Моделирование в процессе решения задач
Моделирование - один из математических методов познания окружающей действительности, при котором строятся и исследуются модели. Моделирование упрощает процесс познания, так как выделяет и отображает только нужную грань реальности, абстрагируясь от незначимых факторов.
Текстовая задача — это словесная модель некоторой реальной ситуации. Чтобы решить задачу, надо построить ее математическую модель.
Математическая модель — это описание реального процесса на математическом языке.
Моделирование в процессе решения задач
Математической моделью текстовой задачи является числовое выражение (или несколько числовых выражений, если задача решается по действиям) и уравнение (либо система уравнений).
Этапы моделирования в процессе решения текстовой задачи.
I этап — перевод задачи на математический язык,
II этап - внутримодельное решение.
III этап - перевод полученного решения на естественный язык. На первом этапе происходит переход от одной модели к другой: от словесной модели (текстовой задачи) к вспомогательным моделям (рисункам, кратким записям, таблицам и др.), а от них к математической модели задачи (числовым выражениям и уравнениям). На втором этапе находятся значения числовых выражений, решаются уравнения. На третьем этапе происходит интерпретация результатов, используя полученное решение, формулируется ответ на вопрос, поставленный в задаче.
Задание 78
Решите задачу. Выделите этапы моделирования в процессе ее решения.
«Сколько надо купить линолеума, чтобы застелить полы в комнате шириной 3 м и длиной 6 м?»
В процессе развития мышление ребенка переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а впоследствии — к словесно-логическому. Применение наглядности на любом уровне мышления помогает детям в восприятии и осмыслении задачи, в поиске решения и формулировке ответа. Наглядность может быть непосредственно демонстрирующая задачу — применение конкретных предметов, о которых говорится в задаче. Реальные предметы можно заменить моделями, рисунками, схемами, знаками. Моделирование в процессе решения задачи развивает образное мышление и учит логически рассуждать.
В зависимости от используемых средств модели можно разделить на схематизированные и знаковые.
К схематизированным моделям относятся:
— вещественные (обеспечивающие физическое действие с предметами, описанными в задаче, или их заместителями, например счетными палочками),
— графические (рисунки, условные рисунки, чертежи, схемы). К знаковым моделям относятся:
Решение задач является одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуется умение проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, выделять главное, отбрасывать несущественное.
Задание 79
1. Для решения предложенной задачи постройте все виды схематизированных моделей:
«В коробке 12 карандашей. Скольким детям можно поровну разделить все карандаши?»
2. Продемонстрируйте использование различных моделей для решения данной задачи:
«У Пети с Машей всего 15 фломастеров, причем у Маши на 3 фломастера больше, чем у Пети. Сколько фломастеров у каждого ребенка?»
Вопросы для самоконтроля к теме № 6
1. Какая задача называется текстовой?
2. Какова структура текстовой задачи? З.Что значит решить задачу?
4. Что значит задача решена практическим методом?
5. Что значит задача решена арифметическим методом?
6. Что значит задача решена алгебраическим методом?
7. Что значит задача решена геометрическим методом?
8. Что значит задача решена логическим методом?
9. Назовите основные этапы решения текстовой задачи, раскройте цели и приемы их выполнения.
10. Что такое математическая модель?
11. Назовите этапы моделирования в процессе решения текстовых задач.
12. Какие виды моделей используют в процессе решения текстовых задач?
Задания для самостоятельной работы к теме №6
1. Придумайте простую задачу и решите ее различными возможными методами.
2. Придумайте составную задачу и решите ее арифметическим методом двумя способами.
3.Напишите диалог с ребенком (возраст определите сами), отражающий процесс решений конкретной задачи по этапам.
4.Придумайте педагогическую ситуацию, в которой ребенок неправильно решил задачу, и продемонстрируйте различные способы проверки правильности ответа.
5.Придумайте задачу, постройте для ее решения различные модели: вспомогательные (реальные предметы, предметы-заместители, рисунок, схему, чертеж, краткую запись, таблицу) и решающие (числовое выражение, уравнение).
6.Подберите логические задачи для дошкольников и младших школьников и проведите рассуждения в процессе их решения. 7. Предложите бытовую ситуацию (ремонт квартиры, приготовление пищи или др.), в которой вы вынуждены прибегнуть к решению задачи. Выявите этапы моделирования в процессе решения этой задачи. 9-7975
ПРИЛОЖЕНИЕ №1Государственный образовательный стандарт по предмету Математика (цикл «Математические и общие естественнонаучные дисциплины») для специальностей: 050704 («Дошкольное образование»), 050705 («Специальное дошкольное образование»),050718 («Специальная педагогика в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях») ЕН.01.
Роль математики в жизни общества; математические понятия, предложения, доказательства; элементы теории множеств; понятие величины и ее измерения; история создания систем единиц величин; этапы развития понятий натурального числа и нуля; системы счисления; понятие текстовой задачи и процесса ее решения; из истории развития геометрии; основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ВАРИАНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
для специальностей 050704, 050705, 050718
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс математики представляет собой дисциплину цикла «Математические и общие естественнонаучные дисциплины» (ЕН.01.), изучающуюся на базе знаний средней школы в педагогических колледжах на отделениях «Дошкольное образование» (050704), «Специальное дошкольное образование» (050705), «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» (050718).
Основная его цель — повысить общеобразовательный и культурный уровень будущих воспитателей, дать возможность осуществлять принцип научности в работе по математическому развитию детей.
