряда отсутствуют в каждом числе?
- Сколько всего десятков в каждом из чисел?
- Сколько всего тысяч в каждом из чисел?
- Какая цифра стоит в разряде сотен в каждом числе? в разряде сотен тысяч?
- Уменьшите каждое число на 1.
- Увеличьте каждое число на 1 десяток.
III. Самоопределение к деятельности
- Запишите числа: 578, 500, 308, 650.
- Сколько цифр в каждом числе? (Три.)
- Единицы какого класса мы записали? (/.)
- Попробуйте записать такие числа: 578 тысяч, 500 тысяч, 308 тысяч, 650 тысяч.
- Что изменится в записи чисел? (Справа прибавятся три нуля.)
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться правильно записывать многозначные числа.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 25.
- С какого разряда начинают записывать многозначные числа? (С наивысшего.)
- Для чего оставляют промежуток между классами? (Для удобства чтения.)
№100 (с. 25). (Коллективное выполнение. Один ученик работает у доски.)
№ 101 (с. 25). (Самостоятельное выполнение. Один ученик работает На откидной доске.)
- Что обозначает каждая цифра в записи чисел? (356409 — 3 сотни тысяч, 5 десятков тысяч, 6 единиц тысяч, 4 сотни, 9 единиц; 406 740— 4 сотни тысяч, 6 единиц тысяч, 7сотен, 4 десятка.) (Самооценка.)
Упражнение в чтении и записи многозначных чисел
(Работа в парах. Каждый ученик получает карточку счй и диктует их соседу по парте, тот записывает.)
Вариант 1: 70 354, 278 301, 290 004, 103 200.
Вариант 2: 63 270, 307 020, 200 702, 502 007. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
V. Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке. (Движения руками как при плавании.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Шаги на месте.)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику
№ 103 (с. 25). - Прочитайте задачу
- О чем в ней говорится? (О семенах.)
- Семена каких растений купили? (Укропа и тыквы.)
- Что обозначают числа 3, 200, 100? (3 - количество пакетов, 100 и 200 - масса семян в пакетах.)
- Что значит «на... больше»?
- Сделаем схематический чертеж к задаче.
- Запишите решение задачи двумя способами.
Решение Первый способ
1) 200 • 3 = 600 (г) - семян тыквы;
2) 100 • 3 = 300 (г) - семян укропа;
3) 600 - 300 = 300 (г). Выражение: 200 • 3 - 100 • 3 = 300 (г).
Второй способ
1) 200 - 100 = 100 (г)- в пакете семян тыквы больше, чем семян укропа;
2) 100 • 3 = 300 (г).
Выражение: (200 - 100) • 3 = 300 (г).
Ответ: купили на 300 г больше семян тыквы, чем семян укропа.
- Измените вопрос задачи так, чтобы в выражении был знак «плюс». (Сколько всего семян купили?)
№104 (с. 25).(Устное выполнение.)
Самостоятельная работа
«VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 25). Самопроверка „по образцу.) Ответ: 802 038.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
— Назовите порядок записи многозначных чисел.
Домашнее задание
Учебник: № 102,106 (с. 25). Рабочая тетрадь: № 9, 10 (с. 18)
Тема: Натуральная последовательность трехзначных чисел. Разрядные слагаемые
Цели: учить раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; читать и записывать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; аргументировать свою точку зрения иподтверждать аргументы фактами; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учебник: № 106 (с. 25).
Ответ: через 4 ч, так как два промежутка по 2 ч.
Рабочая тетрадь: № 10 (с. 18).
- Какую карточку вы закрасили? (16л.)
— Как вы рассуждали? (4 + 8 = 12 (л) - молока осталось, 12 + 4 = 16 (л) — молока было.)
III. Актуализация знаний
Математический диктант
1) В числе 302 три сотни и два десятка.
2) Число 942 больше, чем число 924.
3) В числе 249 две единицы первого разряда, четыре единицы второго разряда и девять единиц третьего разряда.
4) В каждом из чисел: 920, 9432, 908 - по 9 сотен.
5) Если к 4 сотням прибавить 3 десятка, то получим число 430.
6) 60 плюс 600 плюс 6 — получится 666.
7) 899 меньше 900 на 1.
8) В записи чисел 423, 324, 234,432 использованы одинаковые цифры.
9) Число 988 меньше, чем число 900, на 88.
10) Если число 132 уменьшить на 2 десятка, получится 130. (Взаимопроверка.)
Ответы: 1) -; 2) +; 3) -; 4) -; 5) +; 6) +; 7) +; 8) +; 9) -; 10) -.