Натуральное число как результат измерения величины
Натуральные числа получаются не только в результате счета элементов множества, но и при измерении величин.
Рассмотрим смысл натурального числа как результата измерения на примере одной из величин — длины отрезка (рис. 89).
Пусть а — данный отрезок, е — единичный отрезок.
Если отрезок а состоит из n отрезков, равных е, то а= n е, где и -численное значение длины отрезка А при единице Е, А= n Е.
Натуральное число n как численное значение длины отрезка А показывает, из скольких выбранных единичных отрезков е состоит отрезок а. При выбранной единице длины Е это число единственное.
Отношения между числами как результатами измерения величины отражают отношения между величинами.
Пусть: n — численное значение длины отрезка А, m — численное значение длины отрезка В при одной и той же единице длины Е, тогда:
В процессе измерительной деятельности и решения задач старшие дошкольники работают с численными значениями величин. Например:
1) «Длина синей ленты 5 мерок, а длина красной ленты 3 такие же мерки. Какая лента длиннее? Почему?»
2) «У Маши длина парты 5 мерок. У Саши парта такой же длины. Сколько мерок должно уложиться при измерении Сашиной; парты? Почему?»
Зная связи между числами, дети выясняют отношения между величинами, и наоборот, зная отношения величин, выясняют отношения между их численными значениями.
Смысл операций с числами можно рассматривать, исходя из трактовки числа как результата измерения величины.
Сумму натуральных чисел тип можно рассматривать как численное значение длины отрезка а, состоящего из отрезков Ь и с, длины которых выражаются натуральными числами тип (рис. 90).
Пример: «Длина ткани 5 м, отрезали 3 м. Какова длина оставшегося куска?» В данной задаче из длины 5 м вычитается длина 3 м. Надо узнать численное значение длины оставшегося куска ткани. Для этого надо найти разность 5-3.
Аналогично можно истолковать смысл натуральных чисел и действий с ними в связи с измерением других величин (площади, массы, стоимости, времени и др.).
Задание 67
1. Определите смысл натурального числа и действий с числами, используя:
— измерение площади;
— измерение массы.
2. Приведите примеры задач, в которых используются операции с величинами. Обоснуйте выбранное действие при решении каждой задачи.
Способы записи чисел
Человеку необходимо уметь правильно называть и записывать числа, уметь правильно выполнять действия над ними. Для решения этой проблемы люди разных стран изобретали различные системы счисления.
Система счисления - это язык для наименования, записи чисел и выполнения действий над ними.
Самой старой системой счисления считается двоичная. Человек вел счет не при помощи пальцев, а при помощи рук. Переход к пальцевому счету привел к созданию пятеричной системы, десятеричной и др. В Древнем Вавилоне считали группами по 60, система счисления была шестидесятеричная.
В настоящее время наиболее широкое применение получила десятичная система счисления, хотя используются и другие:
шестидесятеричная — при измерении времени,
двенадцатеричная - при счете дюжинами,
двоичная — например, в компьютере и др.
Различают позиционные и непозиционные системы счисления.
В непозиционных системах счисления значение цифры (знака, используемого для записи чисел) не зависит от ее места (позиции) в записи числа.
Примером непозиционной системы может быть римская нумерация. В ней 7 знаков:
I - один,
V — пять,
X - десять,
L - пятьдесят,
С- сто,
D — пятьсот,
М— тысяча.
Все другие числа получаются из этих семи при помощи двух арифметических действий: сложения и вычитания.
Например, IV - четыре (5-1=4), VI — шесть (5+1=6). Записи IV и VI показывают, что римская система счисления непозиционная -где бы ни стоял знак V или I - он всегда имеет одно и то же значение.
В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее позиции в записи числа.
Примером позиционной системы счисления является используемая повсеместно десятичная система. В ней для записи чисел используется 10 цифр, и значение каждой цифры зависит от места (позиции), которое она занимает в записи числа. Например, в записи 253 цифра 2 обозначает сотни, в записи 325 - цифра 2 обозначает десятки, а в записи 532 — цифра 2 обозначает единицы.
Задание 68
Запишете число 2678 в римском нумерации.
Примечание.
Заслушиваются доклады и сообщения, предварительно подготовленные студентами, на темы: «Возникновение и развитие нумерации», «Системы счисления разных народов», «Запись чисел в Древней Руси», «Происхождение десятичной системы счисления».
5.6. Особенности десятичной системы счисления
Трудности в развитии науки были преодолены с созданием в Древней Индии десятичной системы записи чисел и введением понятия нуля. Первыми заимствовали у индийцев цифры и десятичную систему арабы, поэтому ее часто называют арабской.
В десятичной системе счисления для записи чисел используются 10 знаков (цифр): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Для краткости записи цифры пишут друг за другом, а значение цифры зависит от ее места, считая справа налево.
Например: 5437 - краткая запись числа «пять тысяч четыреста
Данная система записи чисел называется десятичной, так как 10 является основанием системы, то есть 10 единиц одного разряда составляют 1 единицу следующего разряда.
В целях подготовки к усвоению десятичной системы счисления старшие дошкольники знакомятся с цифрами, учатся считать группами (в том числе десятками). Младшие школьники, знакомясь с: десятичной системой счисления, выполняют задание: «Представь, число в виде суммы разрядных слагаемых», учатся называть разряды, и классы.
Три первых разряда образуют класс единиц, следующие три разряда — класс тысяч, затем идет класс миллионов и др. (рис. 91).
Для записи любого числа достаточно 10 цифр. Для называния чисел в пределах миллиарда достаточно 16 различных слов: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок,
ТЕМА 6
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