Ходовая часть танков Великобритании
Для танкостроения Великобритании характерны нетрадиционные подходы к конструированию узлов и агрегатов бронированных машин. Но наряду с оригинальными, получившими признание, решениями о полулежачем размещении водителя и термоизоляции ствола пушки танка «Чифтен», вызывают некоторое недоумение перегруженные трансмиссии с циркулирующими потоками мощности танков «Центурион» и «Чифтен», упорное неприятие индивидуальных торсионных систем и приверженность к блокированным системам подрессоривания («Центурион», «Конкэрор», «Чифтен»), неожиданное применение гидропневматической подвески на танке «Челленджер», использование гусениц с траками открытого металлического шарнира, но с асфальтоходными подушками на практически всех послевоенных танка, включая новейший «Челленджер», «тянущий» тип зацепления зубьев венцов ведущих колес с гусеницами.
Танк «Чифтен»
Ходовая часть танка выполнена по шестиопорной схеме с задним расположением ведущих колес, тремя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками ОМШ последовательного типа, блокированной пружинно-балансирной с гидравлическими телескопическими амортизаторами системой подрессоривания (рис. 8).
Особенности ходовой части танка «Чифтен»:
- блокированная через упругие элементы (пружины …) система подрессоривания;
- гусеницы с траками ОМШ последовательного типа, с асфальтоходными подушками, устанавливаемыми по одной на трак;
- «тянущий» тип зацепления ведущего колеса с гусеницей;
- сравнительно большой удельный вес ходовой части …. 23,7% в общей массе танка).
Основные характеристики:
Масса танка, т | 54,8 |
Масса ходовой части, т | 13,0 |
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) | 0,9 (88,5) |
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) | 44,2 (4,72) |
Клиренс, мм | |
Гусеница | Из стальных траков ОМШ последовательного типа, металлической беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками, устанавливаемыми под одной на трак |
Ширина, мм | 610 (650?) |
Шаг, мм | |
Толщина, мм | · |
Масса трака, кг | 24,1 |
Число траков, шт. | 97 (98?) |
Масса гусеницы, кг | 2360 (2350?) |
Усилие предварительного натяжения гусеницы, кгс | |
Ведущее колесо | Двухрядное, стальное со съемными венцами |
Число зубьев, шт. | |
Масса, кг | · |
Возвышение над дорогой, мм | |
Опорный каток | Двухбандажный с резиновыми шинами, съемными стальными дисками |
Ширина, мм | |
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм | 802 / 127 / 53 |
Масса, кг | |
Направляющее колесо | Двухрядное с металлическими ободами |
Масса, кг | · |
Поддерживающий каток | Двухбандажный с резиновыми шинами |
диаметр, мм | 290 (286?) |
масса, кг | |
Механизм натяжения | Механический, кривошипно-червячный |
Система подрессоривания | Блокированная, пружинно-балансирная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами (1,2) |
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм | 159 / 83 |
модуль жесткости, кгс/см (Н/см) | 330 (3240) |
длина балансира, мм | |
Масса амортизатора, кг | · |
Достоинства:
- применение асфальтоходных подушек (см. оценку М60AI)
Недостатки:
- малая энергоемкость, низкая живучесть блокированной системы подрессоривания;
- малые динамические хода опорных катков, недостаточное количество амортизаторов и, как следствие, плохая плавность ходя машины;
- низкая надежность гусениц с открытым металлическим шарниром (малый срок службы – 1,5 – 2,5 тыс. км);
- большие потери мощности двигателя в ходовой части;
- невзаимозаменяемость направляющих колес и опорных катков;
- «тянущий» тип зацепления ведущего колеса с гусеницей, при котором поворот трака при входе го на ведущее колесо происходит при скольжении цевки по поверхности зуба, что вызывает усиленный износ цевок и зубьев особенно в условиях движения по абразивным грунтам.[1]
Танк «Челленджер»
Ходовая часть танка выполнена по шестиопорной схеме задним расположением ведущих колес, четырьмя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками ОМШ последовательного типа, индивидуальной гидропневматической системой подрессоривания.
Особенности ходовой части танка «Челленджер»:
- гусеничный движитель танка «Челленджер» идентичен движителю танка «Чифтен» с незначительными изменениями (имеются сведения о применении гусениц с траками РМШ);
- система подрессоривания танка принципиально отлична от предшествующей (танка «Чифтен») и является гидропневматической с гидравлическими ограничителями хода опорных катков (рис. 9).
Основные характеристики:
Масса танка, т | 62,0 |
Масса ходовой части, т | · |
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) | 0,99 (0,96) |
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) | 5,17 |
Клиренс, мм | 500 (510?) |
Гусеница | Из стальных литых траков ОМШ последовательного типа, металлической беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками |
Ширина, мм | 630 (650?) |
Шаг, мм | |
Толщина, мм | · |
Масса трака, кг | 24,1 |
Число траков, шт. | 97 (98?) |
Масса гусеницы, кг | 2360 (2350?) |
Усилие предварительного натяжения гусеницы, кгс | |
Ведущее колесо | Двухрядное, стальное со съемными венцами |
Число зубьев, шт. | |
Масса, кг | · |
Возвышение над дорогой, мм | |
Опорный каток | Двухбандажный с резиновыми шинами и съемными стальными дисками |
Ширина, мм | |
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм | 802 /155 / 53 |
Масса, кг | |
Направляющее колесо | Двухрядное с металлическими ободами |
Масса, кг | · |
Поддерживающий каток | Двухбандажный с резиновыми шинами |
диаметр, мм | 290 (286?) |
масса, кг | |
Механизм натяжения | Механический, кривошипно-червячный |
Система подрессоривания | Гидропневматическая, индивидуальная с гидравлическими ограничителями хода опорных катков на всех подвесках |
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм | 350 (215, 340?) / 150 (65?) |
длина балансира, мм | 450 (500?) |
Достоинства:
- применение гидропневматической системы подрессоривания существенно повысило плавность хода танка «Челленджер» по сравнению с предшественником, возросли средняя скорость движения и точность стрельбы из танка с ходу.
Недостатки:
- недостатки такие же как и у гусеничного движетеля танка «Чифтен» (см. «Чифтен»).