Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту

Одна из важнейших задач воспитателя подготовительной группы заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, полу­чаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях — в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математи­ческих знаний.

В рисовании, лепке, конструировании у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о форме и размерах пред­метов, об их пространственном размещении, о количестве.

Приведем один пример. В старшей и подготовительной груп­пах дети создают различные постройки, поделки не только по объемному образцу, но и по техническому рисунку или фотогра­фии. Для этого они должны подвергнуть технический рисунок анализу: разобраться, из каких частей он состоит, каков способ их соединения, обдумать нужный для конструирования материал по форме, размерам, количеству, наметить последовательность операций и осмыслить наиболее рациональные способы действия. Пользуясь металлическим конструктором, дети подбирают части нужных размеров, опираясь на количество отверстий, имеющих­ся на той или иной детали, а создавая поделку из дерева, под­бирают форму и размер дощечек, реек на глаз. Воспитательни­ца обучает детей планированию операций (порядку соединения частей) и последующему анализу созданной поделки, предлагая сравнить ее с техническим рисунком или фотографией.

Но для этого дети должны прежде всего четко разобраться в самом техническом рисунке или фотоснимке, правильно оце­нить форму и размеры отдельных частей предмета и их про­странственное соотношение. Знания различных форм, разных размеров предметов, знания о пространственных отношениях между предметами окажут детям значительную помощь в

развитии умений «читать» технический рисунок и воспроизво­дить по нему поделку.

Исследования В. Г. Нечаевой, Г. В. Груба, Фан И-ин, В. Ф. Изотовой убедительно показали, что недостаточное разви­тие пространственных представлений значительно задерживает формирование умения «читать» технический рисунок; дети пред­почитают создавать поделку путем «проб и ошибок».

Обычно вначале дети не анализируют технический рисунок в целом, а рассматривают его и воспроизводят по звеньям. Но воспитательница учит детей анализу всей конструкции в целом и воспроизведению целостной пространственной структуры по­делки по памяти. Дети начинают понимать необходимость бо­лее тщательно анализировать технический рисунок или фото­графию до начала создания поделки, запоминать все ее части и их расположение (форму частей, их размер, способы скрепле­ния и т. д.). И если вначале технический рисунок рассматри­вается детьми весьма поверхностно, а следовательно, и поделки, воспроизводятся неточно, то в дальнейшем дети начинают осо­знавать значение своих знаний о форме, размере, о простран­ственных отношениях предметов, более тщательно всматривают­ся в фотографию или технический рисунок. Зрительный анализ углубляется, перестраивается; у детей появляется способность, воспринимая изображение предмета па плоскости, представлять себе его в трех измерениях. Это развивает подвижность мысли, динамичность детских представлений, умение оперировать ими, а все вместе способствует формированию конструктивного мыш­ления.

Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и ап­пликации, для лепки из глины и изготовления сложных игру­шек— всюду требуются знания о форме, размерах, о количе­ственных и пространственных отношениях между частями пред­мета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закреп­ляются во всех видах изобразительной деятельности.

Пространственные представления и счетные навыки могут закрепляться на музыкальных занятиях. Дети знакомятся с ос­новными свойствами музыкального звука — с высотой (реги­стры), с направлением мелодии вверх — вниз; с продолжитель­ностью звуков (длиннее — короче); знакомятся с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т. д. По данным Н. А. Ветлугиной, эти основные свойства музыкальных звуков дети ассоциируют с пространственными, временными, количест­венными представлениями: дальше—ближе; выше—ниже; длин­нее—короче и др.

На физкультурных занятиях дети часто пользуются коли­чественным и порядковым счетом при построениях и перестрое­ниях (строятся в две, в три колонны, расходятся парами на­право и налево и т. д., образуют круги, из которых один может

двигаться налево, а другой — направо, и т. д.), маршируют по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах его углы), бегут «по кругу», «змейкой» и др.

В различных подвижных играх широко могут быть исполь­зованы знания детей об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного «дома» до другого, расстояния при метании, беге, вы­соту броска мяча вверх, высоту прыжка и т. д.).

Элементарные математические представления могут и долж­ны закрепляться на занятиях по природе и по развитию речи. Например, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях, дети ведут более точно календарь природы. Осознав текучесть вре­мени, длительность времени, дети отмечают, как долго бывает светло в разные сезоны.

