IV. Сообщение темы урока. Работа над темой.

1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 307).

– Какие единицы массы удобнее использовать при взвешивании ящика яблок? одного яблока? (Килограмм, грамм.)

– Для измерения массы больших грузов используют более крупные, чем килограмм и грамм, единицы массы – центнер и тонну: в 1 центнере 100 килограммов; в 1 тонне 1000 килограммов.

1 ц = 100 кг 1 т = 1000 кг

– Прочитайте задание № 307.

З а п и с ь: 1 т = 10 ц

1 ц = 100000 г

– Запишите единицы массы в порядке возрастания: 1 кг, 1 г, 1 ц, 1 т.

2) В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 308 (устно).

– Какими единицами пользуются при измерении массы конкретных предметов и тел?

3) В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 309.

– Прочитайте задачу.

– Заполните таблицу:

Масса 1 шарфа (г) Количество шарфов (шт.) Общая масса (г)
Одинаковая
?

Пользуясь таблицей, учащиеся находят массу шерсти, которая идет на один шарф. Для ответа на вопрос задачи нужно 3 кг выразить в граммах.

Р е ш е н и е:

1) 675 : 3 = 225 (г) – масса 1 шарфа.

2) 3 кг = 3000 (г).

3) 3000 : 225 = 13 (ост. 75).

IV. Сообщение темы урока. Работа над темой. - student2.ru

О т в е т: из 3 кг можно связать 13 шарфов, и 75 г шерсти останется.

IV. Сообщение темы урока. Работа над темой. - student2.ru Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Повторение пройденного материала.

1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 310.

– Прочитайте задачу.

– Самостоятельно заполните таблицу и решите задачу.

Масса 1 желудя (г) Количество желудей (шт.) Общая масса (г)
Одинаковая
?
?

Учитель наблюдает за работой учащихся. (Некоторые учащиеся попытаются использовать известный им способ действия, то есть узнать массу одного желудя. Но здесь возникает проблема, так как они не смогут 5 разделить на 12. Это заставит искать новый способ действия.)

Р а б о т а н а д з а д а ч е й:

I в а р и а н т

Если никто из учащихся не найдет нужного способа решения, то учитель использует прием обсуждения готового решения.

– Посмотрите, как я буду решать задачу, и попробуйте объяснить мои действия:

1) 1 кг = 1000 г.

2) 1000 : 5 = 200 (раз).

3) 12 · 200 = 2400 (ж.).

– Что обозначает второе и третье действия? (5 г – масса не одного, а двенадцати желудей. Ответ «200 раз» показывает, сколько раз по 12 желудей содержится в 1000 г. Поэтому, умножая 12 · 200, мы узнаем количество желудей в одном килограмме.)

– Может быть, теперь кто-нибудь догадался, как нужно действовать, чтобы узнать, сколько желудей в 5 кг?

Здесь возможны два способа.

I с п о с о б 1) 5 кг = 5000 г. 2) 5000 : 1000 = 5 (раз). 3) 2400 · 5 = 12000 (ж.). II с п о с о б 1) 5 кг = 5000 г. 2) 5000 : 5 = 1000 (раз). 3) 12 · 1000 = 12000 (ж.).

II в а р и а н т

Учитель может использовать прием переформулировки вопроса.

– Подумайте, как по-другому можно сформулировать данные вопросы:

1) Сколько раз по 5 г содержится в 1 кг? (а) Во сколько раз 1 кг больше 5 г? б) Сколько раз по 12 желудей содержится в 1 кг?)

2) Сколько раз по 5 г содержится в 5 кг? (а) Во сколько раз 5 кг больше 5 г? б) Во сколько раз желудей в 5 кг больше, чем в 5 г? в) Сколько раз по 12 желудей содержится в 5 кг?)

2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 311.

– Прочитайте задачу.

– Обозначьте на схеме известные и неизвестные величины, ориентируясь на условие и вопрос задачи.

IV. Сообщение темы урока. Работа над темой. - student2.ru

– С а м о с т о я т е л ь н о запишите решение задачи по действиям с пояснением.

1) 2450 : 7 = 350 (г) – масса пакета печенья.

IV. Сообщение темы урока. Работа над темой. - student2.ru

2) 350 + 150 = 500 (г) – масса пакета пряников.

3) 500 · 9 = 4500 (г) – масса 9 пакетов пряников.

4) 4500 г = 4 кг 500 г.

Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.

– Выберите выражение, которое является решением задачи:

а) (2450 : 7 – 150) · 9 б) (2450 : 7 + 150) · 9

VI. Итог урока.

– Какими единицами массы пользуются для измерения больших грузов?

– Во сколько раз 1 тонна больше, чем 1 центнер?

– Во сколько раз 1 килограмм меньше, чем 1 центнер?

Домашнее задание: № 312; тетрадь с печатной основой № 2 (задания № 10, 11, 12).

У р о к 81.
Соотношения Единиц массы

Цели: закреплять знание соотношений единиц длины и массы; совершенствовать умение решать задачи с изученными величинами; развивать умение анализировать и сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

З а д а н и е № 312.

IV. Сообщение темы урока. Работа над темой. - student2.ru

– Выберите выражение, которое обозначает массу слив в одной корзине:

а) 69000 : 15 – 1500

б) 69000 : 15 + 1500

в) 69000 – (1500 · 15)

IV. Сообщение темы урока. Работа над темой. - student2.ru

– Сколько килограммов слив поместится в 26 таких же корзинах?

3100 · 26 = 80600 (г)

80600 г = 80 кг 600 г

III. Устный счет.

З а д а н и я:

1. Выразите массу животных в центнерах и килограммах:

Масса льва – 150 кг = … .

Масса слона – 3 т = … .

Масса новорожденного кита – 800 кг = … .

2. Назовите пары равных значений величин, расположенных в разных столбиках:



40 т 700 кг 3 м 025 мм 4 т 7 ц 3 м 250 мм 3250 мм 407 ц 47 ц 3025 мм

3. Решите задачу.

Масса колибри, самой маленькой птички на Земле, 2 г, а масса страуса, самой крупной птицы, 120 кг. На сколько масса колибри меньше массы страуса?

4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.

Масса рыбы 3 кг плюс половина всей массы. Какова масса рыбы?

О т в е т: 6 кг.

Наши рекомендации