Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту
Одна из важнейших задач воспитателя подготовительной группы заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях — в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний.
В рисовании, лепке, конструировании у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о форме и размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.
Приведем один пример. В старшей и подготовительной группах дети создают различные постройки, поделки не только по объемному образцу, но и по техническому рисунку или фотографии. Для этого они должны подвергнуть технический рисунок анализу: разобраться, из каких частей он состоит, каков способ их соединения, обдумать нужный для конструирования материал по форме, размерам, количеству, наметить последовательность операций и осмыслить наиболее рациональные способы действия. Пользуясь металлическим конструктором, дети подбирают части нужных размеров, опираясь на количество отверстий, имеющихся на той или иной детали, а создавая поделку из дерева, подбирают форму и размер дощечек, реек на глаз. Воспитательница обучает детей планированию операций (порядку соединения частей) и последующему анализу созданной поделки, предлагая сравнить ее с техническим рисунком или фотографией.
Но для этого дети должны прежде всего четко разобраться в самом техническом рисунке или фотоснимке, правильно оценить форму и размеры отдельных частей предмета и их пространственное соотношение. Знания различных форм, разных размеров предметов, знания о пространственных отношениях между предметами окажут детям значительную помощь в
развитии умений «читать» технический рисунок и воспроизводить по нему поделку.
Исследования В. Г. Нечаевой, Г. В. Груба, Фан И-ин, В. Ф. Изотовой убедительно показали, что недостаточное развитие пространственных представлений значительно задерживает формирование умения «читать» технический рисунок; дети предпочитают создавать поделку путем «проб и ошибок».
Обычно вначале дети не анализируют технический рисунок в целом, а рассматривают его и воспроизводят по звеньям. Но воспитательница учит детей анализу всей конструкции в целом и воспроизведению целостной пространственной структуры поделки по памяти. Дети начинают понимать необходимость более тщательно анализировать технический рисунок или фотографию до начала создания поделки, запоминать все ее части и их расположение (форму частей, их размер, способы скрепления и т. д.). И если вначале технический рисунок рассматривается детьми весьма поверхностно, а следовательно, и поделки, воспроизводятся неточно, то в дальнейшем дети начинают осознавать значение своих знаний о форме, размере, о пространственных отношениях предметов, более тщательно всматриваются в фотографию или технический рисунок. Зрительный анализ углубляется, перестраивается; у детей появляется способность, воспринимая изображение предмета па плоскости, представлять себе его в трех измерениях. Это развивает подвижность мысли, динамичность детских представлений, умение оперировать ими, а все вместе способствует формированию конструктивного мышления.
Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации, для лепки из глины и изготовления сложных игрушек— всюду требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.
Пространственные представления и счетные навыки могут закрепляться на музыкальных занятиях. Дети знакомятся с основными свойствами музыкального звука — с высотой (регистры), с направлением мелодии вверх — вниз; с продолжительностью звуков (длиннее — короче); знакомятся с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т. д. По данным Н. А. Ветлугиной, эти основные свойства музыкальных звуков дети ассоциируют с пространственными, временными, количественными представлениями: дальше—ближе; выше—ниже; длиннее—короче и др.
На физкультурных занятиях дети часто пользуются количественным и порядковым счетом при построениях и перестроениях (строятся в две, в три колонны, расходятся парами направо и налево и т. д., образуют круги, из которых один может
двигаться налево, а другой — направо, и т. д.), маршируют по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах его углы), бегут «по кругу», «змейкой» и др.
В различных подвижных играх широко могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного «дома» до другого, расстояния при метании, беге, высоту броска мяча вверх, высоту прыжка и т. д.).
Элементарные математические представления могут и должны закрепляться на занятиях по природе и по развитию речи. Например, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях, дети ведут более точно календарь природы. Осознав текучесть времени, длительность времени, дети отмечают, как долго бывает светло в разные сезоны.
При уходе за растениями дети измеряют их рост, подсчитывают количество бутонов, цветков и т. д.
Во время экскурсий в природу у детей могут закрепляться пространственные представления («Мы перейдем через речку и пойдем по полю, потом по узенькой тропинке среди ржи» и т. д.). Собирая листья, цветы, дети рассматривают их форму, структуру, подсчитывают количество лепестков и т. д.
Во время работы в цветнике, на огороде нужно использовать умения детей измерять (ширину, длину грядки, расстояния между грядками, при посеве отмерять части гряд для различных огородных культур и др.)-
Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, камешки, желуди, подсчитывают собранные ими кучки (счет групп).
Все эти действия и наблюдения детей должны отражаться в речи: пусть дети расскажут воспитателю и друг другу, на какие геометрические фигуры похожи листья, лепестки цветов; сколько они собрали больших шишек и сколько маленьких, у каких растений стебли короткие, а у каких — длинные и т. д. При рассказывании по картине дети должны не только описывать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение действующих лиц, их отношения. Умение понимать средства выразительности дается не сразу; необходимо и здесь, как показывают исследования Н. М. Зубаревой, Р. П. Чудновой, обращать внимание детей на позу действующих лиц (пространственное расположение отдельных частей тела), на их размещение.
Разнообразные пространственные, количественные и временные представления могут закрепляться в различных играх. Например, дети играют «в магазин». Они считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним цифры (стоимость товаров), затем получают с покупателей деньги, производят арифметические действия, «записывают» свои подсчеты и т. д. Продавая сыпучие товары, они отмеряют их условными мерками; предлагая ткани, ленты, отмеривают их на глаз или условной
меркой. В играх на темы «Железнодорожная станция», «Наша улица» и др. дети устанавливают маршруты поездов, автобусов, трамваев, нумеруют их, измеряют расстояние от одной станции до другой, следят за временем отправления поездов, трамваев, автобусов (пользуясь песочными часами), определяют стоимость билетов на разных видах транспорта в различных направлениях.
Отражая в своих играх деятельность взрослых, дети убеждаются, какое широкое применение имеют математические знания, как важно уметь точно сосчитать, измерить, определить направление и т. д.
Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размерах предметов следует использовать и дидактические игры: различные виды лото, упражняющие в навыках счета и вычислений, углубляющие представления детей о множестве, числе, цифре, о натуральном ряде чисел; предметное лото на форму; различные парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов, сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток; различные геометрические головоломки, арифметические ребусы и др. (см. цветные рис. 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13,20).
Занимательные дидактические игры не только способствуют закреплению известного детям материала, но и пробуждают любознательность, развивают подвижность ума, инициативу, самостоятельность мысли.
Элементарные математические знания детей должны закрепляться и в повседневной жизни. Опираясь на развитое «чувство времени», необходимо приучать детей регулировать свою деятельность и поведение: вовремя закончить одевание на прогулку, или прием пищи, или уборку постели и др. Счетные навыки, пространственные ориентировки детей можно широко использовать во время дежурств (при сервировке стола, при подготовке к занятию, при отборе пособий на прогулку и т. д.).
Количественные, пространственные, временные отношения пронизывают всю жизнь человека. Поэтому приобретаемые детьми знания об этих отношениях, условно выделяемые на занятиях как предмет обучения, следует разумно использовать во всей деятельности детей, а также формировать убежденность, что математические знания важны в жизни каждого человека. Это усиливает интерес детей к математике, к дальнейшему усвоению ее в школе.
Таким образом, математическую подготовку к школе следует рассматривать не столько с точки зрения объема полученных детьми знаний, сколько с точки зрения необходимости их систематизации, т. е. умственного развития детей и понимания ими значения математических знаний для жизни, формирования интереса к ним и стремления расширять их в дальнейшем.