Урок 73. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Цели: развивать умение выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние».
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; устанавливать аналогии; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пропуск, учащиеся поднимают карточку с ответом.)
Множитель | |||||||||
Множитель | |||||||||
Произведение |
2. Задание на смекалку
Найдите в каждом ряду лишнее число и объясните, чем оно отличается от остальных.
2, 3, 6, 7, 11, 8. (11 — двузначное число.)
18, 12, 3, 29, 45, 28. (3 — однозначное число.)
10, 200, 3000, 36, 40, 500. (36 - не круглое число.)
172, 162, 152, 132, 145, 182 (145 — число единиц выражено цифрой 5, а у остальных чисел — цифрой 2.)
3, 6, 9, 11, 15, 18. (11 — число не кратно 3.)
Самоопределение к деятельности
Рассмотрите примеры.
207 • 80 236 • 400 8031 • 2000
—Чем похожи примеры?
—Как выполнить умножение?
—О чем нужно помнить при записи примеров столбиком?
—Решите примеры.
(Три ученика работают у доски.)
—Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном умножении на числа, оканчивающиеся нулями.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
—Решите примеры на с. 14.
(Два ученика с места комментируют решение.) № 47 (с. 14).(Самостоятельное выполнение. Шесть учеников работают у доски. Взаимопроверка.) № 48 (с. 14).
—Прочитайте задачу.
—Что значит «с каждого квадратного метра»? (С 1м2 впервой теплице собирали по 32 кг овощей, а во второй — по 28 кг овощей.)
—Как узнать общее количество овощей, собранных в первой теплице?
—Как узнать общее количество овощей, собранных во второй теплице?
—Запишите решение задачи выражением. (32•400 + 28• 300 = 21200 (кг).)
(Тем, кто испытывает затруднения, учитель предлагает заполнить таблицу.)
Количество овощей с 1 м2 | Площадь теплицы | Общее количество овощей | ||
Первая теплица | 32 кг | 400 м2 | ? | 1 - |
Вторая теплица | 28 кг' | 300 м2 | ? | ^ • |
№ 51 (с. 14).
(Устное выполнение.)
—Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертеж.
—Что сказано о времени движения? (Они выехали в 9ч и встретились в 11 ч.)
—Значит, они выехали одновременно. Как узнать, сколько часов они были в пути? (11 — 9 = 2(ч).)
—Прочитайте задачу 2. Что значит «встретились через 40 мин»? (Значит, оба были в пути по 40мин.)
—Чем похожи эти задачи?
—А как вы думаете, почему флажок, т. е. место встречи, на первом чертеже находится на середине отрезка, а на втором — ближе к велосипедисту? (В первой задаче говорится о велосипедистах, их скорость одинаковая. А во второй задаче речь идет о мотоциклисте и велосипедисте. Скорость мотоциклиста больше, значит, за один и тот же промежуток времени он проедет больше, чем велосипедист.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 50 (с. 14).
—Прочитайте задание. Какие единицы измерения можно сравнивать? (Одинаковые.)
—Как поступить, если даны разные мерки? (Надо перевести единицы длины, массы, времени, площади в другие: мелкие — в более крупные или крупные — в более мелкие, используя соотношения между ними.)
—Выполните необходимые преобразования и сравните величины. (Проверка. Один ученик читает ответы. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 52 (с. 14).)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 8, 9 (с. 13).(Самостоятельное выполнение.)
7.Рефлексия(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 14). Взаимопроверка.) Ответ: 16 400.
—Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
—Какие умения мы совершенствовали сегодня на уроке?
—Что надо помнить, выполняя умножение чисел, оканчивающихся нулями, столбиком?
—Какое задание было самым интересным?
—Какие затруднения вы испытывали?
—С каким чувством вы уходите с урока?
Домашнее задание
Учебник: № 49 (с. 14).
Рабочая тетрадь: № 11, 12 (с. 14) - по выбору.
Урок 74. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
Цели: познакомить с письменным приемом умножения двух чисел, оканчивающихся нулями; совершенствовать умение решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние».
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями; решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; ставить вопрос задачи по заданному условию; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Устный счет
Веселые задачи
Мама завела себе несколько кактусов. Когда трехлетняя Маша папиной бритвой старательно побрила половину маминых кактусов, осталось еще 12 колючих кактусов. Сколько небритых кактусов завела себе мама? (24.)
Саша свой дневник с двойками закопал на глубину 7 м, а Паша закопал свой дневник на глубину 11 м. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Паша? (На 4 м.)
Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой, получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи — получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки? (5 кг.)
Логическая задача
Три поросенка построили три домика: из соломы, из прутьев и из камней. Каждый из поросят построил один домик. Ниф- Ниф построил домик не из камней и не из прутьев, Нуф-Нуф — не из камней. Какой домик построил Наф-Наф? (Из камней.)
(Для решения задачи можно составить таблицу.)
Солома | Прутья | Камни | |
Ниф-Ниф | + | - | - |
Нуф-Нуф | - | + | - |
Наф-Наф | - | - | + |