Задачи курса:
1. Выявить место математики среди других наук и ее использование в различных сферах жизни.
2.Расширить знания научных основ предмета (элементы логики, теории множеств, чисел, величин, элементы геометрии).
3.Создать необходимую базу для изучения курсов «Методика математического развития» (специальности 05070Л, 050705), «Методика организации самоподготовки школьников по математике» (специальность 050718) и профессиональной деятельности (развития, воспитания и образования детей).
Для целенаправленной и плодотворной работы воспитателю общеобразовательных и специальных учреждений необходимо знать суть математических представлений, которые формируются у детей в дошкольном и школьном возрасте.
В данном курсе уделяется внимание вопросам логики и элементам теории множеств, которые не изучаются в явном виде в средней школе, но являются не только фундаментом всей математики, но основой математического развития ребенка и формирования всех видов деятельности. Лекции о геометрических фигурах, величинах, натуральных числах расширяют и систематизируют школьные знания, что обеспечит возможность грамотно осуществлять помощь детям в изучении математики. Формирование умения решать задачи - одно из условий успешного обучения в школе. Этой проблеме посвящена последняя тема, которая раскрывает понятие текстовой задачи и ее решения.
Умение пользоваться математическими методами познания, владение математическим языком, сформированное математических представлений, знание основных математических понятий и их взаимосвязей необходимо воспитателю для осуществления не только образовательных, но и обще-развивающих и коррекционных задач в процессе воспитания детей.
Для усвоения данного содержания возможны различные формы работы со студентами: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа. Семинары и практические занятия проводится с целью уточнить и систематизировать знания студентов, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, сформировать некоторые профессиональные умения. Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение литературы, составление рефератов, подготовку докладов и сообщений.
В течение семестра проводятся письменные и устные тематические зачеты, на основании результатов которых выставляется семестровая отметка. В конце изучения предмета возможно проведение экзамена.
Данная дисциплина преподается на 2-м курсе, на нее отводится примерно 40 учебных часов, из них 27 - лекционных и 13 - практических. Возможна корректировка в соответствии с учебным планом.
В результате изучения курса «Математики» студенты должны
иметь представление:
о роли математики в жизни общества;
о методах математического познания действительности;
об истории развития геометрии;
об истории развития систем единиц величин;
об этапах развития понятия числа;
знать:
объем и содержание изучаемых математических понятий;
виды явных и неявных определений;
структуру определения понятия через род и видовое отличие;
виды математических предложений;
схемы дедуктивных умозаключений;
Способы доказательства высказываний;
способы задания множеств, соответствии между двумя множествами и отношений между элементами одного множества;
виды отношений между множествами, определения подмножества, равных множеств, дополнения подмножества, равномощных и равночисленных множеств;
определения пересечения, объединения, разности множеств;
правила правильной классификации множества;
определение взаимно однозначного соответствия между двумя множествами;
свойства отношений между элементами одного множества;
определения и свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
свойства однородных величин;
значение измерения величин;
свойства натурального ряда;
определение счета элементов множества;
теоретико-множественный смысл натурального числа и нуля;
смысл натурального числа как результата измерения величины;
особенности десятичной системы счисления;
структуру текстовой задачи и методы ее решения;
виды моделей, используемых в процессе решения текстовых задач;
уметь:
правильно формулировать определения математических понятий курса;
определять родовидовые отношения между понятиями;
определять значение истинности высказываний;
задавать отношения на множестве с целью его упорядочения или разбиения на классы,
изображать изучаемые геометрические фигуры;
измерять величины (длину отрезка, площадь фигуры, объем вещества, массу тела);
записывать число в десятичной системе счисления;
моделировать в процессе решения текстовых задач.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Цель и задачи курса. Математика и ее роль в жизни общества. Математические объекты. Математические методы познания действительности: абстрагирование, идеализация, моделирование. Значение математики для других наук.
Практическое занятие
Заслушивание сообщений и проведение дискуссии на темы: «Математика вокруг нас»,
«Математика — царица и служанка всея наук», «Математика в устном народном творчестве)! и др.
Тема 1. Элементы логики
Объем и содержание понятия. Существенные и несущественные свойства. Отношение рода и вида между понятиями. Тождественные понятия. Особенности родовидовых отношений между понятиями.
Определение понятий. Явные и неявные определения. Структура и основные правила определения через род и видовое отличие. Контекстуальное и остенсивное определения.
Математические предложения. Элементарные и составные предложения. Логические связки: «ив, «или», «не». Составные предложения структуры: «А и В», «А или Й», «Не А». Высказывания и высказывательные формы. Определение значения истинности высказываний структуры: «А и В», «А или В», «Не А». Высказывания с кванторами. Кванторы общности и существования. Определение значения истинности высказываний с кванторами общности и существования.
Умозаключения и их виды. Отношения следования и равносильности. Дедуктивное умозаключение. Правила дедуктивных умозаключений: заключения, отрицания, силлогизма. Умозаключения по аналогии. Неполная индукция. Математическое доказательство. Прямые и косвенные доказательства. Полная индукция. Софизмы.
Практическое занятие
Выявление объема и содержания разных понятий. Формулировка определений разных видов. Определение истинности высказываний структуры: «А и В», «А или В», «Не А», высказываний с кванторами общности и существования. Построение умозаключений различных видов. Доказательство предложенных высказываний. Разбор софизмов.
Обсуждение заданий для дошкольников и младших школьников на выявление существенных и несущественных свойств объектов, построения рассуждений для установления значения истинности предложений.
Работа с опорным конспектом.