При уходе за растениями дети измеряют их рост, подсчиты­вают количество бутонов, цветков и т. д.

Во время экскурсий в природу у детей могут закрепляться пространственные представления («Мы перейдем через речку и пойдем по полю, потом по узенькой тропинке среди ржи» и т. д.). Собирая листья, цветы, дети рассматривают их форму, структуру, подсчитывают количество лепестков и т. д.

Во время работы в цветнике, на огороде нужно использо­вать умения детей измерять (ширину, длину грядки, расстоя­ния между грядками, при посеве отмерять части гряд для раз­личных огородных культур и др.)-

Заготавливая природный материал, дети собирают и скла­дывают десятками шишки, камешки, желуди, подсчитывают со­бранные ими кучки (счет групп).

Все эти действия и наблюдения детей должны отражаться в речи: пусть дети расскажут воспитателю и друг другу, на какие геометрические фигуры похожи листья, лепестки цветов; сколько они собрали больших шишек и сколько маленьких, у каких растений стебли короткие, а у каких — длинные и т. д. При рассказывании по картине дети должны не только описы­вать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение дей­ствующих лиц, их отношения. Умение понимать средства выра­зительности дается не сразу; необходимо и здесь, как показы­вают исследования Н. М. Зубаревой, Р. П. Чудновой, обращать внимание детей на позу действующих лиц (пространственное расположение отдельных частей тела), на их размещение.

Разнообразные пространственные, количественные и времен­ные представления могут закрепляться в различных играх. На­пример, дети играют «в магазин». Они считают предметы, кото­рые будут продавать, ставят к ним цифры (стоимость товаров), затем получают с покупателей деньги, производят арифметиче­ские действия, «записывают» свои подсчеты и т. д. Продавая сыпучие товары, они отмеряют их условными мерками; пред­лагая ткани, ленты, отмеривают их на глаз или условной

меркой. В играх на темы «Железнодорожная станция», «Наша улица» и др. дети устанавливают маршруты поездов, автобу­сов, трамваев, нумеруют их, измеряют расстояние от одной стан­ции до другой, следят за временем отправления поездов, трам­ваев, автобусов (пользуясь песочными часами), определяют стоимость билетов на разных видах транспорта в различных направлениях.

Отражая в своих играх деятельность взрослых, дети убеж­даются, какое широкое применение имеют математические зна­ния, как важно уметь точно сосчитать, измерить, определить направление и т. д.

Для закрепления знаний о количественных, пространствен­ных, временных отношениях, о форме и размерах предметов следует использовать и дидактические игры: различные виды лото, упражняющие в навыках счета и вычислений, углубляющие представления детей о множестве, числе, цифре, о натуральном ряде чисел; предметное лото на форму; различные парные кар­тинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов, сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток; различные геомет­рические головоломки, арифметические ребусы и др. (см. цвет­ные рис. 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13,20).

Занимательные дидактические игры не только способствуют закреплению известного детям материала, но и пробуждают любознательность, развивают подвижность ума, инициативу, са­мостоятельность мысли.

Элементарные математические знания детей должны закреп­ляться и в повседневной жизни. Опираясь на развитое «чувство времени», необходимо приучать детей регулировать свою дея­тельность и поведение: вовремя закончить одевание на прогулку, или прием пищи, или уборку постели и др. Счетные навыки, пространственные ориентировки детей можно широко использо­вать во время дежурств (при сервировке стола, при подготовке к занятию, при отборе пособий на прогулку и т. д.).

Количественные, пространственные, временные отношения пронизывают всю жизнь человека. Поэтому приобретаемые детьми знания об этих отношениях, условно выделяемые на занятиях как предмет обучения, следует разумно использовать во всей деятельности детей, а также формировать убежденность, что математические знания важны в жизни каждого человека. Это усиливает интерес детей к математике, к дальнейшему усвоению ее в школе.

Таким образом, математическую подготовку к школе следует рассматривать не столько с точки зрения объема полученных детьми знаний, сколько с точки зрения необходимости их систе­матизации, т. е. умственного развития детей и понимания ими значения математических знаний для жизни, формирования ин­тереса к ним и стремления расширять их в дальнейшем.

Наши рекомендации