Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских способностей, обучающихся в процессе решения нестандартных задач в курсе алгебры основной школы.

Оглавление

Глава 1.Теоретические основы формирования исследовательских способностей, обучающихся в процессе решения нестандартных задач в курсе алгебры основной школы 5

1.1. Сущность понятия исследовательские способности. 5

1.2. Структура исследовательских способностей обучающихся. 6

1.3. Сущность понятия нестандартные задачи. 7

Глава 2.Теоретические исследования по проблеме развития исследовательских способностей обучающихся при решении нестандартных задач в курсе алгебры основной школы.. 8

2.1. Исследование различных подходов к определению нестандартной задачи и её дидактических функций в методике обучения и воспитания математике. 8

2.2. Анализ состояния проблемы формирования исследовательских способней обучающихся. 9

2.3. Особенности курса алгебры основной школы.. 10

Глава 3.Методическая система развития исследовательских способностей обучающихся в процессе решения нестандартных задач в курсе алгебры основной школы.. 11

3.1. Разработка системы нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 7-9 классов. 11

3.2. Экспериментальная проверка эффективности системы нестандартных задач в курсе алгебры 7-9 классов, способствующей формированию исследовательских способностей обучающихся. 12

3.3. ... 13

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Система образования, являясь одним из главных социальных институтов любого государства, определяет как нынешнее состояние, так и будущий прогресс общества и страны в целом. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.» одной из задач значится «модернизация образовательных программ, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания»[1]. В этом направлении многое уже сделано, и принятые федеральные государственные стандарты начального, общего среднего и полного образования активно осваиваются педагогами и учащимися.

Целью современного образования является, в первую очередь, развитие свойств личности, необходимых человеку для осуществления социально-значимой деятельности. Так, ожидаемыми результатами образования согласно принятым федеральным государственным стандартам старшей школы является выпускник, обладающий наряду с другими следующими личностными характеристиками («портрет выпускника школы»):

· креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и

творчества для человека и общества;

· владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

· мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

· готовый к сотрудничеству;

· способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

Как показывает практика, успешность человека в обществе определяется способностью грамотно планировать, предсказывать результаты и находить эффективные средства проверки правильности и значимости своей деятельности и, безусловно, способностью качественно осуществлять, внедрять результаты и анализировать последствия своей деятельности на благо общественного прогресса. Все вышеперечисленные действия в точности соответствуют логике проведения любого научного исследования, а обычно человек сталкивается с такого рода деятельностью ещё на школьной скамье. Таким образом, необходимость формирования и развития исследовательских способностей учащихся является одной из первостепенных задач современного образования.

Вопросу развития исследовательских способностей личности посвящен ряд работ психологической направленности, среди которых исследования Е.В. Амахиной, Т.А. Егоровой, А.Н. Поддъякова, Е.М. Раздульевой, А.В. Савенкова и др. Существует большое количество исследований, посвященных проблеме диагностики и развития исследовательских способностей, однако, она остается не до конца решенной. Среди ученых нет единого мнения относительно структуры, критериев оценки и уровней развития исследовательских способностей.

Поставленная цель данной выпускной квалификационной работы – разработать и апробировать систему нестандартных задач по алгебре, направленной на формирование исследовательских способностей обучающихся основной школы.

Гипотеза: выявление психолого-педагогических основ теории нестандартных задач позволит разработать систему данных задач в курсе алгебры 7 – 9 классов, направленную на формирование исследовательских способностей школьников.

Для того, чтобы цель раскрыть поставлены следующие задачи:

· выявить различные подходы к определению нестандартной задачи и её дидактических функций в методике обучения и воспитания математике;

· проанализировать состояние проблемы формирования исследовательских способностей обучающихся;

· разработать систему нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 7 – 9 классов;

· провести экспериментальную проверку эффективности системы нестандартных задач в курсе алгебры 7 – 9 классов, способствующей формированию исследовательских способностей обучающихся.

В ходе написания дипломной работы были использованы:

· нормативные документы: Государственная программа «Развитие образования» на 2013 – 2016 годы;

· психологическая, педагогическая и математическая литература: Е.В.

Амахиной, Т.А. Егоровой, А.Н. Поддъякова, Е.М. Раздульевой, А.В.

Савенкова и т.д.

В первой главе представленной дипломной работе рассмотрены теоретические аспекты заданной темы.

Во второй главе диплома представлены теоретические исследования по проблеме развития исследовательских способностей обучающихся при решении нестандартных задач в курсе алгебры основной школы.

В третьей главе представлена система нестандартных задач по некоторым темам курса и проверка её эффективности.

Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских способностей, обучающихся в процессе решения нестандартных задач в курсе алгебры основной школы.

Наши рекомендации